Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определение



Определение

               Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорб­ление или причинение вреда другому живому существу, не желаю­щему подобного обращения.

              У людей психологи различа­ют два типа агрессии: враждебная агрессия и инструмен­тальная агрессия. Источник враждебной агрессии это злость. Ее единственная цель — причинить вред.

                  В случае инструментальной агрессии причинение вреда не само­цель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В 1990 году политические-лидеры оправдывали вой­ну в Персидском заливе, рассматривая ее не как злодей­скую попытку убить 100000 иракцев, но как средство освобождения Кувейта.

        Итак, враждебную агрессию мы можем назвать «горячей», инструменталь­ную — «холодной».

         Иногда трудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Тем не менее, социальные психологи находят это различение полезным.

 Например, большинство убийц враждебны. Они импульсивны, у них бывают неконтроли­руемые вспышки эмоций, и это объясняет, почему результаты национальных опросов, проведенных в 110 странах, показывают: введение смертной казни не уменьшает количества совершаемых убийств (Wilred, 1987). Но некоторые из этих убийств являются инструментальными. Из 1000 убийств с целью ограбле­ния, совершенных в Чикаго с 1919 года, большинство были холодными и расчет­ливыми.

             Проявления агрессииагрессивность — у людей многообраз­ны, поэтому весьма полезно ограничить изучение этого явления рамками, предложенными Бассом (Buss). По его мнению, агрессию можно описать на основании 3 шкал: физическая вербальная, ак­тивная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинации дают 8 категорий агрессивных действий .

Тип агрессии Примеры
Физическая — активная — пря­мая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ра­нение при помощи огнестрельного оружия
Физическая — активная — не­прямая Закладка мин-ловушек, сговор с наем­ным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая — пассивная — пря­мая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятель­ностью (например, сидячая демонстра­ция)
Физическая — пассивная — не­прямая Отказ от выполнения требований (на­пример, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная — активная — пря­мая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная — активная — не­прямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная — пассивная — пря­мая Отказ разговаривать с другим челове­ком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная — пассивная — не­прямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

                          Основные теории агрессии

          1.Агрессия как инстинктивное поведение. 3. Фрейд: человеческое поведение проистекает из взаимодействия двух основных инстинктов — инстинкта жизни (эроса) и инстинкта смерти (танатоса). Напряжение между ними разряжается с помощью направлен­ной вовне агрессии.Фрейд считал агрессивное поведение не толь­ко врожденным, но и неизбежным: если энергия смерти не будет обращена вовне, это может привести к разрушению самого челове­ка.

              2. Агрессия как проявление побуждения. Эти теории при­писывают агрессию результатам влияния особых условий окружающей среды:

    1. фрустрирующих (мешающих удовлетворению какой-либо по­требности),

    2. аверсивных (вредных, таких, как жара, теснота, непри­ятные запахи и т.д.) или возбуждающих. Различные стимулы окру­жающей среды побуждают к агрессии.

      Исследования показывают, что фрустрация как состояние, воз­никающее в результате невозможности удовлетворения потребнос­ти, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарси­са (избавления от напряжения и беспокойства), снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Даже та­кие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раз­дражение или удар кулаком по столу могут оказать подобное воздействие.

         3. Агрессия как результат когнитивной и эмоцио­нальной деятельности. Сторонники этого направления пола­гают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие, либо ин­терпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воз­действие. Если рассудок говорит, что опасность велика, или чело­век застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал умень­шение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться.

          4.Агрессия как приобретенное социальное поведе­ние. В соответствии с теорией социального научения А. Бандуры (A Bandura) агрессия рассматривается как социальное поведение, яв­ляющееся результатом всестороннего научения. Действительно, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с ору­жием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые при­чиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, сле­довательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного уча­стия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного на­блюдения проявлений агрессии.

 

                      Становление агрессивного поведения

         Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверст­ников, а также средств массовой информации (СМИ).Влияние семьи на становление агрессивности проявляется через сплоченность семьи, близость между родителями и ребенком, взаимоотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства.

                Если у детей плохие взаимоотношения с одним или обоими ро­дителями, если они не ощущают родительской поддержки, то они могут втянуться в преступную деятельность, нападать на других детей; сверстники будут отзываться о них, как об агрессивных. Исполнители заказных политических убийств часто происходят из распавшихся семей. Женщины, на которых в детстве их родители не обращали внимания, более склонны применять карательные меры по отношению к собственным детям.

             Отсутствие контроля за ребенком, так же как слишком суровые наказания, способствует повышению агрессивности ребенка. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, при правильном применении оно может позитивно влиять на поведение.

  Дети также учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто начинает демонстрировать более агрессивное поведение, скорее всего окажутся отверженными большин­ством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это только ухудшает ситуацию, посколь­ку в агрессивной компании усиливается агрессивность ее членов.

  Поведение в детстве предсказывает поведение в зрелые годы: человек, в детстве оцениваемый сверстни­ками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет оцени­ваться так же.

  Один из источников обучения агрессии — СМИ. Предполагается, что СМИ все же влияют на становление агрессии, но выраженность этого влияния остается неизвестной.

 

                       Социальные детерминанты агрессии

         1. Одной из сильных и устойчивых детерминант агрессии является провокация: люди, как правило, отвечают ударом на удар. Ответом на оскорбления, издевки, иронические замечания часто оказывается физическая агрессия. Люди «дают сдачи», чтобы, с одной сторо­ны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с дру­гой — чтобы предупредить дальнейшие нападки.

       2. Мощными детерминантами агрессивного поведения служат ха­рактеристики объекта агрессии, особенно пол и раса объекта. Жен­щины чаще подвергаются более мягкой агрессии,так как воспри­нимаются заведомо беззащитными. Однако если они нарушают этот стереотип и начинают отвечать, уровень направленной на них аг­рессии резко возрастает. Показан более высокий уровень агрессив­ности белых по отношению к «чернокожим».

