|
||||||||||||||||||||
Определение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Определение Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. У людей психологи различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии — это злость. Ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В 1990 году политические-лидеры оправдывали войну в Персидском заливе, рассматривая ее не как злодейскую попытку убить 100000 иракцев, но как средство освобождения Кувейта. Итак, враждебную агрессию мы можем назвать «горячей», инструментальную — «холодной». Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Тем не менее, социальные психологи находят это различение полезным. Например, большинство убийц враждебны. Они импульсивны, у них бывают неконтролируемые вспышки эмоций, и это объясняет, почему результаты национальных опросов, проведенных в 110 странах, показывают: введение смертной казни не уменьшает количества совершаемых убийств (Wilred, 1987). Но некоторые из этих убийств являются инструментальными. Из 1000 убийств с целью ограбления, совершенных в Чикаго с 1919 года, большинство были холодными и расчетливыми. Проявления агрессии — агрессивность — у людей многообразны, поэтому весьма полезно ограничить изучение этого явления рамками, предложенными Бассом (Buss). По его мнению, агрессию можно описать на основании 3 шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинации дают 8 категорий агрессивных действий .
Основные теории агрессии 1.Агрессия как инстинктивное поведение. 3. Фрейд: человеческое поведение проистекает из взаимодействия двух основных инстинктов — инстинкта жизни (эроса) и инстинкта смерти (танатоса). Напряжение между ними разряжается с помощью направленной вовне агрессии.Фрейд считал агрессивное поведение не только врожденным, но и неизбежным: если энергия смерти не будет обращена вовне, это может привести к разрушению самого человека. 2. Агрессия как проявление побуждения. Эти теории приписывают агрессию результатам влияния особых условий окружающей среды: 1. фрустрирующих (мешающих удовлетворению какой-либо потребности), 2. аверсивных (вредных, таких, как жара, теснота, неприятные запахи и т.д.) или возбуждающих. Различные стимулы окружающей среды побуждают к агрессии. Исследования показывают, что фрустрация как состояние, возникающее в результате невозможности удовлетворения потребности, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарсиса (избавления от напряжения и беспокойства), снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут оказать подобное воздействие. 3. Агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности. Сторонники этого направления полагают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, либо интерпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воздействие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или человек застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал уменьшение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться. 4.Агрессия как приобретенное социальное поведение. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры (A Bandura) агрессия рассматривается как социальное поведение, являющееся результатом всестороннего научения. Действительно, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с оружием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые причиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, следовательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.
Становление агрессивного поведения Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации (СМИ).Влияние семьи на становление агрессивности проявляется через сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими родителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они могут втянуться в преступную деятельность, нападать на других детей; сверстники будут отзываться о них, как об агрессивных. Исполнители заказных политических убийств часто происходят из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к собственным детям. Отсутствие контроля за ребенком, так же как слишком суровые наказания, способствует повышению агрессивности ребенка. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, при правильном применении оно может позитивно влиять на поведение. Дети также учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто начинает демонстрировать более агрессивное поведение, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это только ухудшает ситуацию, поскольку в агрессивной компании усиливается агрессивность ее членов. Поведение в детстве предсказывает поведение в зрелые годы: человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Один из источников обучения агрессии — СМИ. Предполагается, что СМИ все же влияют на становление агрессии, но выраженность этого влияния остается неизвестной.
Социальные детерминанты агрессии 1. Одной из сильных и устойчивых детерминант агрессии является провокация: люди, как правило, отвечают ударом на удар. Ответом на оскорбления, издевки, иронические замечания часто оказывается физическая агрессия. Люди «дают сдачи», чтобы, с одной стороны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с другой — чтобы предупредить дальнейшие нападки. 2. Мощными детерминантами агрессивного поведения служат характеристики объекта агрессии, особенно пол и раса объекта. Женщины чаще подвергаются более мягкой агрессии,так как воспринимаются заведомо беззащитными. Однако если они нарушают этот стереотип и начинают отвечать, уровень направленной на них агрессии резко возрастает. Показан более высокий уровень агрессивности белых по отношению к «чернокожим». 3. Одной из причин агрессии является фрустрация (помеха, препятствие на пути к желанной цели). Фрустрация может вызвать агрессию, если помехи, препятствующие удовлетворению потребности, достаточно сильны, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязана к агрессии. 4. Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вербальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.
