Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема № 14. Планирование и организация процесса исследования



Тема № 14. Планирование и организация процесса исследования

Вид учебного занятия:лекция (2 ч)

Цель учебного занятия:изучить порядок планирования и организации процесса исследования и ответить на вопросы для самоконтроля

План лекции

1.Особенности планирования исследований

2.Программы исследования и план исследования

3.Технологические схемы исследования

 

Любое исследование начинается с составления его программы.

Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но чаще видят различие в их назначении и практическом использовании.

Программурассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план – как организующий фактор последовательного движения к цели.

План исследования – это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т.п.), осуществление которых приведет к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Планпредставляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно. В процессе ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют его оперативно корректировать, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезным разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.

Алгоритм – это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находят отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике проведению исследования не всегда предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования и страховки его успеха.

Но возможны и совмещение этих процедур, и оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной технологической схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования.

Технология – это вариант рационального построения исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, затем самого здания и, наконец, - крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особен­ность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой части начать возводить сте­ны; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все за­висит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.