        3. Одной из причин агрессии является фрустрация (помеха, препятствие на пути к желанной цели). Фрустрация может вызвать агрессию, если помехи, препятствующие удовлетво­рению потребности, достаточно сильны, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она ког­нитивно привязана к агрессии.

       4. Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вер­бальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.

 

                     Внешние детерминанты агрессии

К внешним детерминантам агрессии относятся особенности сре­ды или ситуации. Многие из этих детерминант ассоциированы с

1. физическими факторами окружающей среды. Наибольшее внимание исследователей привлекают жара, шум, теснота, духота.

Умеренно высокие температуры усиливают агрессивные тенденции. Вероятно, при очень высоких и очень низких температурах люди чувствуют себя настолько скверно, что у них нет ни сил, ни желания нападать на других. Шум, теснота, сигаретный дым, неприятные запахи также могут провоцировать агрессию.

Внешними детерминантами агрессии могут быть

2.индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.).

 3.СМИ как посыла к агрессии обнаружили, напри­мер, что фильмы со сценами насилия подкрепляют агрессию, но не усиливают ее. Сцены насилия в СМИ будут спо­собствовать агрессии, если:

— увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;

— зритель отождествляет себя с агрессором;

— потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрес­сии в фильме;

— наблюдаемые события выглядят «реальными» и захватывающи­ми.

                    Внешними детерминантами агрессии могут служить

4. факторы, мешающие человеку осознавать самого себя. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность, что человек так и останется незамеченным, и тем слабее его чувство ответственности за проис­ходящее. Это ухудшает способность к самоосознанию и усиливает агрессию. Напротив, обострение самоосознания может ослаблять агрессию.

 

 

                     Индивидуальные детерминанты агрессии

  В качестве индивидуальных детерминант агрессии рассматрива­ются 1.личностные черты: боязнь общественного неодобрения, раз­дражительность,свойство объяснять чужие действия как враждебные, повышенный локус контроля, склонность испытывать во многих ситуациях чувство стыда, а не вины.

В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения типа А и противоположной ей — модели поведения типа Б. Люди типа А вдвое чаще других страдают заболеваниями сердеч­но-сосудистой системы, а также:

— напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать по­беду и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзой­ти других;

— всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, если другие люди или ситуации сдерживают их;

— демонстрируют высокий уровень враждебности и открытой аг­рессии.

Исследования подтвердили, что люди типа А действительно бо­лее раздражительны и агрессивны, чем люди типа Б. Более того, похоже, что именно враждебность и агрессия ответственны за предрасположенность этих людей к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Люди типа А в большей степени склонны плохо обра­щаться с детьми, чаще способствуют возникновению межличност­ных конфликтов. В итоге люди типа А могут угрожать здоровью и благополучию других людей. Вы можете определить свою принад­лежность к типу А или Б, ответив на вопросы в практическом заня­тии.

Важную категорию агрессоров составляют экстремисты — люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Эти люди отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и с повышенным самоконтролем. Механизмы проявления насилия у экстремистов со сниженным самоконтролем понятны. У агрессо­ров с повышенным самоконтролем со временем ресурсы внутренних сдерживающих механизмов иссякают, агрессия вырывается на волю, принимая порой крайние и даже фатальные формы.

2. Агрессивные реакции человека зависят также от его установок и внутренних стандартов.Агрессивное поведение активизирует раз­личные предрассудки, например расовые. В зависимости от систе­мы внутренних стандартов одна и та же поведенческая реакция может восприниматься и как нормальная, и как совершенно недо­пустимая.

  У мужчин более высока прямая физическая агрессия, а у жен­щин, наоборот, непрямая. Кроме того, мужчины чаще становятся объектами физического нападения, а женщины — жертвами сексу­альных домогательств и грубости.

 

                    Превентивные меры и управление агрессией

  До недавнего времени исследователей в основном интересовали причины агрессии, а не меры ее предотвращения. Это было связа­но с мнением, что эффективные способы — катарсис (избавление от напряжения и беспокойства) и наказание — уже известны.

   Впоследствии было показано, что грозящее

1. наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда агрес­сор не находится в крайнем озлоблении, если ожидаемое наказа­ние достаточно сурово, если его вероятность высока, если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

  Наказание может удерживать от последующих агрессивных дей­ствий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюде­нием всех правил. Эти условия редко реализуются, поэтому наказа­ние как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

2. Катарсис способствует снижению агрессии, но весьма непро­должительному.

 3. Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных приме­ров неагрессивного поведения.

 4.На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех ситуациях, которые агрессор считает злоумышленными и преднамеренными провокациями. Информация о смягчающих обстоятельствах, на­пример о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции.

 5.Эффективным способом профилактики агрессии служат реак­ции, несовместимые с гневом или агрессией. Это могут быть страда­ния жертвы агрессии (хотя в некоторых случаях страдания жертвы, наоборот, усиливают агрессивные реакции), просмотр юмористи­ческих материалов, умеренная эротическая стимуляция, неожидан­ный подарок, похвала и т.д.

 6.Одним из способов предотвращения агрессии может быть тре­нинг социальных умений. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что у них отсутствуют элементарные навыки об­щения, они не знают, как отвечать на провокации. Они не имеют представления о том, как сообщать о своих желаниях, и очень рас­страиваются, когда реакции других не совпадают с их ожиданиями. В результате эти люди испытывают постоянную фрустрацию, гово­ря слова и осуществляя действия, которые настраивают других про­тив них. Обучаясь социальным умениям, эти люди смогут посте­пенно уменьшать частоту агрессивных реакций против себя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.