|
|||||||
Смысловые отношения между словами в словосочетаниях.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управле- ния. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтакси- ческий разбор словосочетания».
План
1. Словосочетание как единица синтаксиса. 2. Типы подчинительной связи в словосочетании. 3. Сильное и слабое управление. 4. Смысловые отношения между словами в словосочетаниях. 5. Нормы построения словосочетаний. 6. Предупреждение ошибок в построении конструкций с управлением. 7. Значение словосочетания в построении предложений. 8. Синонимия словосочетаний. 9. Синонимия словосочетаний и их стилистические различия. 10. Синтаксический разбор словосочетаний.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
Словосочетание – это единица синтаксиса. Это определяет место словосочетания в системе языка. Это важно, так как относительно словосочетаний было высказано много предположений. ü Словосочетание – это основная, единственная единица синтаксиса (Фортунатов). ü Словосочетание нужно рассматривать на лексическом уровне, так как в словосочетании реализуется способность слова к соединению (валентные свойства). ü Словосочетание – это не единица синтаксиса, это только реализация валентных свойств слова. ü Было высказано предложение рассмотреть словосочетание на морфологическом уровне, так как большая роль принадлежит частям речи. Однако утвердилось, что словосочетание – единица синтаксиса (многоаспектная единица), не коммуникативного, а номинативного плана, образованная из двух и более знаменательных слов подчинительным способом связи, имеющая определенное грамматическое значение и нормативную лексико-семантическую сочетаемость. Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик – деревянный домик). От слова словосочетание отличается раздельно оформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос («обманывать») – свободное словосочетание водить за руку. От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание – нет. Признаки словосочетания. Словосочетание обладает следующими признаками, которые отличают его от других сочетаний слов: 1) грамматический: это непредикативная единица со своей грамматической формой, которая определяется морфологической характеристикой главного и зависимого компонентов: утренняя роса – «сущ. + прил.», взгляд исподлобья – «сущ. + нар.», писать в тетради – «гл. + сущ.»; 2) функциональный: словосочетание выражает единое, хотя и расчлененное, понятие о предметах, признаках, действиях, т. е. обладает номинативной функцией; 3) структурный: словосочетание состоит не менее чем из двух знаменательных слов, между которыми устанавливаются отношения зависимости; при этом одно слово является главным, а второе (их может быть несколько) – грамматически зависимым от первого; 4) семантический: в словосочетании выражаются определенные смысловые отношения между знаменательными, лексически сочетающимися словами: грамматическое значение словосочетания корзина (какая?) с грибами – «предмет и его признак», отношения атрибутивные(определительные); 5) парадигматический: словосочетание обладает парадигмой, т.е. системой форм, опирающихся на формы стержневого слова. Начальной формой парадигмы является словосочетание с главным словом в начальной форме. Так, в предложении Он залюбовался веткой сирени можно выделить два словосочетания: залюбовался веткой и веткой сирени; их начальные формы – залюбоваться веткой и ветка сирени; парадигма словосочетания ветка сирени состоит из 12 изменяемых форм (6 падежных форм главного слова в ед.ч. и 6 падежных форм во мн. ч.); парадигма словосочетания залюбоваться веткой зависит от возможных изменений глагола сов. вида в формах наклонений: залюбовался веткой /залюбуется веткой / залюбовался бы веткой; зависимые компоненты при этом не изменяются. Структура словосочетаний. Каждое словосочетание обладает определенной структурой, под которой понимается совокупность конструктивных особенностей, отличающих данный тип словосочетания от других. В понятие структуры словосочетания входит следующее: 1) грамматическая природа главного (стержневого) слова; 2) грамматическая природа зависимого слова, причем именно она определяет тип грамматической связи в словосочетании; 3) форма главного слова; 4) наличие или отсутствие предлога; 5) количество компонентов. Сочетаемость компонентов словосочетания. Сочетаемость – одно из основных свойств словосочетания. Каждый уровень языковой системы изучает сочетаемость единиц в определенном аспекте. На лексическом уровне это проявляется в способности лексем сочетаться между собой (сочетаться могут только те слова, которые называют предметы, связанные между собой в объективной действительности: трава – зеленая, густая, мягкая, засохшая и т.д.). Такая сочетаемость называется лексической (референциальной). На семантическом уровне важно согласование сем – они не должны противоречить друг другу. Например, глаголы и прилагательные, обозначающие действие или признак живого существа, могут сочетаться только с одушевленными существительными: человек закричал, больной человек. В случае нарушения такой сочетаемости либо разрушается структура словосочетания (воздух закричал, больной камень), либо возникает средство художественной выразительности (зал закричал – метонимия, больная совесть – метафора). На синтаксическом уровне важны и лексическая семантика, и принадлежность слова к той или иной части речи. Лексико-грамматическое значение главного слова в словосочетании прогнозирует возможные зависимые словоформы. Так, с лексическим значением глагола отказаться связываются отношения: от чего? от кого?– от покупки, почему? – из-за безденежья, когда?