Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





воздухом(каким?)горным



воздухом(каким?)горным

· начальная форма – воздух горный (им.п., ед.ч.);

· простое;

· именное: главное слово воздух – существительное, зависимое слово гор-ный – прилагательное;

· согласование: прилагательное горным согласуется с существительным воздухом;

· грамматическое средство связи – окончание прилагательного -ым;

· смысловые отношения определительные.

Письменный разбор:

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

5.    Укажите тип связи (согласование, управление, примыкание) в приводимых ниже словосочетаниях.

Интересная книга, написать изложение, встречаться изредка, уехать на юг, уединённое место, каждый ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать быстро, писать карандашом, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану, проснуться рано, последние известия, подплыть к берегу, готовый услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям, желание учиться, вытереть насухо, говорить по-английски, контроль над исполнением.

8.    Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование Управление Примыкание
     


    Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

22.  Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление с предлогом:
       1) бессонная ночь –
       2) подземный переход –
       3) алгебраическая задача –
       4) школьный портфель –
       5) плюшевый медвежонок –
       6) приморский парк –
       7) клетчатый шарф –
                   без предлога:
       1) полковое знамя –
       2) солнечная энергия –
       3) лесной запах –
       4) учительский стол –
       5) конское ржание –
                   зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
       1) двухэтажное здание –
       2) шестилетний ребёнок –
       3) белоствольная берёза –
       4) голубоглазая девочка –
       5) островерхие ели –

23.  Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

       1) каша из гречки –
       2) снаряд для спортсменов –
       3) тропинка в гору –
       4) человек без совести –
       5) вопрос по литературе –
       6) гостиница при вокзале –
       7) костюм в полоску –
       8) кусты сирени –
       9) совет отца –
       10) ком снега –
       11) судьба матери –
       12) занятия музыкой –
       13) собака с гладкой шерстью –
       14) ружьё с двумя стволами –
       15) парень с рыжими волосами –
       16) особняк в три этажа –
       17) девушка двадцати лет –
24.  Заменить данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.

       1) жалостно посмотрел –
       2) смело спрыгнул –
       3) устало шагал –
       4) осторожно слез –
       5) спокойно делал –
       6) беззаботно жил –
       7) бесшумно едет –
       8) бесстрашно бросился –
       9) бездушно пел –
25.  Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание.

       1) говорил с тревогой –
       2) ждал с напряжением –
       3) охранял с заботой –
       4) глядел со смущением –
       5) уезжал со спокойствием –
       6) отзывался с гордостью –
       7) сделал с аккуратностью –
       8) плакал без звука –
       9) поступил без жалости –

 

 

 

__________________________________________________________________________________

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

(количество ответов может быть разным)

__________________________________________________________________________________

 

1.    Какие сочетания слов, выделенные из предложения

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага, не являются словосочетаниями (по В.В. Виноградову)?

1) сквозь кусты;                                                  4) кусты, перепутанные

2) кусты орешника;                                      5) на дно оврага.

3) спускаетесь вы;

2.    Какие сочетания слов являются словосочетаниями с подчинительной связью?

1) громкий розговор;                                         4) навстречу течению;

2) кто-то из друзей;                                       5) каждый поможет.

3) выйти навстречу;

3.    В каких сочетаниях слов из предложения

Снег, выпавший ночью, к утру совсем растаял

наблюдаются полупредикативне отношения?

1) снег, выпавший;                                        4) к утру растаял;

2) выпавший ночью;                                          5) совсем растаял.

3) снег растаял;

4.    Какие словосочетания неправильно выделены из предложения

Без определенной доли солдатского эгоизма на передовой вообще не проживешь?

1) без определенной доли;                            4) солдатского эгоизма;

2) доли эгоизма;                                                 5) вообще не проживеш.

3) эгоизма на передовой;

5.    Тип подчинительной связи согласование наблюдается в словосочетаниях:

1) условия проживання;                               4) хвост крючком;

2) уходящий поезд;                                        5) его семья.

