Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 2. Задание 3. Задание 5. Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.. Задание 7. Задание 8. Задание



Задание 2

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 ОБРАЗ, -а; мн. образы, -ов; м.

1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях

2. Живое, наглядное представление о ком-, чём-л., возникающее в воображении, мыслях кого-л. Не раз возникал перед ним о. далёкой и любимой женщины. По вечерам перед ней вставал о. покойной матери. Будущее предстало перед нами в самых привлекательных образах. В душе постепенно ожили образы далёкого детства.

3. Филос. Форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира. Мысленные образы есть отражение в нашем сознании окружающего мира. Мысленные образы вещей находятся в сознании в непрерывном движении и изменении.

4. Обобщённое художественное восприятие действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Художник мыслит образами. Сценический о. Литературный о. Положительные, отрицательные образы литературных героев. Излюбленный женский о. Петрарки.

5. чего. Характер, склад, направление чего-л. О. жизни. О. действий.

 Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

исчерпАть
включИшь
крАла
щавЕль
намЕрение

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Когда порции мороженого окончательно готовы и упакованы, они поступают в МОРОЗИЛЬНУЮ камеру, где примерно за полчаса замораживаются до температуры хранения минус 18-20 °C.
Когда КОМАНДИРОВОЧНЫЕ закончили работу над проектом, они с удовольствием совершили экскурсию по Казани.
Удивляет умение некоторых животных НАДЕТЬ своеобразный маскарадный костюм и «прикинуться» не теми, кем они являются на самом деле.

Восприятие человеком цвета — целиком ЛИЧНОСТНОЕ явление, и передать словами свои цветовые ощущения так же трудно, как трудно передать ощущение вкуса.
Несмотря на зной, буйно цвели в саду георгины и розы; большой урожай дали огурцы, посаженные ранней весной в ДОБРОТНОЙ теплице.

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Большая половина студентов Новосибирского государственного университета учатся нормально, о чем и рассказал на научно-практической конференции для преподавателей ректор вуза.

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ящик АПЕЛЬСИНОВ
ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
ДОРОГОЙ тюль

Около СЕМИСОТ участников

группа АРМЯН

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Неправильное употребление предлога Б) Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. В) Ошибка в построении предложения с однородными членами. Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Д) Ошибка в построении сложного предложения. 1. Мой рассказ будет неоконченным, не упомянув о происшествии, произошедшем перед смертью композитора. 2. Культуролог сказал, что вы не сдадите культурологию,  не прочитав «Закат Европы» Шпенглера. 3. Не ложьте чистые вещи на пыльную скамейку! 4. Я люблю читать не только прозу, а также стихи и публицистику. 5. Летом после возвращения из Кавказа мы вынуждены были экономить, так как потратили в отпуске все деньги. 6. Он восхищался теми одноклассниками, которые могли, не напрягаясь, находить проблему и позицию автора в тексте. 7. В конце 90-х годов газета «Московский комсомолец» увеличил свой тираж. 8. Благодаря родителям, которые оплатили подготовительные курсы, он смог отлично подготовиться. 9. Установлено, что изготовлена самогонная закваска гражданкой Филлиповой, которая находилась в стадии брожения.

Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.

1) прилагательное, покоситься, завидовать
2) выровнять, поднимаясь, опираясь
3) росистый, горевать, стиральная (машина)
4) классицистический,  мириться, лимитированный
5) гордиться, систематизация, посиделки


Задание 10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..бинтовать, пр..морский, пр..бывать (на станцию)
2) ра..сеять, в..балтывать, бе..голосый
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут
4) о..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить
5) непр..будный, нед..варить, п..завчера


Задание 11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) процентщ..ца, выкорч..вка
2) юрод..вый, протал..нка
3) продл..вать, выхухол..вый
4) болот..стый, обур..вать
5) волч..нок, занов..

Задание 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (враги) меч..тся, движ..щий
2) опостыл..ть, (он) высп..тся
3) спотыка..шься, увид..нный
4) выуч..нный, движ..мый
5) стро..вший, слыш..мый

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Поездка на Сахалин далась Чехову вовсе (НЕ)ЛЕГКО.

Графоманы (НЕ)СОГЛАСНЫ с утверждением, что умение рифмовать не равно поэтическому дару.

(НЕ)ОТКРЫТЫЙ в ребенке талант может проявляться в игре, в учебе или просто в интересе к какой-либо деятельности.

(НЕ)ВЫСОКИЙ мужчина, появившийся в комнате, поначалу не привлек её внимания.

Это (НЕ)ЭКЗАМЕН, а издевательство над студентами: мнения преподавателей по части вопросов расходятся.

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Солдат проснулся (ЗА)СВЕТЛО и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких секунд не мог сообразить, где он находится.
В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.
ВСЁ(ТАКИ) я так и не смог поехать (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками.
Батальон был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.
(ПОЛ)ГОДА он тренировался, решив во ЧТО (БЫ) то ни стало выиграть шахматный турнир.

