Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глоссарий по теме 2.. Глоссарий по теме 3.. Глоссарий по теме 4.



Глоссарий по теме 2.

1. Экономический тренд; это упорядоченное и довольно постоянное изменение каких-либо экономических показателей. Обычно вычисляется путём обработки статистических данных, нередко используют математическую "выборку", если речь идёт о слишком большом количестве показателей.
2. Экономический (деловой) цикл; это период, в течение которого происходят колебания уровня деловой активности, выражающиеся в изменении объема выпуска и занятости в масштабах национальной экономики. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность.
3. Экономический рост; увеличение объёма выпуска товаров и услуг на душу населения в рассматриваемой экономической системе;
4. Экстенсивный экономический рост; это рост ВВП за счет использования б0льшего количества ресурсов в экономике;
5. Интенсивный экономический рост это рост ВВП за счет более эффективного использования ресурсов в экономике (совершенствования физических и социальных технологий).
6. Валовой внутренний продукт; это рыночная стоимость всех товаров (услуг), предназначенных для конечного потребления, экспорта, создания запасов, произведенных на территории страны за определенный период времени;
7. Основное макроэкономическое тождество; Y= C+I+G+Xn
8. Потребительский спрос домохозяйств; расходы домохозяйств на товары и услуги, созданные в этом году;
9. Инвестиционный спрос фирм; –расходы, связанные с расширением производства, затраты на приобретение оборудования, строительство зданий и сооружений, прирост товарных запасов (чистые инвестиции) + расходы, предназначенные для возмещения износа капитала (амортизация);
10. Чистые инвестиции; это сумма всех ресурсов, направленных на создание капитала, основного и оборотного, за минусом амортизации.
11. Амортизация как расходы; это расходы на возмещение физического и морального износа капитала.
12. Государственные расходы; это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
13. Государственные закупки; это расходы государства на строительство школ, дорог, содержание армии, аппарата управления, приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного и непроизводственного потребления государственными учреждениями и организациями; государственные инвестиции;
14. Чистый экспорт; –разница между объемом экспорта и импорта.
15. Совокупный спрос (определение, проиллюстрируйте графически);   1) это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. 2) макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен.
16. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос; Потребительские расходы, которые зависят от: Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос. Инвестиционные расходы, к которым относят: Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса. Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD. Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD. Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса. Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD. Государственные расходы Расходы на чистый экспорт Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране. Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
17. Совокупное предложение (определение, проиллюстрируйте графически); вся конечная продукция (в стоимостном выражении) произведенная (предложенная) в обществе.   Кривая совокупного предложения показывает зависимость общего объема предложения от общего уровня цен в экономике. Совокупное предложение (AS) отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
18. Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение Неценовые факторы совокупного предложения:   Изменение цен на ресурсы: Наличие внутренних ресурсов Цены на импортные ресурсы Господство на рынке Изменение в производительности (объем производства/общие затраты) Изменения правовых норм: Налоги с предприятий и субсидии Государственное регулирование
19. безработица: определение, причины, последствия; это социально-экономическое явление, характеризующее состояние рынка труда, когда предложение труда превышает спрос на труд; Безработный — это человек в трудоспособном воз­расте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.   Причины безработицы:   1) внедрение новых техноло­гий, оборудования в эконо­мике приводит к сокраще­нию излишней рабочей силы;   2) экономический спад или депрессия (застойное со­стояние экономики), кото­рые вынуждают работо­дателей снижать потреб­ность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;   3) политика правительства и профсоюзов в области опла­ты труда: повышение ми­нимального размера зара­ботной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;   4) сезонные изменения в уровне производства и от­дельных отраслях эконо­мики (строительство, сель­ское хозяйство, туризм и др.);   5) рост численности населения в трудоспособном возрасте уве­личивает предложение труда, и возрастает вероятность безра­ботицы.   Последствия безработицы   Позитивные  1) Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства.   2) Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы → снижение предполагаемого уровня инфляции.   3) Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.   Негативные 1) Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный валовой национальный продукт (ВНП) существенно меньше потенциального. 2) Снижение уровня жизни населения: создаются предпосылки для сокращения доходов, работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. 3) Потеря профессиональных знаний и навыков, сложности трудоустройства. 4) Моральная травма → алкоголизм, наркомания, самоубийства, рост преступности.  
