Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упраж



Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи

широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д .

С младенческого возраста, ребенка необходима знакомить с русскими народными песнями, прибаутками, скороговорками, пестушками и играми: «Петушок», «Идет коза рогатая», «Баюшки-баю» и т.д. Слушать русские народные мелодии:«Из-под дуба», «Зайка», , «По­лянка», «Где ты, зайка   

Знакомство можно необязательно проводить при определенных условиях. Во время поездки на машине будет уместно включить аудиозапись с русскими народными песнями, прибаутками. Также можно включить аудиозапись, когда ребенок играет в спокойные игры, или когда ребенок находится рядом с мамой на кухне.

К так называемым малым формам детского фольклора относятся: пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, заклички, приговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. С их помощью можно решать практически все задачи развития ребёнка, в т.ч. и речевого.

Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, яркая интонационная мимика.Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.

Очень часто потешки построены на диалоге. Чтение в лицах – первая простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки – играть роль, передавать образ.

Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысенька»,

«Заяц белый, куда бегал? » «Курочка - рябушечка»и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

«Потешки, приговорки, заклички».

Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

«Кисонька - мурысенька»Данная потешка помогает в работе над динамикой звука (пиано - тихо), тембром (окраска звука) и интонацией. (Действующие лица: Бабушка и кошечка)

- Кисоньа – мурысонька, где ты была?                                                                                                                  - На мельнице.                                                                                                                                            - Кисоньа – мурысонька, что ты там делала?                                                                                         – Муку молола.                                                                                                                                          - Кисоньа – мурысонька, что из муки делала?                                                                                       – Пироги пекла.                                                                                                                                              - Кисоньа – мурысонька, с кем пироги ела?                                                                                           – Одна.                                                                                                                                                            – Не ешь одна, не ешь одна.

«Ножки – ножки, где вы были?» В работе с этой потешкой, обращаем внимание на различное направление движение мелодии, скачок квинту (вверх). (Действующие лица: игрушка ребенок)

- Ножки, ножки, где вы были?                                                                                                                  - За грибами в лес ходили.                                                                                                                                            – А, вы, ручки помогали?                                                                                                                         – Мы грибочки собирали.                                                                                                                                          – А вы, глазки помогали?                                                                                                                         – Мы искали, да смотрели,                                                                                                                                               Все пенечки оглядели,                                                                                                                               Вот и Ванечка, с грибком – с подосиновичком.

Приговорки – обращения по принципу просьбы – пожелания. В отличие от закличек, которые выкрикивались хором, нараспев, приговорки произносились индивидуально и негромко. Приговорка, построенная по принципу своеобразной просьбы к природе в соучастии, помощи, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

«Дождик, дождик».Работать над ритмическим слухом помогает эта приговорка. Помогает акцентировать внимание на работе над дикцией

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

«Божья коровка»

Божья коровка, Что завтра будет:

Дождь или погодка?

Как теперь – то лети!

Как в четверг – то сиди!

Закличка – небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей. Она может сопровождаться игровыми действиями, имитирующими действия животных и людей. Заклички– это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Можно использовать такой прием-побуждение: «Скажи так, чтобы солнце (или дождь, гром и т. д.) тебя услышали!»

Опыт показывает, что на закличках можно продуктивно отрабатывать восклицательную интонацию, так как в них присутствует восклицание.

«Радуга»

Радуга-дуга,

 Не давай дождя, 

Давай солнышко, 

Красно ведрышко.
«Солнышко»
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

«Колыбельные песни, пестушки».

Предназначением данных произведений является постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

«Котик»

Котя, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,
  Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,
  За работу заплачу:
  Шубку новую сошью,
  Да сапожки закажу,
  Дам кусок пирога,
  Да кувшинчик молока.

«Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

 

«Гуси, гуси, есть хотите?» памяти, певческого дыхания голосового аппарата.

«Ваня-Ванечка»

 куда ходил? - В лесочек.

- Что видел? - Пенечек!

- Под пенечком что? - Грибок! Хвать - да в кузовок!

- Заяц белый, куда бегал? - В дубраву.

 - Что там делал? - Кору драл.

- Куда клал?- Под пенек убирал.

«Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм, помогает детям двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Устное народное творчество необходимо для формирования и развития у детей дошкольного возраста:

- связной диалогической и монологической речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь);

- просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);

- умений играть, передавать образы, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;

- усвоения нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

- воспитания любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).

Сочетание слова, мелодии, ярких, красочных, запоминающихся образов, в малых фольклорных формах, побуждают детей проявлять и развивать свои речевые знания и эмоциональные качества, творческую и музыкальную активность.

 Чтобы ваша дорога была интересной и веселой, играем в игры: как подвижные, так и для развития речи.
Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить малыша.
Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.
Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д.
Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. Вот полный список противоположностей.
Ассоциации. Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мина, мороженое.
Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 35 «Сказка» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 «Как использовать театрально-игровые приемы на занятиях по развитию речи»

для педагогов ДОУ.

 

Подготовила и провела:

Пастухова Ольга Фёдоровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Согласовано: зам. зав. по УВР

_____________ Г.Т. Курбанова

Дата проведения:

« 15 » октября  2018  г

 

 

2018 – 2019 учебный год

 

     Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

    Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

  Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

   Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Колобок» новые слова (сусеки, амбары, печка) вводят в речь детей, тем самым активизация их словарь.

  Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

   В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речевого аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

  В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

  Интенсивному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

    Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.

     Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления:

- игровую

- сказкотерапию;

 - специальные занятия по обучению предсказыванию и сочинению сказок.

  Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда). Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

    Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят, начиная с младших групп.

       Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысенька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).

  Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры. Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

    В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» идр.). Закрепляются умения сочетать движения с речью (пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).

   В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет». Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».

      Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.

   В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

    При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

   Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

     С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

     Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

   Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

  Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

    Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.

 

 

Литература

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М. Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

 

Примеры театрализованных игр по возрастам:

 Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:

1. Имитация:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

2. Импровизация:

* Игра-импровизация под музыку

* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель

* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

3. Ролевой диалог героев сказок

4. Инсценирование фрагментов сказок о животных

5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов

Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

В групповых комнатах для детей среднего возраста организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и фонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

  Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.

 Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.