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Он сразу приступил к заданию, которое еще в школе было записа(1)о в кожа(2)ю разлинова(3)ую тетрадку. Доказательство было основа(4)о на заранее выуче(5)ых формулах.

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кум стоял ни жив ни мертв.
2) Многострадальное российское страхование то оказывалось в руках иноземцев то лишалось иностранного капитала.
3) Всё спало крепким неподвижным сном.

4) Романы о Гарри Поттере интересны как для взрослых так и для детей.
5) Из-за леса выползла темная туча сразу пролилась теплым дождем и стало свежо.

 

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Русская правда» (1) основной закон того времени (2) содержит ряд статей (3) касающихся материального возмещения (4) в случае убийства или нанесения другого вреда.

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люблю тебя (1) моя весна!

Тебя(2) мой город(3) над Невою!

Заброшенный сюда судьбою (4)

Я долго счастья ожидал!

Дождался (5) только (6) ненадолго:

Благодаря (7) твоей любви

Ушли тяжелые невзгоды,

И годы легкие пришли.

Надеюсь, все понимают, что это пародия.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Жители-ремесленники считали (1) что лучше заплатить небольшой взнос специальной компании(2) которая (3)организует тушение пожаров (4) и компенсирует убытки (5) чем в одиночку бороться со стихией.


Задание 20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда она заметила (1) что пора домой (2) было уже поздно (3) и метро закрылось (4) поэтому Маша переночевала в общежитии.

 Задание 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Никогда такого не было, чтобы всем от одной болезни давали одни и те же лекарства. (2)Сейчас многие люди, которые не имеют отношения к медицине, выходят на улицу. (3) Там тепло, и птички поют. (4)Кажется, что ничего плохого в мире не происходит. (5)К счастью, многие молодые люди либо бессимптомно больны, либо переносят болезнь в легкой форме. (6)Но, к несчастью, они думают, что все это чьи-то происки или заговор. (7)Именно эти люди представляют огромную опасность для своих родственников, для своих родителей, у которых уже, возможно, есть какие-то хронические заболевания. (8)Более всего они опасны для своих пожилых бабушек и дедушек. (9) Особенно возмущают подростки, посещающие запрещенные вечеринки в период самоизоляции.

 

Задания 22 – 26

(1)Вот удивительно: русский язык мы учим 10 лет в школе, а кто-то еще и в вузе. (2)Знаем про словосочетания, суффиксы и глаголы, орфограммы и диалектизмы, а про мат, который слышим каждый день, нет! (3)На самом деле и мат тоже изучают, посвящают ему научные статьи и умные книги, в которых рассматривают вопросы происхождения, функции мата и его влияние на процесс общения.

(4)Что считать матом, а что нет? (5)Большинство исследователей сходятся на том, что мат – это прежде всего название мужских и женских гениталий, сексуальных действий и производные от этих слов. (6)Но вот ругается ли человек, если для названия полового органа он знает только одно слово – неприличное? (7)Ученые утверждают – нет! (8)Матерщина – это сознательная замена нейтрального слова более грубым, для того чтобы сильнее выразить свои чувства.

(9)Есть два главных мифа о происхождении мата. Первый: весь мат придумали нехорошие монголо-татары и передали его русским во времена ига. (10)Второй: мат придумали сами русские и научили ругаться другие народы. (11)Но все это только мифы. (12)Чтобы разобраться, откуда пришел мат, надо обратиться в далекое прошлое всех народов. (13)Что бы ни говорили представители разных религий, самые понятные для человека боги – солнце, земля и небо. (14)Они похожи на людей: земля-мать – рождает, небо-отец, смотрящий на землю единственным глазом, проливает дождь, оплодотворяя ее. (15)Плодородие, рождение очень важны для древнего человека, но он еще не умеет объяснить причины неурожая, прочих бед и несчастий. (16)Ему ясно одно: надо, чтобы небо и земля любили друг друга сильнее (чаще и больше), и в этом им надо помочь. (17) Именно отсюда идут фаллические культы, не самые приличные песни и обряды. (18)Но на смену язычеству приходит христианство, которому совершенно не нужны прозаические половые акты для создания мира. (19) Достаточно одного слова. (20)Урожай теперь повышают молитвами, а не оргиями. (21)Новая религия на Руси имеет свой язык – церковнославянский, тема секса не обсуждается, а часть исконно русских слов становится неприличной. (22) Наиболее известный исследователь мата филолог Борис Успенский объясняет, что матерщина активно использовалась в обрядах, связанных с плодородием. (23)Принадлежность к язычеству приводит к тому, что мат уже в Средние века считался чем-то антихристианским.

