Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внешний вид педагога



 

Профессиональный этикет педагога

Педагог- это не профессия,

а образ жизни

Теоретический материал

Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ- это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

Этикет- явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В русский язык слово «этикет» вошло в VIII столетии при Петре 1, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней довались советы молодым дворянам, как соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.).

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально - этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Этикет – обязательный атрибут профессиональной деятельности.

У представителей разных профессий существуют определенные особенности этикета (например, различия между служебным этикетом юриста и служебным этикетом инженера). Мы отмечали, что этикет – набор правил поведения в определенном социуме. Каждая профессия вносит дополнения и поправки в общепринятый свод правил и законов поведения людей. Те вольности, которые допустимы в творческой среде, получают строгое табу в бизнесе, в среде «строгих пиджаков» или у представителей закона. Любой профессиональный этикет, помимо основных правил включает в себя еще и некоторые специфические правила, которые отличаются друг от друга, в зависимости от сферы деятельности.

В данном случае стоит рассмотреть взаимосвязь понятий. Понятие «этикет» целесообразно воспринимать как форму поведения, в частности ее моральное содержание, а «профессиональный этикет» – как форму внешней реализации профессиональных норм. То есть моральное содержание поведения не всегда отвечает требованиям функциональных обязанностей, но непосредственно влияет на качество их выполнения.

Таким образом, профессиональныйэтикет - нормы и требования, предъявляемые к представителям определенной профессии. В данном случае уместно рассмотреть также понятие «имидж» - это целенаправленно созданный образ какого-либо лица, явления, предмета, Он фиксирует определенные характеристики и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на окружающих.

У исследователей нет единого мнения по вопросу классификации областей, охваченных требований профессионального этикета педагога. Однако в первую очередь нужно помнить о том, что педагог – пример для подражания. В юном возрасте детям свойственно возвышать учителя в абсолют, особенно, если потеряна связь с родителями. Поэтому педагог всегда должен быть хорошим примером для подрастающего поколения. Выделим следующие направления:

1. Внешний вид педагога

Культура одежды является визитной карточкой учителя.

Классический, несколько консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды. Внешний вид педагога должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный. Он должен внушать уважение, вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Большинство людей воспринимают респектабельный костюм как свидетельство солидного статуса его владельца.  К респектабельному стилю не относятся джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами.

Идеальная форма одежды для учителя та, что способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и официальность его отношений с учениками. К деловому костюму относится пиджак с юбкой или брюками и блузку. Это может быть также красивое, элегантное, но деловое платье.

Общепринято, что черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает внимание учеников только к внешнему виду учителя. Лучше выбрать пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении материала. Правильный выбор цветовой гаммы одежды педагога может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.

Украшений в наряде педагога должно быть минимальное количество. Они должны быть неяркими, неброскими. Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги. В противном случае, в течение урока ученики будут изучать шикарное новое колье педагога вместо того, чтобы учиться.

Прическа, макияж должны производить впечатление ухоженной женщины. Лучше выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр нужно подобрать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть достаточно строгой, а цвет волос — естественным. Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.

Как правило, требования к внешнему виду педагогического состава прописываются в локальных нормативных актах организации. Внешний облик учителя XXI века значительно изменился. Так, в современной школе все чаще можно встретить учителя с татуировками, пирсингом, ярким цветом волос. Само по себе наличие татуировки на теле педагога не является строгим нарушением профессиональной этики. Однако необходимо помнить, что внешний вид педагога не должен сбивать учеников с учебного процесса. Татуировки уместно скрывать закрытой одежды, не стоит специально выносить их «на показ», тем более демонстрировать запрещенные/оскорбительные/ жестокие фразы или изображения тату, пропагандировать подобное поведение среди обучающихся. Вызывающий макияж, яркие цвета волос и многочисленный пирсинг лучше оставить до каникул/свободного внешкольного времени. Опять же это связано, в первую очередь, с тем, что подобный внешний вид отвлекает обучающихся.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.