Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внимание при чтении



Внимание при чтении

Зачастую в работе с текстом мы бываем невнимательными. Это влияет на продуктивность чтения и уровень восприятия текста.

Хорошими помощниками в организации внимания являются слова-ориентиры. Их можно разбить на ряд групп, например:

· Прямое развитие мысли, уже выказанной ранее (таким же образом, к тому же следует добавить ….);

· Изменение хода мысли, противопоставление фактов, точек зрения (но, хотя, однако);

· Подготовка к разбору нового вопроса, переход другой мысли, сопоставление фактов (разберем еще вопрос, может быть и так);

· Выделение особо важного, существенного. Обращается внимание на выводы: поэтому, таким образом, в сущности…;

· Подготовка итогов и выводов.

Действенный путь воспитания внимания – контроль за чтением, закрепление прочитанного.

Запоминание текста Наряду с вниманием, в работе с текстами большую роль играет память.

Первое условие хорошего запоминания и дальнейшего воспроизведения – это цель. Необходимо всегда осознавать, для чего мы читаем.

Второе условие – понимание содержания текста.

Третьеусловие – осознание того, что можно получить из текста. Наша память фиксирует не только сам текст, но и то, что стоит за ним. Лучше всего усваивается текст, который написан эмоционально, ярко, образно, в котором много конкретного материала и иллюстраций.

Четвертое условие – это синхронная работа всех типов памяти – зрительной, слуховой, двигательной, моторной. Надолго запоминается текст, который мы и видим, и слышим, и произносим одновременно.

Пятое условие – учет закономерностей внимания и запоминания.

Шестое условие – соблюдение принципа «порционности», что особенно важно при учебе. Малознакомый и трудный текст надо разбить на более мелкие «пароли», но не более чем на 7 логических кусков (считается, что кратковременная память человека может быть выражена как «семь плюс минус два», являясь своего рода «психологической константой», т.е. некоей постоянной величиной, от которой зависит восприятие информации).

Седьмое условие – использование в запоминании мнемотехнических приемов, т.к. зачастую необходимо заучить материал, который слабо поддается смысловой обработке.

Осуществляя целенаправленный анализ содержания текста по уровням мыслей, мы в то же время непроизвольно организуем свое внимание и обеспечиваем непроизвольное запоминание в процессе активного осмысления.

Для того чтобы читать быстро, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

· читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.