|
|||
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Ответь на вопросы:
По образцу построй характерные интервалы в тональностях H-dur и h-moll, А-dur и а-moll, играй и пой:
Определи тональность, определи и подпиши интервалы и ступени, на которых они построены. Запиши, играй и пой эту последовательность интервалов в тональности h-moll:
Напиши нотами интервальную цепочку (определи тональность). Запиши, играй и пой эту последовательность интервалов в тональности D-dur:
В мелодиях выдели и подпиши движение по звукам характерных интервалов; пой с дирижированием: а)
б)
Работа с характерными интервалами: 1. Проанализируй построение увеличенных и уменьшенных интервалов в одноимённых тональностях. Выполни по образцу построения в тональностях A-dur – a-moll.
2. Запиши диктант. Выучи наизусть. Подпиши ступени, транспонируй «с листа» в a-moll.
3. В мелодиях выдели и подпиши движение по звукам характерных интервалов. Пой с дирижированием:
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ VII СТУПЕНИ – DVII7.
Септаккорды VII, вводной ступени так и называются – вводные септаккорды. Они также относятся к аккордам доминантовой группы, поэтому их полное обозначение DVII7. В мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд – М.VII7. Малый вводный септаккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада (VII, II, IV, VI) и требует обязательного разрешения. Общепринятым разрешением М.VII7 является следующее:
м.VII7 Т53
В гармоническом виде мажора и минора на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд –Ум.VII7, так как его крайние звуки составляют уменьшённую септиму. Он состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) или уменьшённых трезвучий VII и II ступеней. Уменьшённый септаккорд, как и малый вводный, звучит неустойчиво и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном:
Еще один способ разрешения септаккордов VII ступени – через D65, который, в свою очередь разрешается в Т53 как обычно:
1. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами малый вводный септаккорд в тональностях Es-dur, A-dur, B-dur, уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом виде D-dur, E-dur, As-dur.
2. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами уменьшённый вводный септаккорд в тональностях c-moll, h-moll, f-moll.
3. Выучи следующую аккордовую цепочку:
Выбери пару одноимённых тональностей: A-dur – a-moll; D-dur – d-moll; B-dur – b-moll. Играй и пой аккордовую цепочку в таком порядке: 1 – в натуральном мажоре, 2 – в гармоническом миноре, 3 – в гармоническом мажоре.
4. Пой по нотам музыкальные примеры. В мелодиях найди, выдели и подпиши движение по звукам аккордов:
5.
6.
1. Впиши недостающие хроматические звуки в гаммы следующих тональностей:
2. Пой построенные гаммы в прямом движении и по образцам (отрезками между устойчивыми ступенями): 3. Играй и пой следующие примеры, определи тональность (для б) – тональный план): __________________________________________________________ а)
_________________________________________________________ б)
4. Выучи секвенцию по родственным тональностям До мажора, играй, пой нижний или верхний голос. Сыграй её в B-dur:
5. Выучи секвенцию по родственным тональностям ля минора; умей играть один голос, а петь – другой. Играй секвенцию в h-moll:
|
|||
|