|
|||
Этапы импринтингаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Кризис новорождённости – один из возрастных кризисов развития человека, переходный этап от внутриутробного состояния к внешнему. Это огромный стресс для маленького организма, который оказывает влияние на всё его дальнейшее развитие. Такое резкое изменение комфортных условий в мамином животе (хоть и не во всём, потому что стало тесно) вызывают у младенца большой стресс. Причины этого кризиса делятся на две группы: - Физиологические. Ребёнок больше не связан с матерью пуповиной, он переходит на другой способ питания и дыхания, ещё не понимая своих возможностей. Из водной среды, где он чувствовал себя и на поздних порах почти невесомым, он попадает в воздушную, где хорошо ощущает силу тяготения и слабо – свои мышцы. Организм новорожденного должен адаптироваться: ✓ к сухопутному способу существования, к гравитации; ✓ начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; ✓ приспособиться к колеблющимся температурам; ✓ научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. ✓ Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.
- Психологические. Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой. ✓ Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему. ✓ Добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. ✓ Тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки. Главная характеристика кризиса новорождённости – потеря в весе в первые дни после рождения. К ней добавляются крики малыша, которыми он подаёт сигнал о неудовлетворении базовых потребностей.
Через маму у ребёнка формируется отношение и ко всему остальному миру, которое оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Когда ребёнок доверяет жизни, мир воспринимается надёжным и стабильным, ребёнок чувствует людей, которые поймут и окажут поддержку и заботу. Все трудности жизни переносятся более стойко и становятся менее травматичными. Основная сложность в том, что не всегда молодая мама может дать ребёнку то, в чём он так нуждается в это время. Иногда кризис новорождённости совпадает с послеродовой депрессией у мамы. Рождение малыша проявляет у неё личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как поступать в той или иной ситуации, не может принять факт, что она принадлежит не только сама себе и не может распоряжаться временем так, как раньше. Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребёнком обязательно должен быть кто-то из близких родственников или опытных людей. Тот, кто сможет убедить женщину, что никто лучше ней не понимает младенца, даст насладиться материнством, не заботясь о домашних хлопотах и просто будет готов помочь. Безусловные рефлексы, которые помогают ребенку в первые часы жизни. К ним относятся: ➢ сосательный. Присосаться к маме и получить материнское молоко. Без него ребёнок не сможет есть. ➢ дыхательный. В животе мамы ребёнок получает кислород через плаценту, он не дышит, лёгкие не работают. Рефлекс «включает» лёгкие, необходимые для дыхания. ➢ защитный. ➢ ориентировочный, ➢ хватательный («цеплятельный») рефлексы Наличие таких рефлексов свидетельствует о зрелости ЦНС Характерные особенности периода новорождённости: ✓малое различение сна и бодрствования, ✓преобладание торможения над возбуждением, ✓спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). ✓ Большую часть времени новорожденный спит и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.; ✓ Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями.
✓Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре. Миелиновая оболочка – изолятор для нейронных отростков, которыми они соединяются между собой. Это значит, что нейронные отростки ещё не имеют хорошей изоляции и находятся в состоянии проводов без изоленты. В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток. ✓ Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов. Основой развития ребенка в этот период является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Лев Семёнович Выготский определил длительность кризиса новорождённости 4-6 недель, пока он не сменится комплексом оживления. До этого основное время малыш проводит во сне. Это значит, что без заботы и внимания мамы или другого близкого человека он не выживет. Такая зависимость от взрослых и невозможность выразить свои желания провоцирует дальнейшее развитие всех систем ребёнка. При этом простого ухода – кормление, питание, переодевание, купание – ребёнку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займёт более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития. Основой развития ребенка в этот период является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. По Л. С. Выготскому именно кризис новорождённости формирует у ребёнка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошёл успешно, новорождённому необходимо чувствовать любовь и заботу близкого человека, понимать, что он рядом и реагирует на его крик.
Комплекс оживления Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам). Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды . Кризис новорожденности завершается появлением комплекса оживления. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития – младенчеству (до конца первого года).