3) желание выспаться;

6.    Тип подчинительной связи управление наблюдается в словосочетаниях:

1) черный от копоти;                                         4) договориться с робочими;

2) примирение сторон;                                      5) взволнованный отказом.

3) весьма любопытный;

7.    Тип подчинительной связи примыкание наблюдается в словосочетаниях:

1) плыть медленно;                                       4) яйцо всмятку;

2) ее платне;                                                   5) замечание рецензента.

3) дружная семья;

8.    Определите, в каких словосочетаниях наблюдается неполное согласование.

1) старые пластинки;                                         4) его родители;

2) ночное такси;                                                 5) самоотверженный поступок.

3) наш отряд;

9.    Определите, в каких словосочетаниях наблюдается сильное управление.

1) мечтать о счастье;                                          4) забота о ближнем;

2) танцы на паркете;                                                 5) купить в супермаркете.

3) восхищаясь звездами;

10. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются атрибутивные грамматические отношения.

1) вернуться на родину;                                4) тропинка вверх;

2) осенние дожди;                                         5) наши взгляды.

3) взгляд исподтишка;

11. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются объектные грамматические отно-шения.

1) прогулка в парке;                                      4) стиль ретро;

2) мечтать об отдыхе;                                         5) второй с краю.

3) твои книги;

12. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются обстоятельственные граммати-ческие отношения.

1) разговоры у окна;                                                 4) заговорить улыбаясь;

2) подойти к калитке;                                        5) говорить с братом.

3) очень неосторожно;

13. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются обстоятельственные граммати-ческие отношения.

1) сказка про волка;                                       4) приказ командира;

2) объявить о помолвке;                               5) выйти из комнаты.

3) остановка за мостом;

14. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются субъектные грамматические от-ношения.

1) решил постараться;                                        4) вышивка матери;

2) приказ командира;                                         5) строгий учитель.

3) гордиться детьми;

15. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются комплетивные (восполняющие) грамматические отношения.

1) написать картину;                                          4) любой из класса;

2) считаться неудачником;                           5) выйти из такси.

3) надо тренироваться;

16. Определите, в каких словосочетаниях наблюдаются комплетивные (восполняющие) грамматические отношения.

1) строить заново;                                          4) дорога в горы;

2) мнение опонента;                                                 5) казаться наивным.

3) умнее всех;

17. Какие синтаксические отношения не выделяются в словосочетании?

1) атрибутивные;                                                4) предикативные;

2) объектные;                                                      5) субъектные.

3) комплетивные;

18. Какие словосочетание являются фразеологически связанными?

1) набор карандашей;                                         4) два месяца;

2) хочу попросить;                                        5) с глазу на глаз.

3) стали востребованными;

19. Какие словосочетания являются синтаксически несвободными?

1) выбор профессии;                                          4) все друзья;

2) старался успеть;                                         5) казался решительным.

3) бить баклуши;

20. Какие словосочетания являются сложными?

1) решительно заявить с порога;                      4) коробка с елочными грушками;

2) несмотря на приближение морозов;            5) принять решение остаться.

3) лошадь вороной масти;

 

 

______________________________________________________________________

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»

_____________________________________________________________________

 

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

2. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ГЛЯДЯ В ГЛАЗА.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

НЕЧТО СРЕДНЕЕ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

4. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ВЕСЬМА НЕГЛУПЫЙ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ЕГО КОСТЮМ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

6. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ЧТО-ТО НАШЁЛ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

7. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ЧЕЙ-ТО УСПЕХ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

8. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

БЛАГОПОЛУЧНО ИЗБЕЖАТЬ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

9. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ЛЮБИЛ СЛАДКОЕ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

10. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

КАКОЙ-ТО СЛУЧАЙ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

11. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

РАДОСТЬ ДНЯ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

12. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ИНОГДА ПРИХОДИЛ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

13. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ПО ВСЕМУ ТЕЛУ.