Внешние детерминанты агрессии К внешним детерминантам агрессии относятся особенности среды или ситуации. Многие из этих детерминант ассоциированы с 1. физическими факторами окружающей среды. Наибольшее внимание исследователей привлекают жара, шум, теснота, духота. Умеренно высокие температуры усиливают агрессивные тенденции. Вероятно, при очень высоких и очень низких температурах люди чувствуют себя настолько скверно, что у них нет ни сил, ни желания нападать на других. Шум, теснота, сигаретный дым, неприятные запахи также могут провоцировать агрессию. Внешними детерминантами агрессии могут быть 2.индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.). 3.СМИ как посыла к агрессии обнаружили, например, что фильмы со сценами насилия подкрепляют агрессию, но не усиливают ее. Сцены насилия в СМИ будут способствовать агрессии, если: — увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии; — зритель отождествляет себя с агрессором; — потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме; — наблюдаемые события выглядят «реальными» и захватывающими. Внешними детерминантами агрессии могут служить 4. факторы, мешающие человеку осознавать самого себя. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность, что человек так и останется незамеченным, и тем слабее его чувство ответственности за происходящее. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию. Напротив, обострение самоосознания может ослаблять агрессию.
Индивидуальные детерминанты агрессии В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматриваются 1.личностные черты: боязнь общественного неодобрения, раздражительность,свойство объяснять чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать во многих ситуациях чувство стыда, а не вины. В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения типа А и противоположной ей — модели поведения типа Б. Люди типа А вдвое чаще других страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также: — напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать победу и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других; — всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, если другие люди или ситуации сдерживают их; — демонстрируют высокий уровень враждебности и открытой агрессии. Исследования подтвердили, что люди типа А действительно более раздражительны и агрессивны, чем люди типа Б. Более того, похоже, что именно враждебность и агрессия ответственны за предрасположенность этих людей к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Люди типа А в большей степени склонны плохо обращаться с детьми, чаще способствуют возникновению межличностных конфликтов. В итоге люди типа А могут угрожать здоровью и благополучию других людей. Вы можете определить свою принадлежность к типу А или Б, ответив на вопросы в практическом занятии. Важную категорию агрессоров составляют экстремисты — люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Эти люди отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и с повышенным самоконтролем. Механизмы проявления насилия у экстремистов со сниженным самоконтролем понятны. У агрессоров с повышенным самоконтролем со временем ресурсы внутренних сдерживающих механизмов иссякают, агрессия вырывается на волю, принимая порой крайние и даже фатальные формы. 2. Агрессивные реакции человека зависят также от его установок и внутренних стандартов.Агрессивное поведение активизирует различные предрассудки, например расовые. В зависимости от системы внутренних стандартов одна и та же поведенческая реакция может восприниматься и как нормальная, и как совершенно недопустимая. У мужчин более высока прямая физическая агрессия, а у женщин, наоборот, непрямая. Кроме того, мужчины чаще становятся объектами физического нападения, а женщины — жертвами сексуальных домогательств и грубости.
Превентивные меры и управление агрессией До недавнего времени исследователей в основном интересовали причины агрессии, а не меры ее предотвращения. Это было связано с мнением, что эффективные способы — катарсис (избавление от напряжения и беспокойства) и наказание — уже известны. Впоследствии было показано, что грозящее 1. наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда агрессор не находится в крайнем озлоблении, если ожидаемое наказание достаточно сурово, если его вероятность высока, если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика. Наказание может удерживать от последующих агрессивных действий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюдением всех правил. Эти условия редко реализуются, поэтому наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно. 2. Катарсис способствует снижению агрессии, но весьма непродолжительному. 3. Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных примеров неагрессивного поведения. 4.На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех ситуациях, которые агрессор считает злоумышленными и преднамеренными провокациями. Информация о смягчающих обстоятельствах, например о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции. 5.Эффективным способом профилактики агрессии служат реакции, несовместимые с гневом или агрессией. Это могут быть страдания жертвы агрессии (хотя в некоторых случаях страдания жертвы, наоборот, усиливают агрессивные реакции), просмотр юмористических материалов, умеренная эротическая стимуляция, неожиданный подарок, похвала и т.д. 6.Одним из способов предотвращения агрессии может быть тренинг социальных умений. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что у них отсутствуют элементарные навыки общения, они не знают, как отвечать на провокации. Они не имеют представления о том, как сообщать о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции других не совпадают с их ожиданиями. В результате эти люди испытывают постоянную фрустрацию, говоря слова и осуществляя действия, которые настраивают других против них. Обучаясь социальным умениям, эти люди смогут постепенно уменьшать частоту агрессивных реакций против себя.
|
||||||||||||||||||||
|