Просмотр видео реакция малышей от 0-3 месяцев
Что такое импринтинг новорожденного? Импринтинг – способность запоминать, отпечатывать в памяти отличительные черты людей и явлений, которые он видит. Когда ребёнок рождается, его нервная и другие системы ещё не сформированы. Поэтому человека относят к незрелорождённым, а первые минуты и часы жизни ребёнка почти не исследовали. Но именно в эти первые часы формируются отношения матери и ребёнка на всю оставшуюся жизнь. У матери первый контакт с ребёнком формирует её материнский инстинкт, а у ребёнка – чувство защищённости в этом мире, новом для него. Очень важно, чтобы ребенок в течение первого часа после рождения видел свою мать. Согласно исследованиям, ребенок в первые часы после родов способен очень хорошо различать и запечатлевать предметы, которые находятся на расстоянии 25 см от его глаз. Именно это – расстояние, при котором мама держит младенца на руках во время кормления. Данные получены австрийским физиологом Конрадом Лоренцом. Также он выделил явление сенситивного (чувственного) периода в первые 24 часа, в которые у ребёнка должна сформироваться стойкая связь с мамой, а её образ – впечататься в сознание через глаза. А без контакта это невозможно. Если такого контакта нет, очень сложно сформировать у ребёнка ощущение безопасности в этом мире, и он может вырасти беспокойным и слабеньким. И наоборот, если дать возможность матери и ребёнку общаться в первые сутки и особенно в первый час после рождения, он вырастет уверенным в себе и способным любить. Его отношение к матери на протяжении всей жизни будет положительным и взаимным, потому что в эти первые сутки у матери соответственно формируется материнский инстинкт. Первый час жизни младенца состоит из нескольких фаз, которые идут друг за другом в строгой последовательности. Эти стадии не могут опережать друг друга, потому что иначе полноценный импринтинг («впечатывание» в сознание) не наступает. Если роды женщины проходят естественным путём и в течении первого часа ребёнок остаётся с ней, все процессы связи матери и ребёнка происходят автоматически, их не нужно регулировать искусственно. Если ребёнок рождён методом кесарева сечения, изначально эти связи во многом прерываются. При естественных родах малыш перед своим выходом в мир получает большую порцию материнских гормонов, которые очень хороши для укрепления его иммунной системы и имеют большое влияние на поведение маленького человека. Если этих гормонов человек не получает из-за прерванного или неполноценного процесса родов, его поведенческие реакции тоже нарушаются. Этапы импринтинга Этапов импринтинга два. Они занимают сутки после родов. Этапы эти крайне важны и не могут быть перепутаны. Первичный импринтинг («впечатывание») – это первые 1-2 часа после родов. Он делится на первые 30 минут и следующие час-полтора. Вся жизнь младенца и его отношения с матерью полностью зависят от первого получаса после рождения. Если в это время контакта с мамой не происходит, то второй этап импринтинга не наступает, а за ним не наступает ещё одного важного этапа – вторичного импринтинга, на который приходятся первые сутки после родов. Итак, первая четверть часа после родов – релаксация или пробуждение. В это время состоится первый контакт матери и ребёнка. Ребёнок родился, потратил на это массу времени и сил и теперь должен эти силы восстановить. Ему обязательно надо закричать, чтобы запустить работу лёгких и лежать в ногах у мамы, чтобы восстановить силы. В это время ребёнок может посапывать, чихать и даже кашлять – его дыхательные пути таким образом освобождаются от накопившейся слизи. И ещё ребёнок приспосабливается к новой температурной среде и воздуху. Мама в это время может ощупывать его, массировать спинку, помогая таким образом продышаться. В этом есть огромная польза. Во-первых, происходит первый тактильный контакт, который позволяет маме и младенцу признать друг друга (как у животных, когда они облизывают новорождённых детёнышей). Во-вторых, у ребёнка формируется ощущение безопасности при прикосновении мамы. И, в-третьих, у ребёнка налаживается кровоток и дыхание через лёгкие. Если такого контакта не происходит – в наших роддомах часто уносят малыша от мамы именно в первые полчаса после родов – то ощущения безопасности не формируется. Наоборот, от ощущения мира у ребёнка возникает состояние: «Здесь опасно! Меня некому защитить!» В течении первых 15 минут после родов ребёнка нельзя уносить от мамы, нельзя даже пуповину перерезать в этот момент!!! Малыша нужно разместить в ногах у мамы так, чтобы остаток крови из пуповины перетекал в кровеносную систему ребёнка. Это его кровь, лишать которой младенца нельзя: она придаст ему силы и укрепит иммунитет. Когда вся кровь перетечёт из плаценты в малыша, пуповина побелеет и перестанет пульсировать. Тогда её можно перерезать. Спустя 15-40 минут наступает вторая фаза – активная для ребёнка.