|
|||
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. СЦЕНОГРАФИЯ ЗРЕЛИЩ И ПРАЗДНИКОВ». V семестр. Раздел 1. СценаСтр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЦЕНОГРАФИЯ ЗРЕЛИЩ И ПРАЗДНИКОВ» для учащихся специальности 2-18 01 01 «Народное творчество» по направлению 2-18 01 01-31 «Народное творчество (народные обряды и праздники святы)» (преподаватель специальной дисциплины И.В. Бояринцев) V семестр Раздел 1. Сцена | |||
1. | Введение. Театр, как искусство синтетическое. Сценография как одно из главных средств театральной выразительности. К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд о сценографии Работа режиссёра со сценографом над созданием художественного образа спектакля. Создание материальной среды сценического пространства. История сценических площадок. Театр Древней Греции. Культ Диониса, ритуалы и обрядовое действо. Устройство площадок для проведения народных празднеств и спортивных состязаний. Возникновение и развитие сцены. Возникновение драматургии (Арион, Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан). Аристотель о театре. Театр Древней Греции. появление деревянных помостов для сиденья. Возникновение каменных амфитеатров (Театр Диониса в Афинах, IVвек до н. э.). Механические приспособления для перемещения действующих лиц. Театр и сценография и техника сцены Древнего Рима, его особенности, влияние греческого театра. Переводная драматургия. Римские драматурги (Плавт, Тереннций) Характерные черты римского амфитеатра. Влияние античного театра на историю европейской театральной культуры. | ||
2. | История сценических площадок. Театр Средневековья, театр Возникновение в XII веке симультанного принципа оформления спектакля, особенности симультанных декораций. Барокко. Симультанная сцена середины XIX века. Сценография религиозных праздников. Сценография Средневековья. Сценография профессионального театра. Сценография в народных праздниках славян. Белорусские народные игры. Влияние батлейки на становление народных, любительских театрализованных действий. | ||
3. | Основные элементы сцены. Архитектурная арка. Портальные башни (порталы) Планы сцены. Планшет сцены (авансцена, игровая часть, арьерсцена). Карманы. Трюм. Оркестровая яма. Колосники. Верховое оборудование. | ||
4. | Виды сцены. Сценическая площадка, ограниченная со всех сторон стенами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называется сценой-коробкой. Места для зрителей расположены перед сценой по ее фронту в пределах нормальной видимости игровой площадки. Таким образом, сцена-коробка относится к осевому типу театра, с резким разделением обоих пространств. Пространственная сцена — это собственно один из видов арены и тоже относится к центровому типу театра. Сцена-арена; пространственная сцена (а — открытая площадка, б — открытая площадка со сценой-коробкой); кольцевая сцена (а — открытая, б — закрытая); 5 — симультанная сцена (а — единая площадка, б — отдельные площадки) | ||
5. | Вспомогательное оборудование сцены.Технические возможности сцены. Пожарный занавес.(железный и гидро). Антрактно-раздвижной занавес. Портальные башни. Мосты, дороги. Планшет сцены и его механизация. Плунжерная система. Сейфы. Карманы. Галереи. Разборный щитовой планшет, съемные щиты, отверстия, люки, вращающиеся круги (барабанный круг, врезной круг, накладной круг). Фурки, транспортёры, полётное оборудование . | ||
6. | Конструкция планшета сцены, верхнее оборудование сцены. Авансцена, основная игровая площадка, арьерсцена. Карманы. Планы сцены. Трюмное устройство. Люки. Сейфы. Принципы работы раздвижных и подъёмных занавесов. Верховое оборудование: штанкетное устройство, полетные устройства, система электрософитов и индивидуальных подъемов. | ||
7. | Одежда сцены. Понятия: кулисы, падуги, задники, занавесы, панорамы и горизонты. Мягкая декорации Понятие «декорация». Требования к декорациям. Мягкие декорации: бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов (тканей натурального и синтетического волокна, сеток, синтетических пленок и т.д.). Кулисы, падуги, занавесы, живописные и аппликационные задники. Тюли, балдахины, языки. Технология производства мягкой декорации. Выбор материала. Занавес, кулисы, падуги. Изготовление антрактового занавеса. Драпировка кулис. Аппликация на тюль и сетку. Пошив падуг и задников. Половики. Технология крепления (вязки). Создание кроя, технология пошива. Создание эскизов, чертежей, окраски, роспись, напыление. На мягкие декорации дается схематический чертеж в масштабе от 1:50 до 1:200. На чертеже указываются размер, направление швов, ширина пояса и кармана, способ прикрепления декорации к подъему. | ||
8. | Роль и место светового оборудования в сценографии. Работа режиссёра и художника с светоосветительной службой на стадии макета и начального этапа работы над сценографией. Функции художника по свету. Заведующий свето-технической службой. Осветители ведущих прожекторов. Установка световой аппаратуры, Прострелы, Фронтальный свет. Контражурный свет. Световые эффекты. Световые точки. Спецэффекты. Создание световой партитуры. Участие свето-технической службы в приёме макета, участие в репетициях, в сводной репетиции и прогонах. Работа службы по репликам и ремаркам. Взаимосвязь с пультом помощника режиссёра и звуковой службой. Выбор колористики освещения декораций и одежды сцены. Работа ведущих прожекторов. | ||