20. экономически активное население; Занятое и неработающее, но ищущее работу, трудоспособное население;
21. трудоспособное население; это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте (16–54 для женщин, 16–59 для мужчин), способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовом процессе.
22. уровень безработицы; это соотношение между численностью безработных и экономически активным населением;
23. уровень участия в экономически активном населении; это соотношение между экономически активным населением и трудоспособным населением.
24. фрикционная безработица; это временная, как правило, добровольная и непродолжительная безработица, которая возникает при перемене рабочего места, смене этапов жизненного пути;
25. структурная безработица; это высвобождение рабочей силы под действием структурных и технологических сдвигов в экономике, изменением спроса на отдельные профессии;
26. циклическая безработица; высвобождение рабочей силы, вызванное циклическим спадом производства.
27. институциональная безработица; вид безработицы естественной, часто порождаемой институтом социальной защиты безработных, при этом чем выше пособие, тем продолжительнее время поиска работы.
28. естественный уровень безработицы; Это фрикционная и структурная безработица;
29. Закон Оукена; эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и темпом роста безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2 % приводит к повышению уровня безработицы на 1 %. При этом точкой отсчета берется темп роста ВВП в 3 % в год.
30. инфляция: определение, причины, последствия; это явление обесценивания денег, которое , как правило, сопровождается ростом общего уровня цен. Нужно помнить, что не каждый рост цен связан с обесцениванием денег (т.е. носит инфляционный характер). На практике различают следующие причины инфляции:   1. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт проведения массового кредитования. При этом денежные средства для кредитования берутся не из сбережений, а выдаются от эмиссии необеспеченной валюты. Заметнее всего это происходит в периоды экономического кризиса или военных действий.   2. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу (включение «печатного станка») сверх потребностей товарного оборота.   3. Сокращение реального объёма национального производства, которое при более-менее стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров, работ и услуг соответствует прежнее количество денег, то есть, на единицу произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг приходится больше денег.   4. Монополия крупных компаний на установление цены и определение собственных издержек производства, особенно в ресурсо-добывающих отраслях производства и в сырьевых отраслях.   5. Монополия профсоюзов при определении уровня зарплат.   6. Рост налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.   7. Снижение курса национальной валюты (особенно при большом количестве импорта в страну).   К положительным последствиям инфляции можно отнести следующие моменты:   1. Инфляция оказывает стимулирующее влияние на товарооборот, так ожидание роста цен в будущем побуждает потребителей приобретать товары сегодня.   2. Инфляция служит фактором «естественного отбора» экономической эволюции. В условиях инфляционного развития экономики разоряются слабые предприятия. Таким образом, в национальной экономике остаются функционировать только самые сильные и эффективные предприятия. При этом инфляция может способствовать росту конкурентоспособности отечественных товаров.   3. В экономике с неполной занятостью умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать.   4. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и заемщиками, причем в выигрыше оказываются заемщики. Получив долгосрочную ссуду под фиксированные проценты, заемщик должен будет вернуть лишь часть ее, так как реальная покупательная способность денег уменьшится из-за инфляции.   5. При инфляции выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора.   К отрицательным последствиям инфляции можно отнести следующие моменты:   1. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Так, от непредвиденной инфляции теряют доходы держатели сбережений на расчетном счете (деньги обесцениваются, и сбережения уменьшаются).   2. Обесцениваются ценные бумаги.   3. Резко обостряются проблемы эмиссии денег.   4. Происходит стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов, в результате которого при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий. Так, кредиторы (лица, выдавшие кредит), через некоторое время ожидают возвращения кредита деньгами, которые потеряли свою покупательную способность.   5. Снижается экономическое благосостояние тех, кто хранит денежные накопления в банках, если обычный банковский процент ниже уровня инфляции.   6. Рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.   7. Искажаются все основные экономические показатели, такие как ВВП, рентабельность, процент и т.п.   8. Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, при гиперинфляции останавливаются производства и сокращается объем продаж товаров, продукции, работ и услуг, что, в свою очередь, приводит к снижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.
31. инфляция открытая; это инфляция, когда наблюдается рост цен на большинство товаров и услуг, производимых в стране;
32. инфляция скрытая; это инфляция «замороженных» государством цен и возникновения дефицита товаров и услуг.