Она очень важна для ребёнка и мамы, потому что в это время формируетсяпоисковый (ползательный) рефлекс, и его ни в коем случае нельзя прерывать – это огромный шок для младенца, который влияет на всё его поведение на протяжении всей жизни. Ребёнка не нужно переворачивать с животика на спинку – ему надо сделать попытку проползти к соску матери. Прогрессивные методики родов в просвещённых странах Европы предполагают обязательную возможность для проявления поискового рефлекса, а в русских деревнях повитуха (женщина, принимавшая роды) сразу после рождения клала ребёнка маме на живот. Как только это происходит, ребёнок широко открывает ротик и начинает сжимать-разжимать кулачки. Мама сама правильно вставляет ему сосок в рот, сцедив перед этим несколько капель. Это крайне важно для ребёнка, который получает питание и уверенность в себе, а у мамы это простое действие формирует мощный материнский инстинкт, направленный на уход за ребёнком и сильную привязанность к нему. Во время прикладывания ребёнка к груди должен произойти обязательный зрительный контакт «глаза-в-глаза». Это очень важно для того, чтобы ребёнок запомнил образ матери и научился смотреть в глаза человеку. Особенно это важно для девочек, которые по природе более социализированные, чем мальчики: новорождённые девочки в 400 раз чаще смотрят в глаза, чем мальчики (данные американских учёных приведены И. Атрощенко). Так происходит потому, что мальчиков природе готовит к освоению внешнего пространства и они менее зависимы от правил общественной жизни, они могут их менять или игнорировать, мальчик и мир – всегда по разные стороны сознания. Девочки без общества более уязвимы от внешних опасностей, их задача – родить и вырастить потомство, а для этого нужна помощь общества, для получения которой они осваиваются в нём, начиная с мамы. Если зрительного контакта с мамой не будет, ребёнку, который потом взрослеет, всю жизнь будет неловко смотреть в глаза другому человеку, его взгляд будет бегающим, он будет его постоянно отводить. Мало кто знает, что это зависит от первых 15-40 минут после родов. И что неуверенность в себе берет истоки именно от этого момента. Чтобы в последующем наверстать упущенное, нужно будет заниматься специальным видом терапии (ребефинг), которая возвращает ребёнка к истокам его рождения и ситуации, связанной с этим моментом. Это дыхательная психотехника по методу американского психотерапевта Леонарда Орра, цель которой – освободить ребёнка от психической травмы, полученной при рождении. Когда малыш получает свою порцию молока, а мама – «гормонов материнства», оба могут перейти к следующей стадии импринтинга: стадии отдыха. Как правило, длится она от 1,5 до 4-х часов. В это время малыш, насосавшись, спит, мама тоже получает возможность отдохнуть и восстановиться после родов. Организмы обоих могут получить передышку и подготовиться к следующей стадии общения – вторичному импринтингу. В первые сутки после родов малыша нельзя забирать от мамы. Проснувшись после первого целительного сна, мама и малыш могут закрепить эффект от первого контакта и получить второй контакт. Это на всю жизнь укрепляет отношения между ними и формирует взаимную привязанность. Она разрывается, если мама и малыш просыпаются отдельно друг от друга. Проснувшись и не обнаружив рядом мамы, источника защиты, заботы и любви, малыш беспокоится, чувствует себя брошенным и не защищённым – и это ощущение остаётся с ним на всю жизнь. Когда при просыпании ребёнок обнаруживает рядом маму и снова смотрит ей в глаза, снова берёт грудь – закрепляется возникшая до сна нейронная связь, она становится не тонким следом, а нахоженной тропинкой. И тогда ребёнок получает ощущение надёжности и защищённости. У мамы же, особенно первородящей, этот момент формирует её отношение к ребёнку. Случается, что женщины не ощущают эмоциональной связи со своим ребёнком. И происходит это из-за недооценивания именно первого часа и первых суток после рождения, когда ребёнка врачи уносят от мамы.
|
|||
|