Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание. Составить блок-схему «Косоглазие» (она должна отражать причины, механизмы, виды, лечение, профилактику данного заболевания).



План

1. Оптическая система глаза.

2. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм.

3. Профилактика нарушений оптической системы глаза у детей.

 

Методические рекомендации. Работа над данной темой предполагает в первую очередь разбор вопроса об оптических механизмах зрения и их функционировании в норме. Основными структурными компонентами, обеспечивающими преломление световых лучей, являются роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело. Понятия, на которых следует подробно остановиться при рассмотрении первого вопроса,-преломление, преломляющая сила, физическая рефракция, клиническая рефракция: эметропическая (соразмерная), миопическая (близорукая), гиперметропическая (дальнозоркая), аккомодация, сила и объем аккомодации.

Раскрывая вопрос об аномалиях рефракции акцент следует сделать на их причинах, механизмах развития, первых признаках и принципах коррекции. В этом вопросе также необходимо дать характеристику истинной и ложной близорукости, пресбиопии (старческой дальнозоркости).

В третьем вопросе подробно следует остановиться на гигиене освещения и питания, рациональной организации зрительной работы, необходимой гимнастики для глаз.

 

Задание.Нарисовать схемы преломления световых лучей в глазу с различной клинической рефракцией.

 

Литература

Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М.: Мобиле, 1993.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.

Зрительные функции и их коррекция у детей ; под ред. С. Э. Аветисова, Т. П. Кащенко, А. М. Шамшиновой. – М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005.

Рожкова, Г. И. Зрение детей : проблемы оценки и функциональной коррекции / Г. И. Рожкова, С. Г. Матвеев. – М. : Наука, 2007.

Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

 

Тема 3. Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения у детей.

 

План

1. Понятие о глазодвигательных механизмах зрения.

2. Заболевания глазодвигательного аппарата у детей.

3. Профилактика косоглазия и амблиопии у детей.

Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса следует остановиться на таких понятиях, как грубая, тонкая и тончайшая установка, конвергенция и дивергенция зрительных осей глаза, механизм изменения кривизны хрусталика при аккомодации.

Во втором вопросе особое внимание необходимо уделить такому наиболее распространенному в дошкольном возрасте заболеванию глазодвигательного аппарата, как косоглазие. Подробно рассмотреть причины, признаки, виды косоглазия (содружественное, паралитическое, монолатеральное, альтернирующее, сходящееся, расходящееся), принципы лечения (плеоптическое, ортоптическое, диплоптическое, хирургическое), дать понятие амблиопии.

В последнем вопросе следует рассмотреть зрительные упражнения, которые могут быть использованы педагогами-дефектологами и родителями как на разных этапах лечения, так и с целью профилактики косоглазия и амблиопии. Остановиться на роли родителей и педагогов в этом процессе (подбор игрушек и их необходимая удаленность от глаз в разном возрасте, выработка правильной осанки, контроль за выполнением режима зрительной работы и т.д.).

 

Задание. Составить блок-схему «Косоглазие» (она должна отражать причины, механизмы, виды, лечение, профилактику данного заболевания).

Литература

Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М.: Мобиле, 1993.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.

Демирчоглян Г.Г. Детское зрение. – М.: Рипол классик, 1998.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

Зрительные функции и их коррекция у детей ; под ред. С. Э. Аветисова, Т. П. Кащенко, А. М. Шамшиновой. – М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005.

Рожкова, Г. И. Зрение детей : проблемы оценки и функциональной коррекции / Г. И. Рожкова, С. Г. Матвеев. – М. : Наука, 2007.

Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

 

Тема 4. Профилактика зрительных нарушений у детей

План

1. Гигиена учебно-воспитательного процесса.

2. Гимнастика для глаз.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе следует остановиться на гигиене освещения, необходимости и основных рекомендациях при подборе школьной мебели (ориентировочные размеры стола и стула в зависимости от роста ребенка), положении головы при чтении и письме, режиме зрительных нагрузок, соблюдении требований к дидактическому материалу и наглядным пособиям).

Во втором вопросе рассмотреть какой-нибудь конкретный метод, предлагаемый различными авторами, например, О. Хаксли, У. Бейтсом, Норбековым и др., и привести конкретные упражнения для глаз (пальминг, соляризация, центральная фиксация, «метка на стекле», «часы» и др.).