33. инфляция спроса; обесценивание денег и рост цен, вследствие превышение денежного спроса над товарной массой;
34. инфляция предложения (издержек); рост цен вследствие увеличения издержек производства и падения деловой активности;
35. индекс дефлятора ВВП; ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике.
36. индекс потребительских цен; отражает изменение стоимости определенного набора предметов потребления («корзины»), обеспечивающий минимальный или рациональный уровень потребления;
37. дефляция; это повышение реальной стоимости денег и снижение общего уровня цен на товары, работы и услуги.
38. дефляционная ловушка; ситуация в экономике, когда при низкой учетной ставке центральный банк не имеет возможности ее простимулировать ни через снижение ставки, ни через увеличение денежного предложения.  
39. инфляционные ожидания. это предполагаемые, прогнозируемые, ожидаемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую денежную и ценовую политику, оценивают доходы, расходы, прибыль, кредиты.

 

Глоссарий по теме 3.

1. налог; обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
2. сбор; обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. налоговые льготы; уменьшение налогов, путем установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов (например, на инвестиции в новые технологии) или определенных видов доходов;
4. налоговый кредит; отсрочка выплаты налогов ;
5. налоговые каникулы; освобождение от выплаты налогов и сборов на определенное время;
6. ускоренная амортизация; ускоренное амортизационное списание основного капитала в размерах значительно превышающем его физический и моральный износ для пополнения амортизационного фонда;
7. налоговая прогрессия; Возрастание налога по мере возрастания дохода
8. целевые налоги ( страховые взносы); налоги, взимаемые целевым назначением на определенные нужды, форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий.
9. суверенные фонды; государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты.
10. методы использования суверенных фондов; средства фонда могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. период высоких цен на сырье фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской болезни экономики» выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и к дефолту по государственным долгам. ориентирован на максимизацию доходности, имеет наиболее широкий выбор доступных для инвестирования финансовых инструментов, потенциально способных принести большую доходность, однако при большем уровне риска.
11. прямые налоги (пример); взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов, они не могут быть переложены на других субъектов налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог и др
12. местные налоги (пример); К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.
13. пропорциональная ставка налога; Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество). Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.
14. регрессивная ставка налога; система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы (в отличие от пропорционального налогообложения с независимой от величины дохода ставкой налога).
15. прогрессивная ставка налога; система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы.
16. Кривая Лаффера; характеризует взаимосвязь между размером налоговой ставки и величиной налоговых поступлений в бюджет; с ростом налоговой ставки доходы бюджета от сбора налогов поначалу увеличиваются, но начиная с критической точки (оптимальный размер налоговой нагрузки), начинают сокращаться;
17. НБП в «запредельной» зоне кривой Лаффера; Налог слишком большой, поступления сокращаются
18. НБП в допредельной зоне кривой Лаффера; Налог слишком маленький, поступления могут быть больше
19. дискреционная НБП ( определение, инструменты, эффективность, риски); это целенаправленное изменение величин налогов и государственных расходов в результате специальных решений правительства, направленных на изменение деловой активности, занятости и темпов инфляции; Инструменты: налоговые ставки, льготы, штрафы, налоговые кредиты, ускоренная амортизация, социальные выплаты работодателей, большинство социальных трансфертов
20. недискреционная НБП (определение, инструменты, эффективность, риски); «автоматическое» изменение налогов и государственных расходов в результате циклических колебаний с помощью механизма «встроенных стабилизаторов» Эти механизмы зафиксированы в налогово-бюджетном законодательстве и не требуют постоянной корректировки экономической политики; Налоговая прогрессия; Налоги на доходы; Стабилизационный фонд; Закупки с/х продукции; Пособия по безработице
21. фискальная экспансия: фаза цикла, характер политики ( сдерживающая или стимулирующая, НБП или ДКП, цель); Правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний экономических циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.   представляет собой политику стимулирования и направлена на ограничение циклического спада экономики. Такой вид фискальной политики государства осуществляется посредством увеличения государственных расходов или снижения налогов. Иногда используются оба метода. В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном – расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста. Экономическая экспансия обсуждается аналитиками для долгосрочных прогнозов на фондовых и валютных рынках.
22. фискальная экспансия: цель и манипулирование инструментами цель государственной политики стимулирование деловой активности. Государство уменьшает налоги и расширяет государственные расходы.
