Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Приемов.Народ, нация, государство



 В. Приемов.Народ, нация, государство

Цель данной статьи – дать определение понятий народ, нация, государство, а также рассмотреть основные особенности русского народа и условия функционирования государства.

Народ.

Народ — историческая общность людей. Употребляется в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятое в первом значении слово является синонимом понятия «нация», взятое во втором значении — синонимом понятия «этнос». Следует отличать от понятия население. По мнению специалистов по международному праву, принадлежность к единому народу предполагает наличие определённых исторических, культурных и практических связей.

Народ — как термин этнографии. Под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по определённым признакам. По первоначальной трактовке, это происхождение (кровное родство). Позже стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Применение слова «народ» в значении более крупного, не этнического понятия «нация» характерно для политических деятелей для обозначения всего населения какого-либо государства, вне зависимости от его этнической принадлежности. Например, текст российской конституции начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле…».

Основа народа – это Рода и племена, жившие на определенной территории и имевшие определенные связи друг с другом. В процессе исторического развития происходило их смешение, приходили другие Рода и племена на эту территорию. У них создавалась общая культура с сохранением в той или иной степени своей культурной идентичности, а также общий менталитет, как следствие культуры. Так, за много веков, на территории современной России появились русские, и эта «русскость» теперь уже не зависит от национальной принадлежности: можно быть русским и в то же время представителем любой из многочисленных национальностей, входящих в состав РФ.

«Русскость» - это дух народа, а сам народ – это сплав различных Родов за века общей истории. Вспомним слова Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…». Русский – тот, кто признает свою страну (Россию, Русь) Отечеством, кто разделяет и поддерживает ее «культурный код» (культурную идентичность). А культура включает и понятия нравственности, духовности, служения - народу, Отечеству. Для русского человека характерна широта души, чувствительность (не путать с чувственностью), способность (сердца) откликаться на чужую боль, чужое горе. Вспомним слова Ф. И. Тютчева: «…И нам сочувствие дается, как нам дается благодать...».

Это также и способность ощущать землю — живым организмом, и более того - ощущать ее Матерью, божеством! Это действительно так, ибо данная нам Обитель - это необходимое условие для самой жизни, во всех ее формах. Отношение к земле как к матери, отношение сыновье — это характерная черта исконной «русскости» нашей.

А все вместе - это потенциальная направленность к Высшему, к Богу, которая пришла к нам через поколения от наших предков. Это также ответственность перед Отечеством, народом и перед Богом за себя, свою жизнь. Способность подняться в трудный час против врага и одолеть его благодаря силе духа, и в то же время долготерпение по отношению к собственной власти. 

Однако, в последнее время эти черты утрачиваются, сильные прежде качества становятся слабостью. Мы перестали чувствовать себя единым народом. И в современной культуре западного образца, усиленно насаждаемой сегодня в России, уже нет выхода для русского человека. 

Вот что писал Г. Щедровицкий о России.

«Современные поколения являются принципиально аисторическими. Для них не существует ни исторической действительности, ни их собственного действия в истории.

Путь к дальнейшему развитию России и людей России идет прежде всего через восстановление, или воссоздание культуры - НОВОЙ КУЛЬТУРЫ, … восстановление прежней культуры невозможно. Для того, чтобы Россия могла занять своё место в мире, нужно восстановить интеллигенцию России. Я себя мыслю идеологом интеллигенции, идеологом культурной, культурологической, культуротехнической работы…

Мне уже в 1952 году казались бессмысленными демократические установки русской интеллигенции — установки, которые выражались в слезах по поводу жизни народа, условий его существования, в заботах и стонах о народе. Я тогда же сформулировал принцип, которого придерживаюсь и сейчас. Каждый должен заботиться о себе, в первую очередь о себе как о культурной личности, и в этом состоят его обязанности, его обязательства перед людьми, каждый отвечает за своё личное поведение: не быть подлым, не приспосабливаться к условиям жизни, наоборот, постоянно сохранять неколебимыми принципы и позицию, бороться за сохранение принципиальности в любой ситуации».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.