|
|||
Биохимия привязанности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Биохимия привязанности Одним из спусковых механизмов в установлении прочной эмоциональной связи матери и ребенка являются гормоны: пролактин и окситоцин, выделяющиеся в организме женщины, когда она кормит своего малыша. Пролактин вырабатывается у женщин после рождения ребёнка или в результате стресса у мужчин и женщин. Он необходим не только для выработки молока, но и позволяет организму приспособиться к новым условиям. Наибольшее количество пролактина вырабатывается в фазе глубокого сна и сразу после пробуждения. Со временем его количество уменьшается. Все его особенности науке неизвестны, однако некоторая информация о нём есть. Его задачи в послеродовое время: - Подавляет возможности овуляции во время кормления грудью; - Обладает обезболивающим эффектом; - Снижает уровень других гормонов; - Активизирует правильный иммунный ответ; - Стимулирует баланс различных веществ в организме. Пролактин ответствен за выработку молока и «запускается» в момент, когда младенец начинает сосать грудь. Окситоцин, известный как «гормон любви», отвечает за эмоциональную привязанность, и он же при естественном вскармливании обеспечивает отток молока из груди. На фоне физической переутомляемости, при нарушении психологического или душевного равновесия (что в послеродовое время является естественным состоянием) количество пролактина в крови резко увеличивается. Наиболее уязвимы эндокринные ткани, что и приводит к нарушениям работы эндокринной железы и нарушению обмена веществ после родов. Пролактин выделяется в результате ходе цепочки гормонов, которая начинается с адреналина (страх) и норадреналина (ярость). Самому пролактину предшествует дофамин (мотивация и достижение цели). Он выделяется не только в состоянии стресса, но и депрессии, а послеродовая депрессия – частое явление. Главный помощник в уравновешивании пролактина – дофамин. Они вырабатываются в обратной пропорциональности, то есть чем больше одного, тем меньше другого. Для нормализации состояния можно заниматься тем, что действительно нравится и приносит удовольствие. Положительный эффект в уравновешивании пролактина дают: - бананы: - яблоки; - арбузы; - клубника; -чернослив. Снизить уровень гормонов стресса можно регулярными физическими нагрузками. До разогрева, но не до изнурения, поскольку это является предпосылкой как раз для его повышения. Перед сном можно делать успокаивающие настои, в составе которых есть мята, мелисса, хмель. Также работает валерьянка. Признаки повышенного уровня пролактина и других стрессовых гормонов: - Беспричинное сердцебиение и беспокойство. Для родившей женщины такие явления естественны. - Сон перестаёт давать чувство отдыха. Сколько бы ни спала – ощущение отдыха не наступает. - Утром – усталость, туман, боль в мышцах. Для недавно родившей женщины стоит учесть недостаток сна и постоянное беспокойство за малыша, которое способствует повышению уровня стрессовых гормонов. Для молодой мамы очень важно научиться давать себе хоть немного отдыха, зато качественного, с глубоким расслаблением. Научиться жить не в режиме повышенной готовности, а со своевременным включением-выключением из ситуации. Окситоцин — гормон, который может вырабатываться и при сцеживании молока, и при одной мысли о ребенке, и даже при звуках детского плача, причем их не обязательно должен издавать собственный малыш. Окситоцин – гормон доверия и любви. Он влияет на психоэмоциональное состояние людей, проявляется влюблённость – та, которая основана на доверии (есть ещё фенилаланиновая, но это не тема занятия). Гормон выделяется при переживании положительных эмоций с близкими людьми и родственниками, повышает уровень доверия, склонность к альтруизму, сочувствию, эмпатии (ощущению того, что чувствует другой человек). И чувство страха – а также уровень гормонов, связанных с ним – снижается под его действием, так как доверие и страх – чувства взаимоисключающие. Невозможно доверять тому, чего боишься и сложно бояться того, чему доверяешь. Окситоцин рождается в событиях сексуального характера: во время мужского и женского оргазма, при родах и кормлении грудью. В меньших дозах – при объятьях, приятных прикосновениях. Окситоцин вызывает чувство доверия и альтруистической любви. Окситоцин вырабатывается в одной из самых древних и глубоких частей мозга – гипоталамусе и накапливается в гипофизе, откуда дозированно впрыскивается в организм. Он же запускает «рефлекс изгнания плода» - тот самый процесс, когда матка сокращается, шейка расширяется и выпускает ребёнка из мамы. И также регулирует объёмы выделения молока (но в самом выделении не участвует). А ещё определяет материнское