23. фискальная экспансия: краткосрочные последствия и долгосрочные последствия; представляет собой политику стимулирования и направлена на ограничение циклического спада экономики. Такой вид фискальной политики государства осуществляется посредством увеличения государственных расходов или снижения налогов. Иногда используются оба метода.   В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном – расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста. Экономическая экспансия обсуждается аналитиками для долгосрочных прогнозов на фондовых и валютных рынках.
24. фискальная рестрикция (фаза цикла, характер политики сдерживающая или стимулирующая, НБП или ДКП, цель); Фаза «бума»: цель государственной политики – борьба с инфляцией. Государство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы. Последствия реализации политики: Краткосрочные снижение совокупного спроса и сдерживание роста цен; формирование бюджетного профицита (доходы бюджета превышают расходы); долгосрочные провокация инфляции издержек; снижение деловой активности
25. фискальная рестрикция цель и манипулирование инструментами; Задача фискальной рестрикции – снижение совокупного спроса населения на потребляемую продукцию/услуги с целью сдерживания экономики страны в период инфляции.
26. фискальная рестрикция: краткосрочные последствия и долгосрочные последствия; В результате сокращения товарооборота и уменьшения ассортимента продукции на рынке устраняется эффект «перегрева» экономики. Одновременно с этим рестрикционная фискальная политика приводит к пополнению госбюджета. Основным источником доходов выступают возросшие налоги, которыми облагаются предприниматели. Однако корректировка налоговых ставок должна осуществляться на основе экспертных заключений о реальной экономической ситуации в стране, в противном случае возрастает риск появления стагфляции. Отрицательный эффект от проведения фискальной рестрикции наблюдается при продолжительном повышении налогов. В этом случае ситуация в государстве может осложниться стагфляцией.
27. Функции налогов перечислить, раскрыть суть (фискальная, социальная, контрольная); Перераспределительная ( доходов и ресурсов общества) заключается в воздействии налогов на спрос и предложение, а значит на ценообразование и перераспределение ресурсов в экономике; Контрольнаязаключается в возможности контроля государства за эффективностью использования ограниченных ресурсов, эффективности и законности деятельности экономических агентов;  Социальная заключается в регулировании доходов различных социальных групп ( изъятие через налоги части дохода у имущей части населения и распределение в виде трансфертов населению с низкими доходами ( пенсионерам, инвалидам, безработным и т.д.)
28. Функции налогов перечислить, раскрыть суть (перераспределительная, регулирующая) Фискальная(от лат. фискалис – казенный) заключается в формировании доходов государства для выполнения его задач, в том числе производства социальных благ, в создании финансовых условий для функционирования государства;  Регулирующая (стимулирующая и ограничивающая) заключается в воздействии на производство, потребление, расширение производства и потребления одних благ (товаров/услуг) и ограничении других;
29. Инструменты НБП: налоговые каникулы, налоговые кредиты, налоговая прогрессия: определения, манипулирование инструментами в процессе реализации фискальной рестрикции;  
30. Инструменты НБП: налоговые каникулы, налоговые кредиты, налоговая прогрессия: определения, манипулирование инструментами в процессе реализации фискальной экспансии;  
31. Амортизация, амортизационный фонд, амортизационная политика государства, ускоренная амортизация: определения, государственная амортизационная политика в процессе реализации фискальной экспансии; Амортизация (depreciation) — это процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа, как материального, так и морального. Амортизационный фонд - это денежный фонд предприятия, предназначенный для воспроизводства основного капитала. Амортизационная политика — это политика государства в сфере определения величины, последовательности и порядка учета амортизационных отчислений, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Как правило, сами хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать нормы и порядок учета амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация — это один из видов амортизации, представляющий собой совокупность методов, практическое применение которых позволяет начислять на объекты эксплуатации суммы износа с повышающим коэффициентом. ... За счет ускорения амортизации, списание основных денежных средств происходит гораздо быстрее. Является инструментом дискреционной НПБ.
32. Амортизация, амортизационный фонд, амортизационная политика государства, ускоренная амортизация: определения, государственная амортизационная политика в процессе реализации фискальной рестрикции;  
33. Инструменты БНП: государственный заказ, государственные закупки: определения, манипулирование инструментами в процессе реализации фискальной рестрикции; Государственный заказ в Российской Федерации — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий. Государственные закупки – приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком.
