Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





VIсеместр



VIсеместр

19. Виды декорация и приёмы их изготовления.  Процесс изготовления декораций. Макет и эскиз. Рабочие чертежи. Материалы для изготовления макета. (картон, бумага, металл, дерево, пластик, клей, пайка) Соответствие масштабности 1:25. Разработка чертежей, Калькуляция требуемых материалов. Маркировка сегментов декораций. Конструирование. Сборка и художественная роспись декораций.  Способы изготовления. Сборка декораций. Состав участников первой сборки. Художественная роспись элементов декораций и конструкций. Декорационная живопись. Роспись мягкой декорации. Виды обработки различных материалов и способы использования.  Основные материалы для изготовления декораций. Изделия технология изготовления показывается в общих видах, разрезах, сечениях и узлах, дающих полное представление о размерах и конструкции проектируемой декорации. Выполнение чертежей для мастерских приведено в соответствие с государственным стандартом, допускающим отсутствие деталировочных чертежей на изделия индивидуального производства. Санитарные нормы и техника безопасности при работе с материалами  
20. Бутафория и театральная мебель.Бутафория обширная отрасль сценической  технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Процесс работы с папье-маше делится на четыре основных этапа. Первый этап — лепка модели из глины. Второй — формовка модели гипсовой массой. Третий — оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И, наконец, четвертый — монтировка и роспись оттисков. Офактуривание. Имитация. Проволочные каркасы. Металлические накладки. Чеканки. Понятие «театральная мебель». Отличие театральной мебели от бытовой. Материалы для изготовления мебели. Стили и направления. Греция, Рим, Готика, Возрождение, барокко, рококо. Империя, Бельведер. Модерн. Обивка и виды драпировок. Офактуривание. Резьба и металлические накладки.  
21. Место сценического костюма в создании художественного образа праздника (спектакля). Значение и использование сценического костюма, обуви, аксессуаров в драматическом, музыкальном, кукольном спектакле и в массовых праздниках и зрелищах. Система подбора костюма и обуви. Работа художника по костюмам в массовых праздниках. Принцип преувеличения. Контрастность цветов и форм  Работа костюмера. Подача костюма и обуви во время сценического действия. Стили и материалы, используемые для изготовления костюмов и обуви для массовых представлений и зрелищ..  
22. История становления белорусского сценичесого костюма. Белорусский костюм, формировался на основе взаимовлияния литовской, польской и украинской традиций, тем не менее, отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст. Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Поддвинье, динамичный силуэт в Понеманье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье. Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Белоруссию, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые. Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Белоруссии назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние — из тёмного сукна (суконники). Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали. Верхняя одежда. В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя». Головные уборы Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета. Белорусский мужик зимой носил аблавуху: шапку-ушанку из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытую сверху тёмным сукном. Снизу пришивались четыре «уха», переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком. Шапка, валянная из шерсти, серого или коричневого цвета, называлась магеркой. Летом белорусский мужик зачастую носил брыль — шляпу из соломы с широкими полями в 4-10 см высотой примерно сантиметров в 10. Обувь. С самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, — их плели из лыка, лозовой коры или пеньки. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. Простейшие из белорусских лаптей — «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. Постолы (поршни) — старинная кожаная обувь, сшитая из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком. Зимой обычной обувью были валенки, подшитые кожей или войлоком. Женский костюм. Повседневная одежда.   Основу женского народного костюма составляли: длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой, суконная юбка — андарак, которая заменила старинную понёву, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звёздочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор — венок, «скиндачок» (намитка), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты. Женский костюм более разнообразен. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Женщины поверх рубахи носили понёву — давнюю женскую одежду, — это три сшитых суконных больших куска, сверху собранных шнуром, который стягивался на талии или под животом. Понёва была распашная (открытая впереди или сбоку) и закрытая. Цвета самые разные, часто с орнаментом. Имелось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Верхняя одежда. Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.В зимнее время женщин согревали шерстяные свитки, белые и красные кожушки. Самой популярной зимней одеждой был кожух из овчины. У белорусов он делался прямого покроя — спинка и полы прямые, большой отложной воротник. Низ и рукава обшивались полосой овчины шерстью наружу. Головные уборы. Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху голов, намитку или платок. Обувь. Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ. Городская одежда.    Костюмы горожан отличались большим разнообразием тканей и фасонов. Большинство городских жителей носили одежду из шерстяных и льняных тканей, но также нередко использовали и привозной материал. Зимой все ходили либо в наплечных накидках (вилайне), либо в полушубках и шубах из меха овцы, козы, медведя. Зажиточные горожане позволяли себе роскошь — шелк, парча, шубы из меха лисицы, волка, бобра.Среди городских модниц особой популярностью пользовались платья европейского покроя — длинные, приталенные, с узкими рукавами, а в качестве украшений — разноцветные стеклянные браслеты, перстни, височные кольца. Причём в XI—XII вв. в Минске предпочиталичёрные, синие и голубые цвета; модницы из Витебска увлекались браслетами и кольцами изумрудно-зелёного цвета. Типично городским украшением считались колты. Это височные украшения — полые изделия в виде круга или звезды, внутрь которых вкладывался кусочек ткани, смоченный ароматическими маслами. В XVIII в. в моду входят сережки в виде вопроса с нанизанными на них стеклянными бусинками. В то время также многие носили на груди ли на поясе маленькие образа и крестики в обрамлении серебра или золота. Многие знатные люди носили богатые плащи: корзна (княжеско-боярский плащ), приволока (короткий плащ из парчи), витола (безрукавный плащ с капюшоном), луда (плащ из яркой, расшитой золотом парчи). А великолепию зимней одежды можно только позавидовать — шубы из меха рыси, бобра, белки, росомахи, лисицы, соболя, обтянутые сверху вышитой шелковой тканью и украшенные горностаевыми шкурками. Жупан носили в XVI—XIX вв. белорусская шляхта и мещане. Шился он из синего и серого сукна. Двубортный, прямого кроя, спинка приталенная, с боков присобранные клинья, передние гладкие полы застегивались сбоку на две пуговицы. Современный сценический костюм чаще всего использует стилизацию, приближенную к региональным особенностям костюма. Одним из создателей современного сценического костюма для творческих коллективов Беларуси является Юрий Александрович Пискун (1955 г.р.). В 1980 г. окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, отделение станковой живописи. Доцент Белорусской государственной академии искусств, живописец, художник по костюму, историк белорусского искусства, ученик прославленного исследователя белорусского народного костюма Михаила Романюка.  
23. Образ и эскиз. Сценарий (замысел режиссера) — основа художественного оформления праздника. Работа  режиссера, художника-постановщика над праздником. Определение места действия, время действия, фактурности сценической конструкции, атмосфера, колористика, стилевое направление,  характеров персонажей, как главного принципа в работе над костюмом. Работа над эскизом, макетом. (Предварительные эскизы, рабочие эскизы, определение масштаба сценических конструкций, материалов для изготовления) Работа макетом, выявления главных игровых «точек» сценического пространства. Поиск совокупности режиссёрских выразительных средств приводит к созданию художественного образа.  
24. Техника безопасности на сцене. Техника безопасности на сценических площадках соблюдается в соответствии с установленными правилами МЧС и под их непосредственным наблюдением. Режим установки декораций, способы ограждений высоких установок и провалов в трюмы. Техника безопасности актёров и исполнителей при подъёме штанкетного навесного оборудования, движения поворотного круга, транспортёров, фурок, накладного круга, подъёмных и полётных механизмов. Работа при полном затемнении. Соблюдение противопожарной безопасности. Открытый огонь, холодные огни, пиротехнические эффекты, водные бассейны.  

