Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глоссарий по теме 1.



 

Глоссарий по теме 1.

1. первая экономическая аксиома; Суть первой аксиомы состоит в том, что экономические потребности общества безграничны и потому не могут быть удовлетворены полностью.
2. вторая экономическая аксиома; ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
3. экономический выбор; рациональный выбор экономических агентов наилучшей из альтернатив в условиях ограниченных ресурсов- максимизирующий выбор, максимизирующее поведение
4. полезность; удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
5. прибыль как вид дохода; положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
6. общественное благосостояние; это сложная социально-экономическая категория, характеризующая степень стабильности политической системы в стране, уровень обеспеченности и эффективности потребления обществом в целом материальных (экономических) и нематериальных (неэкономических) благ и услуг, способствующих не только комфортному и безопасному существованию людей, но и развитию их творческих способностей, свободному нравственному и духовному совершенствованию личности.
7. ценообразующая функция рынка; под воздействием спроса и предложения формируется цена, отражающая потребность экономических агентов в определенном товаре (услуге) и возможности производства этого товара другими экономическими агентами без воздействия государственных органов;
8. информационная функция рынка; посредством изменяющих цен рыночный механизм информирует экономических агентов о количестве и качестве товаров(услуг) на данном рынке;
9. санирующая функция рынка; неэффективные, неустойчивые предприятия вытесняются с рынка. Предприятия оказываются нежизнеспособными, если не снижают издержки, не повышают качество товара, не внедряют достижение НТП.
10. стимулирующая функция рынка; через конкурентный механизм и механизм ценообразования рынок стимулирует производителей создавать необходимые обществу экономические блага с наименьшими затратами;
11. регулирующая функция рынка; рыночный механизм регулирует производство, увеличение спроса ведет к расширению производства, падение спроса – к падению производства;
12. контрольная функция рынка; рыночный механизм выявляет соответствует ли производство экономических благ потребностям общества;
13. интегрирующая функция рынка; рыночный механизм соединяет части общественного производства, все сферы и отрасли экономики в целостную систему.
14. Посредническая(коммуникативная) функция рынка Соединение отдельных экономических агентов, потребитель выбирает оптимального продавца (поставщика), а производитель выгодного покупателя;
15. общее конкурентное равновесие; это ситуация на рынках, когда субъекты рынка являются ценополучателями ( ни один из экономических агентов не может оказать решающего влияния на изменение цены), а цены изменяются ( под действием механизмов свободного ценообразования и конкуренции) таким образом, что исчезают избыточный спрос (дефицит) и предложение (излишек);
16. домохозяйство как экономический агент (цель, функции); субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.   самостоятельный, действующий рационально макроэкономический агент, обладатель экономических ресурсов (земля, труд, капитал) и потребитель товаров и услуг. Максимальное удовлетворение потребностей – экономическая цель домохозяйства.   Функции домохозяйств: - потребительская – формирование потребительского спроса - инвестиционная – сбережения -> инвестиции -> экономический рост - предпринимательская функция – семейный бизнес - воспроизводственная функция – воспроизводство человеческого капитала и предложение на рынке факторов производства, прежде всего, предпринимат способности и рабочей силы.   Формирование человеческого капитала (Обеспечение условий деторождения, первичная социализация детей). Сохранение человеческого капитала (Ведение домашенго хозяйства, обеспечение условий отдыха). Реализация человеческого капитала (Обеспечение семейного бизнеса, Обеспечение индивидуального экон участия).
17. фирма как экономический агент (цель, функции); действующий рационально, самостоятельный макроэкономический агент, главный производитель товаров и услуг, покупатель экономических ресурсов.   Максимизация прибыли – экономическая цель фирмы.   Основные функции фирмы:  Является одним из основных потребителей факторов производства;  Организатор производства продукции, следующий шаг которого – реализация; Является инвестором.
18. государство как экономический агент (цель, функции); это законодательные и исполнительные органы власти различного уровня, которые обладают правом регулировать экономические процессы с целью обеспечения экономического роста, стабилизации уровня цен и достижения возможно полной занятости ресурсов. Государство производит общественные блага, за счёт приобретаемых ресурсов перераспределяет потоки финансов в экономике.   Государство максимизируют благосостояния общества в целом;   Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны.   · Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни.   · Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.   · Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен.   · Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.   · Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения.  
19. рациональное максимизирующее поведение экономических агентов; все экономические агенты стремятся (мотивационный компонент) к получению максимальной выгоды и способны достигать ее (когнитивный компонент) через максимизацию своих целевых функций полезности, богатства, прибыли.
20. полнота информации; это показатель, который указывает на меру достаточности полученных данных для решения той или иной задачи. Он весьма относителен, так как оценивается по тому, насколько данная информация может помочь при решении той или иной проблемы.
21. Парето-эффективное (оптимальное) распределение; такое распределение, при котором повышение благосостояния одного индивида возможно лишь при уменьшении благосостояния другого.   это такое распределение благ и ресурсов между экономическими агентами, изменяя которое нельзя улучшить чье-либо благосостояние, не нанося ущерба другим лицам;
22. Парето улучшение; это ситуация, когда возможно улучшение состояния экономического агента (агентов) без ухудшения положения других;
23. фиаско (изъяны) рынка; это ситуация, при которой рынок не в состоянии управлять процессами экономического выбора с целью эффективного использования ресурсов.
24. социально-экономическая дифференциация как фиаско рынка; это нарастание различий в уровне доходов, качестве жизни, результативности экономических агентов;
25. монополизация как фиаско рынка; ситуация на рынке, когда один производитель и/или продавец сосредотачивают в своих руках производство и/или сбыт товаров, что позволяет диктовать свои условия, устанавливать монопольные цены, что ведет к «блокировке» механизмов конкуренции и свободного ценообразования;
26. цикличность как фиаско рынка; это такие колебания экономического развития, когда рост производства и деловой активности сменяется их спадом, рост деловой активности сопровождается инфляцией, а ее падение –безработицей; Цикличность рыночной экономики порождают макроэкономическую нестабильность и социальные кризисы;
27. структурная неустойчивость как фиаско рынка; Неравномерность развития экономики при смене технологических укладов: одни отрасли «перегреваются», а другие находятся в состоянии застоя. Используя только рыночный механизм невозможно осуществить структурную перестройку экономики и прорывов в фундаментальной науке;
28. асимметрия информации как фиаско рынка; это такая ситуация, когда одни экономические агенты обладают большей долей рыночной информации, чем другие, и используют ее при совершении сделки;
29. внешние эффекты как фиаско рынка; это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы, то есть отсутствуют установленные права собственности на ресурсы.
30. проблема безбилетника; это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него (уклонение от налогов). «Мое участие как индивидуального потребителя в финансировании общественного блага ничтожно мало, поэтому скорее всего общественное благо будет произведено без моего участия».
31. сбережения экономических агентов; Сбережения — часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная и вложенная для использования в будущем.
32. потребление экономических агентов. Индивидуальное и совместное использование населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.