34. Инструменты БНП: государственные инвестиции, субсидии: определения, в процессе реализации фискальной рестрикции; Государственные инвестиции — это вложения в наращивание и воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны. субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств
35. Фиаско государства; ситуации, когда государство не обеспечивает эффективное перераспределение ограниченных ресурсов; Регулирующая ( особенно экспансионистская ) НБП блокирует рыночные механизмы (ценообразующий и стимулирующий) и порождает фиаско государства.  
36. Рентоориентированное поведение как фиаско государства; Рентоориентированное поведение – это непроизводительная деятельность, направленная на извлечение дохода путем создания или захвата привилегированных позиций в рамках политического или управленческого процесса ( политическая и бюрократическая рента); Условия рентоориентированного поведения: ü  предоставление монопольных прав производства какого-либо товара (услуги) предприятиям, отраслям, регионам; ü  льготное налогообложение или кредитование для групп предприятий, отраслей, регионов, ü увеличение импортных пошлин и снижение экспортных; ü  получение государственного заказа;  
37. Асимметрия информации как фиаско государства; использование агентом (государственным органом) незнание принципалами налогоплательщиками) реальной макроэкономической ситуации Она основана на полном доступе чиновников к информации о государственных средствах и альтернативных вариантах их использования при ограничении доступа к ней остальных субъектов. Недостоверная информация о стоимости услуг используется для получения бюрократической ренты
38. Перепроизводство общественных благ как фиаско государства; Перепроизводство общественных благ связано со стремлением чиновников к максимизации размеров своих организаций и объемов финансирования. Оптимальный объем производства общественных благ трудно установить, так как: отсутствуют точные измерители эффективности деятельности государственных учреждений; нет полной информации обо всех альтернативных вариантах применительно к государственным программам; политики и чиновники могут входить в одну группу специальных интересов, намеренно завышая потенциальные выгоды от производства нерыночных благ и занижая их издержки. Таким образом, оценить связь между объемом производства общественных благ и выгодами для потребителя достаточно сложно.
39. Отсутствие внешних показателей эффективности как фиаско государства; Отсутствие четких критериев эффективности деятельности как фиаско государства: государство само разрабатывает показатели эффективности и само себя по этим критериям контролирует, нет жесткого внешнего (рыночного) ограничения ( в отличие от фирм и домохозяйств).  даже если государство не выполнило своих обязательств сложнее превратить государство в банкрота;
40. Дефицит информации как фиаско государства; Дефицит информации как фиаскогосударства: дефицит информации приводит к систематическому отклонению реализованных задач государственной экономической политики от поставленных;  
41. Несовпадение экономического и политического цикла как фиаско государства; ускорение темпов экономического роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов после выборов. ивное распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости. Группы:1) несовершенство политического процесса, обусловленное рассмотренными выше явлениями, такими кАк рациональное неведение избирателей, лоббизм, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и др. 2) ограниченность и асимметричность информации, необходимой для принятия решений. По обьективным причинам правительство не всегда распологает точными данными, кроме того, искажению информации способствует лоббирование. Асимметричность информации дает преимущества тем, кто ею владеет, позволяя отстаивать свои интересы в ущерб интересам других, менее информированных участников политического процесса. 3) неспособность гос-ва полностью конролировать последствие принятых им решений. На мощный частный сектор труднее оказать влияние, чем на общественный. 4)ограниченность контороля над бюрократием. Гос аппарат способен саморазрастаться и увеличивать общественные издержки на свое содержание. 5) отсутствие мотивации к принятию эффективных политических решений.
42. Политическая рента; Политическая рента – это доход, источником которого является принятие законов и решений об особых правительственных льготах, субсидиях, иных привилегий, полученных группами специальных интересовили непринятие решений, противоречащих интересам региональных или отраслевых лобби;
43. Бюрократическая рента; Бюрократическая рента- этодоход , источником которого является возможности принятия решения о разрешении или запрещении использования ресурса, сокращение или увеличение сроков принятия решения
44. Лоббизм; вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений.
45. Логроллинг; это общее название практик обмена голосами среди депутатов для обеспечения взаимной поддержки важных для каждого законопроектов.
46. Группы специальных интересов; Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага.
47. Временные лаги в макроэкономичес


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.