а) согласование;          б) управление;                  в) примыкание.

14. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ПРИЛИПАЛИ К СТЕКЛАМ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

15. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ЕГО ИДЕЯ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

16. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ПО НОВОМУ МОСТУ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

17. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ДУМАЕТ ПО-НОВОМУ.

а) согласование;          б) управление;                  в) примыкание.

18. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ОСЕННИЕ ЛИВНИ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

19. Определите тип подчинительной связи в словосочетании

ГЛЯДЕЛИ С УЖАСОМ.

а) согласование;               б) управление;                  в) примыкание.

20. Укажите словосочетания со связью согласование:

а) подготовиться к экзамену;                       г) (нет) десяти монет;

б) сбивчивый ответ;                            д) юбка клеш.

в) профессор Иванов;

21. Укажите словосочетания со связью согласование:

а) из ста человек;                                г) книга прочитана;

б) довольно прохладный;                  д) любитель поговорить.

в) ваши уроки;

22. Укажите словосочетания со связью управление:

а) сильный ветер;                                г) озеро Свитязь;

б) читать журнал;                               д) три подруги.

в) рассказы очевидцев;

23. Укажите словосочетания со связью управление:

а) привезти больного;                         г) довольный результатом;

б) встретился с ними;                          д) не умеющий танцевать.

в) букет цветов;

24. Укажите словосочетания со связью примыкание:

а) приехал учиться;                            г) его друзья;

б) тщательно проработать;                д) платье мини.

в) сдержать обещание;

25. Укажите словосочетания со связью примыкание:

а) остановиться на ночевку;               г) постройка дома;

б) разгадать ребус;                             д) неожиданно исчезнув.

в) выехать засветло;

 

______________________________________________________________________

 

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ»

______________________________________________________________________

 

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

 

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ, построенное на основе подчини-тельной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управле-ние. Напишите получившееся словосочетание.

 

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласова-ние. Напишите получившееся словосочетание.

 

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. На-пишите получившееся словосочетание.

 

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

 

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

 

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО, построенное на основе подчи-нительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управ-ление. Напишите получившееся словосочетание.

 

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ ДЖЕМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. На-пишите получившееся словосочетание.

 

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

 

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, построенное на основе под-чинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

     
 

 


СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ И СЛОВОМ

  СЛОВО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Сходство

1) выполняют номинативную функцию;

2) функционируют в составе предложения;

3) имеют парадигму и начальную форму;

4) могут участвовать в процессе словообразования (марсоход – от ходить по

Марсу, каплевидный – от в виде капли).

 

Различие 1) выражает одно понятие;   1) это сложное название, сочетание связанных друг с другом понятий; 2) имеет более сложную структуру, т. к. включает в себя не менее двух знаме- нательных слов;

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сходство

1) включают в свой состав более мелкие единицы – словоформы (синтаксемы)

с различными синтаксическими значениями;

2) строятся на основе подчинительных связей (предложения строятся также на

 основе предикативных и др. связей).

 

Различие 1) выполняет номинативную функцию; 2) входит с состав предложения; 3) формируется на основе подчини- тельной связи; 4) не обладает предикативностью; 5) не обладает модально-временнóй  характеристикой. 1) выполняет комуникативную функцию (служит для вражения сообщения, во- проса или побуждения); 2) характеризуется смысловой и интона- ционной законченностью, а словосо- четание не выражает суждения и не имеет интонации сообщения; 3) имеет грамматическую (предикатив- ную) основу; 4) обладает модально-временнóй харак- теристикой (т.е. содержит указание на то, насколько реально в том или ином времени или возможно, желательно описываемое событие).