поведение, успокаивает, снижает уровень тревожности. Он усиливает то чувство, которое способствует поддержанию и укреплению дружеских связей. Действие окситоцина во время родов и послеродового периода: - Участие в выработке эндорфинов, гормонов счастья. Благодаря им смягчается послеродовой стресс, вызванный болью, перестройкой тела, страхом изменений, нервными потрясениями. - Усиление выработки дофамина. Дофамин – гормон мотивации и удовольствия от достижения цели. А без ощущения мотивации крайне сложно найти в себе силы на такое энергозатратное (и для мамы, и для ребёнка) действие как роды. - Препятствие выработке адренокортикотропного гормона и кортизола - гормонов страха и стресса, которые, в отличие от окситоцина, сокращают шейку матки и препятствуют процессу родов. Страшно – значит, есть опасность, надо бить, бежать, впадать в ступор (наиболее физиологичная для женщин реакция). Но не рожать. Убегать с раскрывающейся маткой очень опасно. И для мамы, и для ребёнка. - Заставляют сокращаться мышцы матки во время родов и после. - Стимулирует восстановление мышц. - Усиливает социальные эмоции (эмоции для освоения в обществе): доверие, материнский инстинкт. Снижает чувство страха. Конечно, есть и обратная сторона положительных свойств окситоцина: зависимость. Доброта и альтруизм, подкреплённые окситоцином, начинают занимать столько места в сознании, что человеку хочется постоянно причинять добро, даже когда этого не требуется. Феромоны, вещества, выделяемые организмом и придающие телу каждого человека его уникальный запах. Мамы и их младенцы взаимно узнают «естественные ароматы» друг друга среди запахов других людей. • У новорожденных запах материнского тела ассоциируется -с уютом, -психологическим комфортом -и чувством безопасности. Ряд экспериментов показал, что женщины находят запах своих новорожденных детей самым привлекательным. В том числе и поэтому в родах применяется практика выкладывания новорожденного на живот мамы: узнавая запахи друг друга, они строят прочную эмоциональную связь. Биохимия привязанности Запах, голос, сильные руки отца также важны младенцу, хотя и по иным причинам, чем материнские. Они принадлежат тому, кто пусть и не обеспечивает -круглосуточный уход, -защиту -и еду, но является второй важнейшей составляющей ближайшего окружения. Присутствие папы расширяет границы мира маленького человека, так он получает представление о многообразии окружающей его жизни, знакомится с другой моделью поведения, игры и заботы.
Биохимия привязанности Физическая связь порождает эмоциональную. Улыбка — это первое «орудие» ребенка, позволяющее управлять поведением мамы. Физическая близость способствует любви, поэтому быть ближе к малышу — значит строить прочную эмоциональную связь с ним ➢Длительное грудное вскармливание, ➢ тактильный контакт папы и мамы с ребенком, ➢совместный сон, ➢ ношение на руках и в слинге рассматриваются естественные и необходимые условия для формирования прочной связи. Просмотр видео: массаж для ребенка от 1 до 3 месяцев Формирование привязанности. Привязанность у ребенка – это появление и укрепление тесной эмоциональной связи, которая при расставании способна сохраняться. Чтобы сформировать привязанность у новорождённого, необходимо знать, как вести себя с ребёнком в это время: - Следить за комфортным температурным режимом в комнате; - Кормить ребёнка по требованию, столько, сколько нужно. Есть целые системы кормления младенцев, но они не учитывают индивидуальных особенностей малыша, которые зависят от многих факторов, начиная с состояния матери во время беременности и зачатия и заканчивая жизненной программой самого ребёнка, его мозговой и физической активностью – от чего и зависит его потребность в питании. Комфортный режим питания сформирует у ребёнка доверие к этой жизни, в то время как дискомфорт вызовет у него ощущение страха и тревожности. Страх и тревожность способствуют выработке гормонов стресса, адреналину и кортизолу, которые истощают организм и, что ещё хуже, разрушают нейронные связи. А разрушение нейронных связей приводит к задержке психического развития ребёнка, его речи и интеллекта. - Налаживать эмоциональную связь и общение с ребёнком: ласково с ним разговаривать, обращаться к нему по имени, все процедуры, проводимые с ним, сопровождать в меру эмоциональным общением. - Следить за микроклиматом в семье: ребёнок очень чутко улавливает эмоциональное состояние взрослых. - Проводить лёгкую гимнастику и массаж малышу. - Не перегружать места, где проводит время ребёнок, яркими цветами и деталями: это может раздражать нервную систему малыша. Однако некоторое количество рисунков и орнаментов приятной формы и цвета будут привлекать малыша и побуждать его к осмыслению мира.