– в конце месяца. Одинаковую сочетаемость имеют родственные слова: дружить с Сашей, дружба с Сашей, дружен с Сашей. Одинаковую сочетаемость могутиметь слова одной семантической группы: любовь / сострадание / нежность к детям (к больному, к матери). Сочетаемость между компонентами словосочетания может определяться и принадлежностью главного слова к определенному семантико-грамматическому разряду в пределах частей речи. Так, глаголы, выражающее действие, прямо пере-ходящее на предмет, сочетаются с В.п. без предлога: украсить торт, купить цве-ты; сравнительная степень прилагательного (компаратив) – с Р.п. без предлога: быстрее ветра, смелее льва и т.д. Такая сочетаемость называется частеречной (категориальной). ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Синтаксические отношения между членами словосочетания строяться на основе подчинительной синтаксической святи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально одчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главенствующего слова. Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер. Субординативная связь – это связь прямая и односторонне направлення, связь подчиняющего и подчиненного. В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные. Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов: согласование, управление, примыкание. Примеры: озером голубым – согласование, любоваться озером – управление, любоваться долго – примыкание. Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например: душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответ- ственно изменится и форма зависимого слова: душистой земля- никой – зависимое слово душистой стоит в форме ед. ч., ж. р., Т.п. Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.). Зависимое слово при согласовании может быть выражено: 1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать; 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу; 3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу; 4) причастием, согласование то же: прочитанную книгу; 5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем; 6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков. Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например: обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д. Главное слово при управлении выражается: 1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу; 2) существительным: чтение книги; 3) прилагательным: довольный успехом; 4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев. Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего. Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например: громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. Главное слово при примыкании: 1) глагол: бежать быстро; 2) прилагательное: очень быстрый; 3) наречие: очень быстро; 4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше. Зависимое слово при примыкании выражается: 1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее; 2) деепричастием: говорил заикаясь; 3) инфинитивом: просил написать; 4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше; 5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки; 6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно; 7) существительным — несогласованным приложением: в газете «Известия».
СИЛЬНОЕ И СЛАБОЕ УПРАВЛЕНИЕ
При сильном управлении главное слово требует для зависимого опреде-лённую падежную форму: а) переходный глагол + имя в В.п. (подарить подарок); б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р./В.п. (не видел книгу /и); в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях) (пять человек); г) если предлог соответствует приставке глагола (дойти до дома, зайти за угол); д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. (дирижировать оркестром). При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяет-ся лексико-грамматическими свойствами главного слова: стучать под столом, по столу… Подарить в 2 часа (к 2-м часам) – слабое управление; подарить подарок (подарком, о подарке) – сильное управление Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: подарить подарок (обязателен винительный падеж), дойти до дома (предлог соответствует приставке глагола), дирижировать оркестром (обязателен творительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: стучать под столом (творительный падеж), по столу (дательный падеж); писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Смысловые отношения между словами, входящими в словосочетание, бывают различными. В одних словосочетаниях главные слова обозначают предметы, а зависимые слова - признаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, порядко-вый номер), например: вкусная ягода, стеклянный сосуд (к а к а я ягода? к а к о й сосуд?), моя шапка (ч ь я шапка?), пятый дом (к о т о р ы й дом?). Отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки, называются о п р е д е- л и т е л ь н ы м и. В других словосочетаниях главные слова обозначают действия и состояния, а зависимые слова – разные предметы (объекты), связанные с этими действиями и состояниями, например: пилить дрова (ч т опилить?) (действие и предмет, на ко-торый оно направлено); пилить пилой (ч е м пилить?) (действие и орудие дейст-вия); помириться с товарищем (с к е м помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине(о ч ё м тосковать?) (состояние и объект, с которым связано это состояние). Отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты), называются о б ъ е к т н ы м и. В третьих словосочетаниях главные слова обозначают действия, а зависи-мые – различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, место, цель, качество и др.), например: уехать завтра, уехать первого мая (к о г- д ауехать?) (время); пойти вправо(куда пойти?) (направление действия); жить в Харцызске (г д ежить?) (место действия); сделать назло (с к а к о й ц е л ь ю сде-лать?) (цель действия); отвечать хорошо (к а котвечать?) (действие и его качест-во). Отношения между словами, обозначающими действия и их обстоятельства, называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и. В