В заключении необходимо обозначить роль педагогов и родителей в лечебно-коррекционной и профилактической работе при нарушениях зрения у детей.

 

Задание. Приготовить комплекс зрительных упражнений, которые, на ваш взгляд, как будущего педагога-дефектолога необходимо выполнять ежедневно (оформить на формате А4).

 

Литература

Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. – М.: Советский спорт, 2000.

Самоучитель: Как улучшить свое зрение /Авт. - сост. А.Е. Польской. – Минск: Современный литератор, 2002.

Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Шнайдер Д. Тренировка зрения для работающих на компьютере. – М.: Интерэксперт, 1997.

Газетные и журнальные источники

Тема 5. Профилактика зрительных нарушений у детей

План

1. Рациональное питание.

2. Рациональное выполнение зрительной работы.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе акцент необходимо сделать на полноценное питание, необходимое как для растущего организма ребенка вообще, так и для его зрительной системы в частности, остановиться на тех витаминах и микроэлементах, которые должны находиться в достаточном количестве в продуктах питания для полноценного становления всех зрительных механизмов.

Во втором вопросе рассмотреть принципы рационального выполнения зрительной работы при чтении, письме, просмотре телепрограмм. Так как число детей, занимающихся за компьютером, становится все больше, необходимо особое внимание уделить этому аспекту, а именно влиянию компьютера на здоровье детей, правильному расположению компьютера на рабочем месте (основным рекомендациям при работе на компьютерных комплексах), упражнениям, которые можно использовать при утомлении глаз, и т.д.

В заключении необходимо обозначить роль педагогов и родителей в лечебно-коррекционной и профилактической работе при нарушениях зрения у детей.

Задание. Приготовить комплекс зрительных упражнений, которые, на ваш взгляд, как будущего педагога-дефектолога необходимо выполнять человеку, работающему за компьютером (оформить на формате А4).

 

Литература

Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. – М.: Советский спорт, 2000.

Самоучитель: Как улучшить свое зрение /Авт. - сост. А.Е. Польской. – Минск: Современный литератор, 2002.

Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Шнайдер Д. Тренировка зрения для работающих на компьютере. – М.: Интерэксперт, 1997.

 

Тема 6. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

 

План

1. Классификация детей с нарушениями зрения.

2. Система ранней помощи детям с врожденными нарушениями зрения.

3. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо рассмотреть современные подходы к дифференциации детей с нарушениями зрения, привести классификации детей в зависимости степени снижения остроты зрения, нарушения конкретных зрительных функций, времени наступления дефекта.

Во втором вопросе следует рассмотреть основные подходы и направления работы с детьми, имеющими врожденную патологию зрения в раннем возрасте (до 3 лет).

В третьем вопросе нужно кратко остановиться на основных направлениях работы специального дошкольного учреждения (медицинском, психологическом, педагогическом); охарактеризовать основные подходы к лечению функциональных расстройств зрительного анализатора (например, косоглазия), реализуемые в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения, и роль педагога-дефектолога в этом процессе.

Задание. Приготовить комплекс тифлопедагогических упражнений, используемых в работе с детьми на одном из этапов функционального лечения косоглазия (плеоптическом, ортоптическом или диплоптическом).

 

Литература

Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М.: Мобиле, 1993.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.

Демирчоглян Г.Г. Детское зрение. – М.: Рипол классик, 1998.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

Зрительные функции и их коррекция у детей ; под ред. С. Э. Аветисова, Т. П. Кащенко, А. М. Шамшиновой. – М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005.

Рожкова, Г. И. Зрение детей : проблемы оценки и функциональной коррекции / Г. И. Рожкова, С. Г. Матвеев. – М. : Наука, 2007.

Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

 

 

Тема 7. Строение слухового анализатора.

 

План

1. Строение и функции периферического отдела слухового анализатора.

2. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора.

3. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе следует рассмотреть наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход), барабанную перепонку, среднее ухо (барабанная полость, система слуховых косточек, слуховая труба, сосцевидный отросток, нервно-мышечный аппарат), внутреннее ухо (преддверие, полукружные каналы, улитка), строение, функции и возрастные особенности всех обозначенных отделов. Более детально необходимо остановиться на строении и функционировании улитки (лестницы, проток улитки, сообщение с преддверной и барабанной полостью), особенностях строения основной мембраны и кортиева органа – рецепторного отдела слухового анализатора.