Физиологический критерия конца новорождённости – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий - приобретение ребёнком первоначального веса, с которым он родился. Это значит, что физиологические системы жизнедеятельности – пищеварительная, нервная, вегетативная, лимбическая и т. д. – работают в норме.
Стадия недифференцированных привязанностей от рождения до 6 мес. До 3 месяцев: малыш не разделяет взрослых, но посредством комплекса социальных проявлений ➢ улыбка, ➢ протягивание рук, ➢ цепляние. Старается воздействовать на маму и пытается стать с ней неразлучным (привязать к себе). Происходит с помощью: - Внедрения тактильного воздействия через кожу (прикосновения), - Слух (ласковый голос) и - Зрение (улыбка, открытый взгляд). То есть в процессе формирования близости с малышом задействуются все органы чувств и эмоциональная сфера. От 3 до 6 месяцев. ✓Ребенок уже отличает своих от чужих. ✓Выделяет обычно один объект любви, это чаще всего привязанность к матери. ✓Продолжается развитие отношений на уровне телесного контакта и позитивных эмоциональных ощущений. ✓Возраст до 6 месяцев крайне важен для формирования привязанности в силу того, что ребенок не сможет полноценно развиваться, не имея эмоциональной опоры.
Стадия специфических привязанностей (7 - 9 мес.) Характерно: ✓ Закрепление сформированной первичной привязанности к матери. ✓У малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека, причем более сильные реакции обычно отмечаются, когда малыш плохо себя чувствует или оказывается в незнакомой обстановке. Стадия специфических привязанностей (7 - 9 мес.) ✓ Закрепление сформированной первичной привязанности к матери. ✓У малыша возникает боязнь незнакомцев. Эта реакция простирается от легкой настороженности до громкого плача при виде незнакомого человека, причем более сильные реакции обычно отмечаются, когда малыш плохо себя чувствует или оказывается в незнакомой обстановке. Стадия множественных привязанностей (11 - 18 мес.) ➢Ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям, ➢Использует мать в качестве "надежной базы" для своих исследовательских действий. Это заметно, когда ребенок начинает ходить или ползать, т.е. становится способен к самостоятельному передвижению. Наблюдая за поведением ребенка в этот момент, видно, что его движение происходит по достаточно сложной траектории, он постоянно возвращается к матери, и, если кто-то заслоняет ему мать, ребенок обязательно перемещается так, чтобы видеть ее. Признаки того, что у ребенка сформирована привязанность. ✓стремится быть ближе к близкому взрослому, особенно, когда страшно; ✓смотрит в глаза; ✓отвечает улыбкой на улыбку; ✓испытывает тревогу при расставании с родителями; ✓испытывает настороженность при виде незнакомых взрослых; ✓играет с родителями. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. Поэтому очень важно маме, найти максимальные возможности для эмоционального и заботливого взаимоотношения с ним. Рождение малыша – огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!
1 месяц. •Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0-3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким. •Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама. •Мамин голос. Чаще называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями. •Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры – частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.
Игры с малышом от рождения до 3х месяцев: 2 месяца. •Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука. •Мягкие варежки. Тактильные ощущения очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязальным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком). •Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.
Игры с малышом от рождения до 3х месяцев 3 месяца •Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат. •Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на небольшом расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушекпогремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать игрушку, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя опору, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав игу в 3 месяца, карапуз раньше научиться ползать. •Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете – отличный способ ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звенеть при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений. Игры с малышом от рождения до 3х месяцев Медитация: Настрой на счастливые лёгкие роды.
|
|||
|