Раздел IV.

25. Творческая группа сценографии праздника, её главные принципы работы. В состав творческой группы входят различные творческие и технические специалисты; режиссёр-постановщик, ассистенты режиссёра, сценаристы, художник-постановщик (сценограф), художники декораторы, художник по костюмам, художник по свету, звукорежиссёр, костюмеры, бутафоры, видеооператоры, художник свето-пиротехнического шоу, ведущие, дикторы. К техническим специалистам относятся;; заведующий художественно-постановочной частью, монтировщики, столяры, слесари, сварщики, снабженцы, водители транспортных средств. План работы всей группы составляет режиссёр вместе с ассистентами. Утверждённый план с видами работ , местом работ и сроком их исполнения утверждается оргкомитетом.  
26. Стилистическое единство сценографии праздника. После нахождения художественного образа будущего праздника, разработки графического символа и его цветового решения. Сценограф разрабатывает эскизы в соответствии с образом, тематикой праздника общее оформление главной площадки, локальных площадок, рекламно-информационных модулей, флагов расцвечивания и штандартов. Утверждается стилевое единство печатной и визуальной продукции. Для образца рассылаются эскизы символа по торговым предприятиям для оформления витрин и палаток выездной торговли.  
27. Виды художественного оформления спектакля. Спектакли оформляются по двум основным принципам в мягкой и жесткой декорации Понятие «декорация». Требования к декорациям. Мягкие декорации: бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов (тканей натурального и синтетического волокна, сеток, синтетических пленок и т.д.). Кулисы, падуги, занавесы, живописные и аппликационные задники. Тюли, балдахины, языки. Технология производства мягкой декорации Выбор материала. Занавес, кулисы, падуги. Изготовление антрактового занавеса. Драпировка кулис. Аппликация на тюль и сетку. Пошив падуг и задников. Половики. Технология крепления (вязки). Создание кроя, технология пошива. Создание эскизов, чертежей, окраски, роспись, напыление. На мягкие декорации дается схематический чертеж в масштабе от 1:50 до 1:200. На чертеже указываются размер, направление швов, ширина пояса и кармана, способ прикрепления декорации к подъему. Жесткая декорация. Технология изготовления. Павильонные декорации. Декорационные станки. Изготовление рам, стен, окон, дверей, потолков. Арки, коробки, сборки. Лестницы, перила, балюстрады. Сценические фурки. Объемно-каркасные декорации. Маркировка и крепление декораций. Выбор материала. Изготовление чертежей. Офактуривание.  
28. Художественная организация пространства праздника в закрытом помещении средствами сценографии. В закрытом помещении возможностей для создателей праздника становится намного больше. Есть рекреации в которых можно размесить тематически оформленные торговые и сувенирные павильоны. Тематические выставки декоративно-прикладные, живописные, фотографические. Устроит локальные сценические игровые и музыкальные площадки. Сценографическое решение основной сцены можно максимально построить на видеопроекции, плазменных экранах, световых занавесях и прочее. Большие возможности открываются для работы со светом. Сценические конструкции могут быть выполнены из лёгких менее прочных материалов. Принципы создания художественного образа и сценической атмосферы такие же, как и на открытом пространстве.  
29. Роль костюма, бутофории в художественно-декоративном решении праздника в закрытом помещении. Создание атрибутики, костюмов в закрытом помещении отличаются тем, что не требуется преувеличения, а более тонкая детализация, прорисовка и тщательная обработка в следствии хорошего художественного света. Как и на открытой площадке костюм является продолжением сценографического и тематического решения. Всё зависит от художественного приёма или решения авторв праздника. Какое решение, какая среда? Условноя, реалистическая, формальная, народная, аутентиная. Исходя из этого принципа строится вся концепция праздника.  
30. Окружение праздника. Организация пространства праздника по вертикали. Художественное решение зданий, фасадов, иллюминаци, световых табло. Активное использование воздушного пространства над площадью, стадионом. «Небо» в дневном и ночном праздничном пространстве (воздушные навесные эллементы , авиация, парашютисты, свето-пиротехнические действа). Колористика как “дисциплинирование” сценических площадок города. Взаимодействие света, цвета и звука. Архитектурно-художественное решение малых форм, (сцены-эстрады, игровые и другие площадки, торгове ряды, рекламные установки в контексте праздника. Реализация сценографических проектов искусственного окружения (клумбы, цветники и др.)  
31. Специфика средств сценографии праздника в открытом пространстве. Декорация как средство концентрации внимания зрительской аудитории. Формы, приёмы и способы организации зрительского восприятия зрелища, доминанта визуальных средств образных мизансцен. Использование актёрского мастерства, знака-символа, звука и активного участия зрителя. Создание изобразительных композиций, которые безостановочно развиваются по времени и пространстве. Доминирование масштабных композиций с большого количества исполнителей, ростовых кукол, полотен, штандартов, планшетов, транспарантов и пиротехнических эффектов. Символические образы –аллегории. Пластическая выразительность, взаимодействие солиста и «массовки», героя и «толпы».  
32. Соответствие сценографии идеи, тематике праздника и его специфики. Оригинальность и аргументированность художественного образа праздника, цельность его внутренней структуры. Умение режиссёра и сценографа в ясной логической форме создать в соответствии с поставленными задачами смысл сценографического решения. Соответствие сценографии праздника его идеи, художественному осмыслению смысла праздника, его специфики и тематики.  
33. Использование особенностей традиционной и сценической культуре предыдущих поколений. При создании праздника большое значение имеет исследование и изучение режиссёрской группой традиций и сценической культуры предыдущих поколений. Умение использовать региональные, культурные и ландшафтные особенности. Изучение архивных документов, местных артефактов, знаменитых людей родившихся в этой местности, местных преданий. Всё это может вылиться в оригинальный, неповторимый художественный образ праздника.  
34. Соответствие выполненных работ эскизам, режиссёрскому и художественному замыслу. Значение  имеет проработка, высокая художественная и техническая культура при исполнении и изготовлении объёмно - пластического решения сценографии. Контроль и соответствие исполненных работ, согласно эскизам, режиссёрскому замыслу, художественному решению, конструкторским, технологическим и другим разработкам.  

.

 

 

Преподаватель ___________ И.В. Бояринцев

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.