Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА I . См. Приложение 1.



                                                  ГЛАВА I 

                            Война и сознание фронтовика

Сильное влияние на формирование сознания и поведения представителей фронтового поколения оказали следующие направления общественных настроений, сложившиеся в предвоенный период: вера в мудрость руководителя государства и правильность линии партии, привычка к труду и бытовым трудностям, готовность пожертвовать собой, чувство коллективизма, желание служить в армии, воспитание выносливости и готовности к войне через различные спортивно-военизированные организации, стремление к учению и овладению воинскими специальностями при достигнутых успехах в образовательной сфере в 1930-е гг., чрезвычайно высокие патриотические настроения. Мой герой в этом плане не был исключение. Он хотел воевать, сражаться за Родину и считал это почётным

См. Приложение 1.

       В сознании каждого человека фронтового поколения Великая Отечественная война воспринимается как четкое разграничение временного потока — «до» и «после». Первый день войны не всегда воспринимался фронтовиком как временной рубеж, осознание войны происходило зачастую позднее, при личном непосредственном столкновении с трагедией войны. У моего героя война по большому счёту началась с того момента, как его призвали на фронт. Неудивительно, что он даже сфотографировался на память о последних мирных днях и написал на обороте: «Последний день на гражданке». По рассказам моего героя  начало войны вызвало сильное эмоциональное потрясение, что, в свою очередь, концентрировало сознание и придавало ему ощущение устойчивости в дальнейшем.

Экстремальные боевые условия способствовали усилению одной их важнейших «мужских» установок: солдат-мужчина обязан был проявлять и проявлял себя как защитник. В то же время критерии и установки мужественности на войне трансформировались. К закрепленным опытом войны признакам мужественности относятся преодоление страха,категоричность суждений и оценок, ответственное отношение к выполнению общественного долга по защите Родины, усиление отцовских и супружеских чувств мужчины-семьянина (тревога по поводу здоровья и благополучия родных, ответственность за будущее собственных детей, переосмысление опыта совместно прожитой жизни, новое, спровоцированной войной осознание семьи). В дневнике моего героя трудно это проследить, так как он был молодым человеком,у него не было семьи. Однако в условиях войны у мужчин проявлялись установки, которые более дифференцируются по отношению к женщине, к каковым относятся повышенная эмоциональность, открытое выражение обостренной чувственности, размышления о содержании основополагающих понятий (верность, измена, счастье), постоянные импульсы саморефлексии.

См. Приложение 2.

Реальный человек, очутившись в экстремальной ситуации войны, не всегда выполнял социальные предписания общества относительно своей тендерной принадлежности. Более того, субъективное самовосприятие способствовало выработке собственных представлений о должном и разрешенном, необходимом и необязательном в поведении мужчин. Отношение к женщинам у моего героя было, наверное, такое же, как и у все мужчин во время войны. Ведь каждый в то время жил как последний день в своей жизни, никто не знал, настанет ли завтрашний день или нет. И именно поэтому каждый мужчина думал, что все женщины должны смотреть именно на него, а не никого другого и быть вместе с ним. Мой герой общался с разными  девушками, но особое отношение он испытывал к девушке   Дусе. Он  познакомился с этой девушкой в госпитале.

См. Приложение 3.

Война размыла возрастные границы и признаки национальной принадлежности народов Советского Союза. Это произошло в силу того, что фронтовики оказались в едином пространстве, где подчинялись единым приказам и стремились к единой цели. Несколько поколений соединились в одно фронтовое поколение. Интересно, что в дневнике моего деда нет ссылок на национальную принадлежность и возраст его друзей и однополчан. Видимо для него в то время это было совсем неважно и не имело никакого значения.

Моему герою во время войны было 18 лет. И для него были характерны пре­имущественно позитивные качества, присущие для всех молодых людей  — стремление к службе в армии, желание обучиться военному делу, быстрая приспособляемость к новым экстремальным условиям, каковым является фронт, большая склонность к риску, пренебрежение опасностью — имели немалое значение для фронтовика в бое­вой обстановке. Экстремальные ситуации не пугали его. Из дневника моего героя, мы видим, что он часто ведёт себя не разумно, безшабашно.

См. Приложение 4.

 Фронтовика-семьянина на войне постоянно волновали забота о семье, близких, оставшихся в тылу. Солдат на фронте воевал ради своих близких, и эта ответственность за семью помогала ему выжить.Мужчина проявлял себя в роли защитника, и совершенно очевидно, что военная ситуация усиливала этот важнейший критерий маскулинности. Она содействовала закреплению ряда предписанных обществом и поддерживаемых на бессознательном уровне «мужских» качеств: стимулировалапреодоление страха, вызывалакатегоричность суждений и оценок, повышала чувство ответственности выполнения общественного долга по защите Родины, усиливала отцовские и супружеские чувства мужчины-семьянина. В то же время в условиях войны у мужчин проявлялись некоторые «женские» установки: порой излишняя эмоциональность.

См. Приложение 5.

    Возможно, что сентиментальные всплески у мужчин — авторов солдатских писем и дневников — могут расцениваться как ответные компенсаторные механизмы человеческой психики на жестокость войны, вынужденное убийство другого, потенциальную возможность быть убитым, вид близкой смерти (гибель товарищей, друзей). Казалось бы, война как реальная возможность проявления истинно мужских качеств (смелости, твердости духа, геройства, лихости, умения испытать риск, достойно преодолеть трудности) должна была усилить в мужчине мужественность. Однако в реальности человек в ситуации войны не следовал строго определенной социополовой модели. Более того, экстремальные условия подталкивали к складыванию личных суждений о возможном в поведении мужчины. Самоценность собственной жизни была гораздо выше у человека зрелого,  до войны создавшего семью, нежели у молодого военнослужащего, для которого в большей мере были присущи порыв лихости, риск, самопожертвование. Однако возрастные и гендерные особенности ни в коем случае нельзя разделить по отношению к ответственности выполнения общественного долга, чувству, которое в годы Великой Отечественной войны нельзя не признать высочайшим, святым, благородным. Мой герой был человеком молодым и очень часто в нем брала верх бравада, желание прихвастнуть, показать себя героем. Но, судя по дневнику, он не был ни лихачём, ни безрассудным и к войне относился как к тяжёлой работе на которой иногда можно и отдохнуть.

См. Приложение 6.

 В результате приобретения индивидуального опыта «враг» для каждого бойца становился более конкретным и оттого более ненавистным. Эту ненависть солдаты переносили и на всех жителей Германии. Я долго сомневался, затрагивать ли эту тему – тему отношение к побеждённым. Как бы отнёсся бы мой герой к тому, что будущие поколения увидят другую сторону войны, очень неприглядную и жестокую. Но правду должны знать. Ведь она показывает нам, что любая война приводит не только к тому, что пробуждает в человеке его лучшие качества, но и самые плохие.  На протяжении войны ненависть к врагу перерастала в жажду скорейшей праведной мести. Однако на завершающем этапе войны в сознании некоторых бойцов появлялась терпимость к врагу, а после вступления на территорию побежденной страны — восхищение хозяйственностью, аккуратностью немцев, такие свидетельства в дневнике не являются единичными.

См. Приложение 7.

                            



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.