9. | Связь звукового оформления и сценографии. Взаимодействие световых эффектов и звукошумового ряда. Состав звуковой службы театрально-зрелищного учреждения. Заведующий, музыкальный редактор, звукооператоры. Работа в едином трио (художник, художник по свету, звукорежиссёр (музыкальный редактор). Приёмы создания и записи звуковой партитуры спектакля. Запись оригинальных шумов. Создание библиотеки шумов. Значение звуков и шумов драматическом спектакле. Работа студии звукозаписи. Участие музыкального редактора, заведующего звуковой службой и звукооператора в репетиционном процессе. Работа режиссёра с композитором, музыкальным редактором над созданием звуковой партитуры спектакля. Определение жанра представления, музыкального стиля, характера музыкального материала. Определение характера шумов и звуков. Работа над записью звуков и музыки с живым оркестром в студии. Запись голосов актёров. | ||
10. | Особенности и качества композиции. Общие законы визуального восприятия разных цветов. Чёрный — отсутствия света и цвета, что аналогично неосвещённой дыре. Белый цвет — неразделённый солнечный свет. От смешения соседних основных цветов производятся так называемые составные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Голубой цвет не считается самостоятельным спектральным, а разбелённым синим, а точнее — сине-зелёным. При смешивании соседних шести цветов получается 12 цветов. Сочетания цветов по степени ухудшения восприятия: синий на белом, чёрный на жёлтом, зелёный на белом, чёрный на белом, зелёный на красном, красный на жёлтом, красный на белом, оранжевый на чёрном, чёрный на пурпуровом, оранжевый на белом, красный на зелёном. Виды композиции. Фронтальная и плоская. Объёмная Пространственная. Типы композиции. Членение на слои (Пространство создают фигуры, а не располагаются в нём, перекрывая друг друга и мерой своей законченности, и располагаясь ниже или выше на холсте. (Тип иконы)). Членение на планы Берёт свои истоки в эпоху Возрождения. Картины при этом состоят из двух планов: хорошо развитого плана с действием и архитектурного или природного пейзажа. Позже стали появляться третий, четвёртый планы. Построение пространства цветом. Композиционные средства (имеют парный характер) Метр-ритм; Симметрия-асимметрия; Контраст-нюанс; Консонанс-диссонанс; Величина-масштабность; Отношения величин-пропорции; Подобие-различие. | ||
11. | Общие законы визуального восприятия разных форм. Совместная работа режиссёра и художника.Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему либо расположенный на вертикальной оси, проходящей по центру композиции, композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий, указанных на структурном плане . Предмет верхней части композиции тяжелее того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой. При анализе изобразительной композиции также может оказаться полезным и принцип рычага, заимствованный из физики. Согласно этому принципу, вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. В изображаемом пространстве, чем дальше от зрителя расположены предметы, тем больший вес они несут. Вес зависит также от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет больших размеров будет и выглядеть тяжелее. Красный цвет тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее, чем темные. Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть большей, чем площадь белого пространства. Частично это является результатом эффекта иррадиации, который заставляет яркую поверхность выглядеть относительно большей. В качестве одного из факторов композиционного веса, внимание зрителя может быть привлечено к пространству картины либо ее содержанием, либо сложностью ее формы, либо другими особенностями. Чувству веса содействует изоляция объекта от его окружения. Луна и солнце в безоблачном небе будут казаться намного тяжелее, чем подобные предметы, находящиеся в окружении других объектов. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Задачи которые ставит режиссёр перед художником состоят и 6 направляющих определений; Тема, идея действа, эпоха, место действия, колористика действа, фактура установок (сценографии) | ||
12. | Традиционная белорусская символика цветов. Цвета власти. Особенности белорусских узоров. Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур: квадрат; ромб; четырехугольник; полосы и их детали. В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было. Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались. Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов: Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя: круги; звезды; ромбы; точки; ленты; линии, прямые, ломаные или зигзагообразные; шестиугольники; Цвета власти Княжства Литовского и Речи Посполитой зависели от цветов княжеских и магнатских гербов. Большое значение имели цвета гербов городов Магдебургского права. Цвета ремесленных штандартов состояли из основного цвета городского герба. Независимая Беларусь имеет официальный цвет обозначенный Государственным флагом Республики Беларусь. Официальные цвета области и города несут в себе колорит утверждённых гербов области и городов. | ||