 

     
 

 

 


СОЧЕТАЕМОСТЬ КОМПОНЕНТОВ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

На лексическом уровне (референциальном) На семантическом уровне На синтаксическом уровне
проявляется в способности лексем сочетаться между со-бой (сочетаться могут только те слова, которые называют предметы, связанные между собой в объективной действи-тельности: трава – зеленая, густая, мягкая, засохшая и т.д.). важно согласование сем – они не должны противоречить друг другу. Например, глаго-лы и прилагательные, обозна-чающие действие или признак живого существа, могут соче-таться только с одушевленны-ми существительными: чело-век закричал, больной человек. В случае нарушения такой со-четаемости либо разрушается структура словосочетания (воздух закричал, больной камень), либо возникает сред-ство художественной вырази-тельности (зал закричал – ме-тонимия, больная совесть – метафора). важны и лексическая семанти-ка, и принадлежность слова к той или иной части речи. Лек-сико-грамматическое значе-ние главного слова в словосо-четании прогнозирует воз-можные зависимые словофор-мы. Так, с лексическим значе-нием глагола отказаться свя-зываются отношения: от че-го? от кого?– от покупки, по-чему? – из-за безденежья, ког-да?– в конце месяца. Одинако-вую сочетаемость имеют род-ственные слова: дружить с Сашей, дружба с Сашей, дру-жен с Сашей. Одинаковую со-четаемость могутиметь слова одной семантической группы: любовь / сострадание / неж-ность к детям (к больному, к матери).

Сочетаемость между компонентами словосочетания может определяться и принадлежностью главного слова к определенному семантико-грамматическому разряду в пределах частей речи. Так, глаголы, выражающее действие, прямо переходящее на предмет, сочетаются с В.п. без предлога: украсить торт, купить цветы; сравнительная степень прилагательного (компаратив) – с Р.п. без предлога: быстрее ветра, смелее льва и т.д. Такая сочетаемость называется частеречной (категориальной).

 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

Следует различать примыкание и управление

Её обувь – это примыкание (чье?),                               увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

Бежать в магазин – управление,                     пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к. могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

 

СИЛЬНОЕ И СЛАБОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  При сильном управлении главное слово требует для зависимого определённую падежную форму: а) переходный глагол + имя в В.п. подарить подарок
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р./В.п. не видел книгу /и
в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях) пять человек
г) если предлог соответствует приставке глагола дойти до дома, зайти за угол
д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. дирижировать оркестром
  При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова: стучать под столом, по столу…

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ КОНСТРУКЦИЙ С УПРАВЛЕНИЕМ

Иногда после одного и того же слова, например глагола, возможно употребление разных падежей и предлогов, что объясняется различием в значении словосочетаний: знать теорему — знать о теореме, забыть билеты — забыть о билетах, объявить забастовку — объявить о забастовке. Однако часто замена одного падежа и предлога другим является речевой ошибкой.
Чаще всего ошибки в управлении обусловлены влиянием близких по значению, а иногда и однокоренных слов, требующих после себя разных падежей: смотреть на портрет — любоваться портретом (ошибка любоваться на портрет), беспокоиться о детях — тревожиться за детей (ошибка беспокоиться за детей), характерно для этого ученика — присуще этому ученику (отсюда ошибочные варианты характерно ему, присуще для него).
При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога: подбирать и готовить юных спортсменов, прочитать и пересказать английский текст.
Речевой ошибкой является постановка одного зависимого слов при двух или более главных с разным управлением: с помощью и в сотрудничестве с родительским комитетом, советовать и контролировать спортсменов.
Речевой погрешностью считается также употребление рядом одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительного падежа: реформа здравоохранения с целью улучшения системы охраны здоровья матерей и детей и повышения рождаемости.
Следует также избегать словосочетаний с одинаковыми предлогами: вопрос о соглашении о взаимных поставках, беседа с ветераном с большим жизненным опытом, рассказал об указе Петра I о реформе армии.
Используется предложное сочетание там, где нужна беспредложная конструкция говорят: разъяснение о смысле указа. Правильно: разъяснение смысла указа.
Неверное с точки зрения семантики использование производных предлогов благодаря, вследствие, ввиду. Эти производные предлоги не потеряли полностью своего первоначального значения. Поэтому предложение «Я не пришел на заня-