четвёртых словосочетаниях главное слово обозначает качество, а зависи-мое – степень этого качества или то, с чем сравнивается это качество, например: очень простодушный, очень простодушно (в к а к о й степени?) (степень качест-ва); по-весеннему свежий (сч е м сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как вес-на). Эти отношения тоже называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и. Некоторые словосочетания имеют двойственный характер отношений. Рассмотрим пример: лодка с парусом. В этом словосочетании выражается отношение между двумя предметами: лодка(с ч е м?) с парусом, т. е. отношение объектное. Одновременно в этом словосочетании выражены и другие отношения: второй предмет (парус) отличает лодку от других лодок, служит признаком лод-ки: лодка (к а к а я?) с парусом, т. е. выражаются отношения определительные (ср.: парусная лодка). Следовательно, в данном сочетании имеются о б ъ е к т н о - о п р е д е л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я. Ср. ещё примеры словосочетаний с та-кими отношениями: лодка с мотором, книга сестры, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье и т. п. Рассмотрим ещё пример: положить в коробочку. В этом словосочетании выражаются одновременно отношения между действием и предметом (поло-жить в о ч т о?) и действием и его направлением (положить куда?), т. е. отно-шения о б ъ е к т н о - о б с т о я т е л ь с т в е н н ы е. Ср. ещё словосочетания с такими отношениями: пролететь над домом, сунуть в карман, убрать в ящик, приехать на трамвае, прибыть на самолёте, ранить в сердце и т. п.
НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Поскольку в словосочетании имеются подчинительные отношения, то чле-ны его связаны между собой одним из видов подчинительной синтаксической свя-зи – согласованием, управлением или примыканием. Выбор здесь зависит от мор-фологической природы главного или зависимого слова. В глагольных словосочетаниях имеет место или управление (читать пись-мо, писать карандашом), или примыкание (много читать, жить далеко), но от-сутствует связь согласования (согласование самого глагола возможно только в предложении). Словосочетания с именем существительным в роли главного слова допус-кают все три вида синтаксической связи (каменный дом, выполнение задания, стремление учиться, кофе по-варшавски). В других именных словосочетаниях находим известные ограничения в зави-симости от лексико-грамматических свойств главного слова, например: управле-ние и примыкание в словосочетаниях с именем прилагательным в роли главного члена (достойный награды, готовый сделать, весьма полезный), управление в словосочетаниях с именем числительным (два месяца), согласование и управ-ление в словосочетаниях с местоимением (нечто интересное, кое-кто из друзей). В наречных словосочетаниях встречаемся со связью примыкания и управ-ления (слишком тихо, далеко от Москвы).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК В ПОСТРОЕНИИ КОНСТРУКЦИЙ С УПРАВЛЕНИЕМ
1. Иногда после одного и того же слова, например глагола, возможно употреб-ление разных падежей и предлогов, что объясняется различием в значении слово-сочетаний: знать теорему — знать о теореме, забыть билеты — забыть о биле-тах, объявить забастовку — объявить о забастовке. Однако часто замена одного падежа и предлога другим является речевой ошибкой. 2. Чаще всего ошибки в управлении обусловлены влиянием близких по значе-нию, а иногда и однокоренных слов, требующих после себя разных падежей: смо-треть на портрет — любоваться портретом (ошибка любоваться на портрет), беспокоиться о детях — тревожиться за детей (ошибка беспокоиться за детей), характерно для этого ученика — присуще этому ученику (отсюда ошибочные варианты характерно ему, присуще для него). 3. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово до-пустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога: подбирать и готовить юных спортсменов, прочитать и пересказать английский текст. Речевой ошибкой является постановка одного зависимого слов при двух или более главных с разным управлением: с помощью и в сотрудниче-стве с родительским комитетом, советовать и контролировать спортсменов. 4. Речевой погрешностью считается также употребление рядом одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительного падежа: ре-форма здравоохранения с целью улучшения системы охраны здоровья матерей и детей и повышения рождаемости. 5. Следует также избегать словосочетаний с одинаковыми предлогами: вопрос о соглашении о взаимных поставках, беседа с ветераном с большим жизненным опытом, рассказал об указе Петра I о реформе армии. 6. Используется предложное сочетание там, где нужна беспредложная кон-струкция (говорят: разъяснение о смысле указа. Правильно: разъяснение смысла указа). 7. Неверное с точки зрения семантики использование производных предло-гов благодаря, вследствие, ввиду. Эти производные предлоги не потеряли пол-ностью своего первоначального значения. Поэтому предложение «Я не пришел на занятия, благодаря болезни» –неправильно.Следует употребить предлог из-за. А вот: «Благодаря помощи родителей, я могу учиться» — правильно. 8. Предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с дательным паде-жом: согласно указу (а не указа), вопреки распоряжению (а не распоряжения). 