13. | Понятия «стиль», «стилизация», «символ», «символика». Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно – художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра (например, о стиле русского орнамента середины Х1Хв.), об индивидуальности стиля (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле отдельных эпох или крупных художественных направлениях, поскольку единство общественно – исторического содержания определяет в них общность художественно образных принципов, средств, приемов (таковы например, в пластических искусствах Романский стиль, Готика и т. д.). СТИЛИЗАЦИЯ – это способ художественного преобразования реальных форм природного и предметного мира с целью изменения его эстетического функционального значения в художественном изображении. Стилизованная форма позволяет ощущать и понимать метафору и строить поэтический ассоциативный ряд, мыслить более отвлеченно, чувствовать ироническое игровое начало в произведении искусства. Формообразующие принципы стилизации демонстрируют не только неистощимую фантазию художника, дизайнера, но и активизируют восприятие зрителя, подталкивают его к домысливанию того, что не видит глаз, что незримо присутствует в композиции. Для стилизации характерно абстрагирование , мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов. Стилизация может применяться и как способ намеренной имитации формальных признаков образной системы чего – либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство).Принцип упрощения; Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта. Стилизация имеет направленный характер художественной деятельности по изменению видимого мира для достижения цели художественного произведения и построения художественного образа. Принцип нарастающей декоративности. Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности. Принцип объединения упрощения и декоративности. В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие двух принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта. Стилизация рассматривается как принцип работы с образцом. Стилизация трактуется как артикуляция композиционных связей, выявленных в образе, или как образ композиции образа. | ||
14. | Соответствие смысловой насыщенности символики теме и идее праздника. Каждый из театрализованных праздников имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали создание праздника. Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический праздник? Прежде всего, четкой идейной выразительности и художественной образности. Важная задача режиссера и сценографа — непрерывность воздействия его праздника на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью смысловых зримых образов (конструкций), жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Когда зритель приходит на праздник и знает, чему тот посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов. Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия (следовательно, и воздействия) не имеет столь важного значения, как в массовом театральном представлении, нигде так остро не ставится вопрос о стремительной и органичной «подаче» на площадку самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделять внутренним и внешним коммуникациям. Это заставляет сценографа вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» с площадки тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых коллективов. А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего организма праздника. Между тем у режиссеров театрализованных праздников очень большие интересные возможности и при соответствующей помощи сценографа их осуществление повышает значимость праздника. | ||
15. | Создание предпраздничной и постпраздничной атмосферы.Информационные мероприятия: разрабатывается печатная и информационная продукция. Устанавливаются в городе тематические информационные единые модули, где размещена программа праздника. Рассылаются пригласительные билеты почётным гостям и в организации и учреждения города. Напечатаны афиши с символикой праздника. В СМИ организована публикация тематических материалов. Оформлены флагами расцвечивания основные места проведения праздника, центральные улицы, въезды в город. Тематически оформлены все витрины и торговые павильоны. Организационные мероприятия: подготовка, уборка и оформление основных сценических площадок. Культурная программа: В учреждениях культуры организованы локальные тематические мероприятия. Создание праздничной атмосферы. Световая иллюминация, трансляция музыкальных фонограмм. Постпраздничная атмосфера; широкое освещение в СМИ результатов праздника. Размещение в библиотеках города тематических выставок материалов праздника. | ||
16. | Цели, виды, принципы рекламы.Термин «реклама» происходит от латинского слова «reklamare» - громко кричать» или «извещать». «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама представляет собой неличные формы коммуникации. Виды рекламы: Информативная, Побудительная реклама (увещевательная), Сравнительная, Реклама-напоминание, Подкрепляющая реклама. Сoбытийнaя рeклaмa – нaпрaвлeннaя нa привлeчeниe внимaния oбщeствeннoсти к рaзличным нeкoммeрчeским кyльтyрнo-дoсyгoвым мeрoприятиям, прaздникaм, фeстивaлям, истoричeским сoбытиям и прoeктaм. Рекламу праздника можно определить в следующих классификациях. Печатная (плакаты, афиши, буклеты, приглашения, флаера), электронная(видео, интернет) , визуальная (баннеры, растяжки)Читать далее: http://sociama.ru/stati/vidy-sotsialnoj-reklamy/ | ||
17. | Особенности разработки рекламного материала праздника, в зависимости от его тематики, аудитории, условий проведения.Каждый массовый проект требует отдельного смыслового и визуального решения рекламного материала. В первую очередь классифицируется цели, задачи, и аудитория предстоящего проекта. Проекты бывают государственные, городские, коммерческие, спортивные, детские. Из ходя из тематики праздника формируется концепция визуализации рекламы. Режиссёр-сценарист определяет тему, идею, жанровую направленность, место проведения праздника. Вместе с сценографам находят художественный образ. После этого приглашается графический дизайнер, который, исходя их общей концепции, создаёт графический символ праздника. После утверждения оргкомитетом символа, он становится официальным брендом. Далее на основе символа в разных вариантах и исполнениях он внедряется в различную продукцию: рекламную, информационную, сувенирную и даже в архитектурную (малых форм). | ||
18. | Контрольный урок | ||
|
|||
|