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ КОНСТРУКЦИЙ С УПРАВЛЕНИЕМ

  тия, благодаря болезни» – неправиль-но.Следует употребить предлог из-за. А вот: «Благодаря помощи родителей, я могу учиться» правильно.
Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным падежом: согласно указу (а не указа), вопреки распоряжению (а не распоряжения).
Предлоги в – из и на – с в просторечии часто смешиваются, в результате чего образуются ненормативные словосочетания: прийти с института, вернуться с магазина.
Следует помнить, что две пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться, т. е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же пары: если мы говорим пошла на работу, то вернулась с работы, пошла в институт, вернулась из института.

  Административно-географические наименования обычно употребляются с предлогами в – из: еду в город, в район, в Сибирь, в Москву, в Сковородино,а возвращаюсьиз города, из района, из Сибири, из Москвы, из Сковородина (географические названия, заканчивающиеся на – о, склоняются как сущест-вительные среднего рода. В Приамурье таких названия много, и не следует об этом забывать: И.п. Албазино, Поярково, Мазаново ,П.п. в Албазине, Пояркове, Мазанове и т. д.). Однако некоторые су-ществительные, названия горных областей, употребляются с предлогами на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кавказа, на Алтае – с Алтая, но в Хибины – из Хибин. То же самое происходит с наимено-ванием Украина. Норма употребления на Украине – с Украины, на Полтавщине – с Полтавщины. Возможно, здесь есть влияние украинского языка, а устойчивость сочетания на Украине поддержива-ется общностью названия Украина и однокоренных слов край, окраина, образующих сочетания с пред-логом на: на краю, на окраине.

  Ошибки допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойном подчинении. Например: Институт организовал и руководил работой студентов в летний период(организовал кого, руководил чем). Подбор и наблюдение над фактами (подбор чего и наблюдение над чем). Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове. Например: Организовал студентов и руководил их работой. Подбор фактов и наблюдение над ними.

В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: играть роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположения.

 

           
 
 

 


СИНОНИМИЧНЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ИМЕННЫЕ

1. Сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.   Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора – нора лисы, Петин карандаш – карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.
2. Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.    Сравните: ночная тишина – тишина ночи, дивизионный штаб – штаб дивизии, каменная плита – плита из камня, шерстяные носки – носки из шерсти, годовой отчет – отчет за год, молочный бидон – бидон для молока, школьный товарищ – товарищ по школе.
3. При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и суще- ствительного, так и соответствующим этому словосочетанию при-лагательным: дом в пять этажей – пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров – десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов – при тысячеградусной температуре.

ГЛАГОЛЬНЫЕ

1. Способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне – рассказывать про сына, указать недостатки – указать на недостатки, платить рубль за килограмм – платить по рублю за килограмм и т. п.
2. Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами – работал по вечерам, летели самолетом – летели на самолёте, испытывать всхожесть семян – испытывать семена на всхожесть, нужный всем – нужный для всех и т. п.
3. Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни – из-за болезни – по причине болезни, вошёл в кухню – на кухню, ушёл из кухни – с кухни, ехать на метро – в метро, просеять через сито – сквозь сито и т п.
ОТГЛАГОЛЬНЫЕ   Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными суще-ствительными (сравните: вопрос о кадрах не решён – вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве – совещание по животноводству и т. п.).

    Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.

 

ПРЕОБРАЗОВАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СВЯЗЬЮ

согласование в словосочетание со связью управление управление в словосочетание со связью согласование примыкание в словосочетание со связью управление
1. Найти в исходном словосоче-тании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн.  2. Задать от этого главного сло-ва падежный вопрос: бассейн для чего?  3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла.   1. Найти в исходном словосоче-тании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо.  2. Зависимое слово нужно заме-нить согласованным опреде-лением (прилагательным, при-частием, порядковым


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.