Во втором вопросе, характеризуя проводниковый отдел слухового анализатора, следует разобрать источники формирования слухового нерва, ядра переключения слухового пути (ядро верхней оливы, нейроны ретикулярной формации, ядро латеральной петли, нижние холмы четверохолмия, медиальные коленчатые тела).

В последнем вопросе, рассматривая центральный отдел слухового анализатора, нужно остановиться на особенностях функционирования подкорковых и корковых центров, разобрать функции первичных, вторичных и третичных полей.

Задание. Нарисовать строение уха и улитки.

Литература

Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Болезни уха, горла и носа у детей. – М.: Медицина, 2000.

Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. – Л., 1989.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Овчинников Ю.М. Справочник по оториноларингологии. – М.: Медицина, 1999.

Основы сенсорной физиологии / Под ред. Р. Шмидта. – М.: Мир, 1984.

Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. Болезни уха, горла и носа. – М.: Медицина, 1980.

Рахманкулова Г.М. Физиология сенсорных систем. – Казань, 1986.

Смит, К. Биология сенсорных систем. – М. : Бином, 2005.

Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.

Тема 8. Исследование слуха у детей.

 

План

1. Основные задачи исследования слуха у детей.

2. Исследование слуха плода, новорожденных и детей раннего и дошкольного возраста.

3. Исследование слуха шепотной, громкой речью, камертонами, аудиометром.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо раскрыть значимость исследования слуха у детей и основные подходы к диагностике слуховой функции в разные периоды онтогенеза.

Во втором вопросе обратить внимание на различные исследования слуховой функции, проведенные как у нас в стране, так и за рубежом (Пайпер, Б. Дворник, Г.С. Циммерман, А.И. Фельдман). Рассмотреть группы методик, предлагаемых Ю.Б. Преображенским, Л.С. Годиным и др., ориентированные на разные возрастные группы.

В третьем вопросе кратко рассмотреть такие методы, как исследование слуха шепотом и громкой речью, камертонами, аудиометром. Принципы подбора слов для исследования речью. Преимущества и недостатки методов исследования слуха.

 

Задание. Составить блок-схему «Методы исследования слуха», отражающую их взаимосвязь, преимущества и недостатки.

Литература

Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Болезни уха, горла и носа у детей. – М.: Медицина, 2000.

Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. – Л., 1989.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Пелымская Т.В. Выявление нарушений слуховой функции у детей 1 – 2 года // Дефектология. – 1987. - № 1.

Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха у детей 1,5 – 3 лет // Дефектология. – 1990. - № 2.

Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.

 

Тема 9. Стойкие нарушения слуха у детей.

 

План

1. Понятие о стойких нарушениях слуха.

2. Классификация стойких нарушений слуха.

3. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

 

Методические рекомендации. В первом вопросе дается понятие стойких нарушений слуха, выделяются две основные группы нарушений слуха: врожденные и приобретенные, их причины.

Во втором вопросе необходимо раскрыть понятие глухоты и тугоухости, рассмотреть классификации нарушений слуха (Дж. Бэкмана, Б.С. Преображенского, Международную классификацию).

В третьем вопросе привести классификацию детей с нарушением слуха, предложенную Р.М. Боских, кратко охарактеризовать выделенные группы детей.

Задание. Начертите аудиограммы детей, имеющих разные степени снижения слуховой функции.

Литература

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха у детей 1,5 – 3 лет // Дефектология. – 1990. - № 2.

Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.

 

Тема 10. Стойкие нарушения речи у детей.

 

План

1. Причины нарушений речи.

2. Периферические нарушения речи.

3. Нарушения речи центрального происхождения.

4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

Методические рекомендации. В первом вопросе рассматриваются биологические и социально-психологические причины нарушений речи.

Во втором вопросе рассматриваются клинические формы нарушений речи периферического характера (нарушения голоса – афония и дисфония, звукопроизношения - дислалия, просодических сторон речи - ринолалия, тембра голоса - ринофония, темпа речи – брадилалия и тахилалия), их причины и подходы к коррекции.

В третьем вопросе рассматриваются клинические формы нарушений речи центрального происхождения (дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия).

В четвертом вопросе дается психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями речи, предложенная Р.Е. Левиной.

 

Задание. Составьте комплекс упражнений, используемых в работе с детьми после рассечения короткой уздечки языка.

Литература

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.

Журнальные статьи.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.