|
|||
Поведение ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3. Поведение Для имиджа педагога важны деловые качества – профессиональная компетентность, пунктуальность, деловитость. Уважение к чужому труду, к чужому времени. Потребность в самообразовании: постоянный интерес к научно-методическим инновациям. Профессиональные манеры, соблюдение делового этикета в общении с учащимися, коллегами, родителями школьников. А также — соблюдения субординации. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Негативно влияет на имидж педагога курение, тем более употребление алкогольных напитков. Отдельно выделяется поведение педагога вне школы, в свободное от работы время. Общественное мнение чаще всего сводится к единому мнению - «педагог, как и врач - профессия от которой зависят судьбы и будущее людей. Поэтому педагог должен выглядеть и вести себя достойно в любой ситуации, в противном случае не выносить слишком бурные или интимные моменты своей жизни на общественное обозрение». Различные социальные сети и Интернет в целом совершено лишили человека тайны, неприкосновенности личной жизни. Достаточно сохранять достоинство и соблюдать общепринятые нормы морали, сохранять субординацию с обучающимися, их родителями, коллегами и руководство образовательной организации, в этом случае общество не будет предъявлять какие то особые требования к вам, как к сотрудникам образовательной сферы. Подводя итог, выделим следующие личностные параметры педагога для реализации педагогических функций: • потребности и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; • тактичность, чувство эмпатии, терпеливость и терпимость в отношениях; • понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; • умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; • знание особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; • способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Специальная наука, которая разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности для полного и адекватного восприятия педагогической деятельности, ориентировки в ней, выработки стратегии и тактики, планов и целей профессиональной деятельности, сознательного регулирования своего поведения — это педагогическая деонтология. Термин «деонтология» (греч. deontos — должное, надлежащее; logos — знание) был введен в научный оборот в начале XIX в. английским философом И. Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: педагогической, медицинской, юридической, инженерной и т. д. С помощью правил и норм педагог вырабатывает отношение к себе как профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, через их призму оценивает все факты педагогической реальности. Педагогическая деонтология базируется на данных педагогической психологии, педагогической этики, социологии. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Практическое задание: 1. «Портрет современного педагога». На основе профессионального стандарта Педагога и собственного опыта описать, какими качествами должен обладать педагог (в зависимости от профиля вашего образования). Текст профессионального стандарта: https://base.garant.ru/70535556/#friends 2. Решение ситуативной задачи. В последнее время в России возникают конфликты между педагогами и родителями/обществом. Проанализируйте данные ситуации, как вы считаете, какие нормы нарушил педагог (и нарушил ли он их вообще), обоснованы ли санкции общества/руководства образовательной организации по отношению к данному педагогу: а) В Петербурге 25-летняя преподавательница одной из школ была уволена из учебного заведения из-за записей в Twitter. Родители и администрация школы не смогли оценить тот контент, который писала учительница. В соцсети учительница истории и обществознания Любовь Андреевна делилась записями о распитии спиртных напитков, половых связях и работе. Недавно преподавательница писала, что забыла прийти на занятия в субботу и скрывалась от директора в школьном туалете, будучи в алкогольном опьянении. Кроме того, молодого специалиста упрекали в излишнем панибратстве в общении с учащимися (подробнее можно прочитать - https://life.ru/p/1256591). б) Учительницу русского языка и литературы вынудили не только уйти из школы, но вообще из профессии. Безобидное фото в соцсетях не понравилось родителям учеников. В отношении педагога началась настоящая травля. Закрытый спортивный купальник посчитали вызовом нравственности и морали — такая уж точно плохому научит (подробно - https://medialeaks.ru/2503xsh-uchitelnitsa-iz-barnaula/). в) Московская школа уволила молодого учителя физики. Дело в том, что у него было редкое для педагога увлечение — он танцует стриптиз (https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_shou/uchitel-477928/).
|
|||
|