9. Предлоги в – из и на – с в просторечии часто смешиваются, в результате чего образуются ненормативные словосочетания: прийти с института, вер-нуться с магазина. Следует помнить, что две пары предлогов в – из и на – с не могут пересекаться, т. е. противоположные по смыслу словосочетания (с одним и тем же зависимым словом) образуются только с предлогами одной и той же па-ры: если мы говорим пошла на работу, то вернулась с работы, пошла в инсти-тут, вернулась из института. Административно-географические наименования обычно употребляются с предлогами в – из: еду в город, в район, в Сибирь, в Москву, в Сковородино,а возвращаюсьиз города, из района, из Сибири, из Москвы, из Сковородина (геогра-фические названия, заканчивающиеся на – о, склоняются как существительные среднего рода. В Приамурье таких названия много, и не следует об этом забы-вать: им. п. – Албазино, Поярково, Мазаново ,предл. п. – в Албазине, Пояркове, Мазанове и т. д.). Однако некоторые существительные, названия горных облас-тей, употребляются с предлогами на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кав-каза, на Алтае – с Алтая, но в Хибины – из Хибин. То же самое происходит с на-именованием Украина. Норма употребления – на Украине – с Украины, на Пол-тавщине – с Полтавщины. Возможно, здесь есть влияние украинского языка, а устойчивость сочетания на Украине поддерживается общностью названия Укра-ина и однокоренных слов край, окраина, образующих сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Ошибки допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово ока-зывается в двойном подчинении. Например: Институт организовал и руководил работой студентов в летний период(организовал кого, руководил чем). Подбор и наблюдение над фактами (подбор чего и наблюдение над чем). Обычный спо-соб правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове. Например: Орга-низовал студентов и руководил их работой. Подбор фактов и наблюдение над ними. В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: иг-рать роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), опла-тить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уде-лять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположе-ния.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Словосочетание является строительным материалом для предложения. Словосочетаниями в предложении являются в основном второстепенные члены предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отноше-нии друг к другу. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.
СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструк-ций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-имен-ных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные син-таксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаи-мозамене. Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное граммати-ческое значение, называются синонимическими. Например: город у моря – приморский город; держаться с достоинством – держаться достойно; идти лесом – идти через лес – идти по лесу; землетрясе-ние в девять баллов – девятибалльное землетрясение.
СИНОНИМИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ
Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, сино-нимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже. Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора – нора лисы, Петин ка-рандаш – карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют раз-говорную стилистическую окраску. Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны. Сравните: ночная тишина – тишина ночи, дивизионный штаб – штаб ди-визии, каменная плита – плита из камня, шерстяные носки – носки из шерсти, годовой отчет – отчет за год, молочный бидон – бидон для молока, школьный товарищ – товарищ по школе. При некоторых существительных указание на величину предмета или свой-ства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существи-тельного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей – пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров – десятиметро-вый шнур, при температуре в тысячу градусов – при тысячеградусной темпера-туре. Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с преди-кативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложно-го и предложного управления: работал вечерами – работал по вечерам, летели самолетом – летели на самолёте, испытывать всхожесть семян – испытывать семена на всхожесть, нужный всем – нужный для всех и т. п. Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными суще-ствительными (сравните: вопрос о кадрах не решён – вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве – совещание по животноводству и т. п.). Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни – из-за болезни – по причине болезни, вошёл в кухню – на кухню, ушёл из кухни – с кухни, ехать на метро – в метро, просеять через сито – сквозь сито и т п. Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по упо-требительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болез-ни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книж-ное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях ти-па лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде. Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосо-четание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное сло-во – бассейн. Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла. Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосо-четание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо. Например: топот коня – топот (чей?) конский. Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в слово-сочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное сло-во – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать. Например: поехать работать – поехать на работу. Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим: 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от глав-ного). Например, рассказывала (как?) увлеченно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3. Определить, простое словосочетание или сложное. 4. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное). 5. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыка- ние) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу). 6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (опре- делительные, объектные, обстоятельственные). Пример: На Кавказе он, воздухом горным дышит, – буркнула Клава. Устный разбор:
|
|||||||
|