(24)В самих словах нет ничего неприличного. (25)К примеру, одно из них происходит от общеславянского глагола blesti – ошибаться (сравните – заблудиться, блудить). (26)Еще одно, почти матерное, произошло от названия буквы Х (хер) в славянской азбуке, вернее даже от слова «похерить» – т. е. перечеркнуть крестом. (27)И так со всеми! (28)Зато выражение «ой ты гой еси, добрый молодец», без которого не обходится ни один мультик про старину, далеко не так невинно. (29)Гоило – член, от древнерусского «гоити» – оживлять, оплодотворять. (30)И значит «гой еси» (как бы поаккуратнее выразиться) – мужчина в полном расцвете сил.

(31)Исследователи насчитывают около 20 функций мата. (32)Вот несколько из них: получить психологическое облегчение, оскорбить, установить дружеские отношения – когда хочешь показать, что ты «свой». (33)Мат выполняет обрядовые и магические функции: на традиционной русской свадьбе пели специальные корильные песни. (34)Позорили человека в шутку, чтобы предотвратить настоящий позор.

 (35)Важнейшая функция мата для подростков – доказать, что ты взрослый. (36)И еще важнее – доказать свою сексуальную зрелость. (37)Именно в тех случаях, когда побед на любовном фронте еще нет, а они (казалось бы) быть обязаны, парни начинают неистово материться, рассказывать пошлейшие анекдоты и придуманные случаи из своей жизни. (38)Надо сказать, что мат вообще – занятие больше мужское. (39)Видимо, на древние обряды с матерными словами (тогда они еще не считались такими) женщины и дети не допускались. (40)И эта традиция жива до сих пор. (41)Большинство женщин хотят казаться мягкими и добрыми. (42)И только те, кто стремится к власти, часто позволяют себе «выражения».

(43)Интересно, что животные тоже «матерятся». (44)Если человек выражает свою неприязнь с помощью слов, то самцы (!) птиц делают это с помощью встрепанных перьев; рыбки – изменяют цвет; животные – могут наставлять друг на друга рога или угрожающе махать хвостом.

(45)Мат – это плохо, знаем мы. (46)А Пушкин и Лермонтов – это хорошо. (47)Но редко вспоминают о том, что и великие иной раз прибегали к запретной лексике. (48)Мат есть в стихах у Некрасова, Лермонтова, и даже у Пушкина! (49)А уж их ли упрекать в бедном словарном запасе и отсутствии фантазии? (50)Видимо, бывают случаи, когда приличными выражениями не обойтись. (51)Так Ростропович открыто выругался во время путча на ГКЧПистов, не найдя для них других слов. (52)Ю. Анненков вспоминает, что Есенин был непревзойденным матерщинником: «…Виртуозной скороговоркой Есенин выругал без запинок Малый матерный загиб Петра Великого (37 слов), с его диковинным «ежом косматым против шерсти волосатым» и Большой загиб, состоящий из 260 слов. (53)Малый загиб я, кажется, могу еще восстановить. (54)Большой загиб, кроме Есенина, знал только мой друг, «Советский граф» и специалист по Петру Первому, Алексей Толстой».

(55)Значит, если в мате нет ничего страшного, можно материться? (56)Мат допущен на страницы книг, модных журналов… (57)Можно найти версию любого фильма без «запикивания» запретных слов… (58)И все таки – нет. (59)Потому что русская культура, хоть и взяла многое от язычества, немыслима без христианства. (60)Нет, потому что есть люди, которых он оскорбляет. (61)Поэтому справедливо, конечно, что мат в общественном месте приравнен к мелкому хулиганству и за него можно схлопотать по заслугам.

Наталья Новикова (р. 1970) – российский журналист

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Нецензурная брань появилась на Руси в результате монголо-татарского ига.
2) Автор считает мат допустимым в обществе искренним выражением эмоций.
3) Одна из функций мата – установление дружеских отношений.
4) Малый загиб, кроме Есенина, знал только Алексей Толстой.
5) Христианство сыграло главную роль в запрете части исконно русских слов.


Задание 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 15-20 представлено повествование.
2) Предложение 7 является ответом на вопрос, поставленный в предложении 6.
3) В предложениях 35-37 представлено рассуждение.
4) Предложение 44 поясняет, раскрывает смысл предложения 43.
5) Предложение 61 объясняет причину явлений из предложения 60.


Задание 24

Из предложений 5-7 выпишите антонимы.

Задание 25

Среди предложений 45-54 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).

Задание 26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Обращаясь к теме, вызывающей споры, автор эмоционально отстаивает свою точку зрения. Отсюда частое употребление такого синтаксического средства, как А____ (в предложениях 2, 27). Этой же цели служит прием Б____ в предложениях (4-5). В то же время лексическое средство В____ (в предложениях 2, 33) позволяет рассмотреть предмет с научной позиции. Г_____ из предложений 52-54 служит убедительным подтверждением мыслей автора.


Список терминов:

1) фразеологизмы
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) цитирование
6) восклицательные предложения
7) термины
8) синтаксический параллелизм
9) вопросно-ответная форма изложения

Задание 27


Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.