группа 1БУ-68. Дисциплина «Введение в специальность». Тема. Информационная культура студента. Содержание лекции
группа 1БУ-68
дата 10.11.2020г.
Дисциплина «Введение в специальность»
Тема. Информационная культура студента
План лекции
1. Составные части и компоненты информационной культуры
2.Рациональные приемы работы с документами
Задание:
1. Изучить лекцию и выполнить свободный конспект.
2. Составить таблицу «Мнемонические приемы запоминания».
Срок выполнения: 12.11.2020 г.
Содержание лекции
Составные части и компоненты информационной культуры
Информационная культура связана с социальной природой человека.
Информационная культура личности складывается из следующих компонентов:
Библиотечно-библиографическая грамотность
| Это комплекс знаний, умений и навыков читателя студента, обеспечивающих эффективное использование каталогов и картотек библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов и картотек, библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них
| Информационная деятельность
| Является ядром информационной культуры. Эта деятельность проявляет себя как двойственный процесс: с одной стороны – это пользование накопленной и производящей информацией, а с другой – ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях
| Компьютерная грамотность
| Это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий
| Культура чтения
| Составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с документами, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом документов, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.)
| Информационная культура личности многогранна. Каждая ее грань определяет профессиограмму специалиста, от каждой грани зависит уровень профессиональной деятельности.
Рациональные приемы работы с документами. Оформление результатов научной и учебной деятельности.
Умение работать с документами является базовым умением при осуществлении любой профессиональной (практической и научной) деятельности.
Документпонимается как материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве, пригодный для использования в документационных процессах.
С точки зрения характера знаковых средств закрепления информации выделяют:
Вид документов
| Определение
| Примеры
| Текстовые (читаемые)
| Произведения письменности
| Тексты художественных произведений, монографий, учебников и т. д.
| Иконические (рассматриваемые)
| Документы, отображающие объекты в виде изображений
| Изоиздания, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды и т.д.
| Идеографические
| Документы, использующие условные знаки, замещающие отображение реальных объектов. Воспринимаются при умении расшифровывать знаки
| Карты, ноты, чертежи, схемы и т.д.
| Аудильные (слышимые)
| Документы, фиксирующие и передающие звуковую информацию
| Фонограммы, музыкальные компакт-диски и т.п.
| Тактильные (осязаемые)
| Документы, использующие для передачи информации изменение рельефа носителя
| Перфокарты, документы, выполненные шрифтом Л. Брайля
| Комплексные
| Документы, использующие для передачи информации два или более знаковых средств
| Звуковые кинофильмы, CD-ROM [31, с. 29]
|
По способу распространения документов в обществе различают следующие виды документов:
Вид документов
| Определение
| Примеры
| Опубликованные
| Документы, предназначенные для широкого распространения и поэтому, как правило, проходящие рецензирование и редактирование, что приводит к повышению их значимости. Эти документы тиражируют в большом числе экземпляров
| Книги, журналы, газеты
| Неопубликованные
| Документы, тиражируемые в ограниченном числе экземпляров или по непосредственным запросам пользователей на основе распространяемых вторичных документов, с дальнейшим предоставлением их полного текста
| Диссертации, отчеты НИР, депонированные рукописи
| Непубликуемые
| Документы, изначально предназначенные для узкого круга пользователей, как правило, имеющие распространение в рамках отдельных ведомств, организаций, фирм
| Приказы, распоряжения, штатные расписания и т.д.
| Промежуточные
| Документы, содержащие материалы предварительного характера, распространяемые до выхода в свет издания, в котором будут помещены окончательные тексты
| Препринты [30, с. 32]
|
С точки зрения регулярности выхода документов в свет выделяют:
Вид документов
| Определение
| Примеры
| Непериодические
| Документы, выходящие однократно и не имеющие продолжения
| Монографии, альбомы, открытки
| Продолжающиеся
| Документы, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала
| Нумерованные тематические сборники, труды НИИ
| Периодические
| Сериальные издания (документы), выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и т.д.)
| Газеты, журналы, бюллетени, календари [31, с. 32]
|
На современном этапе человечества чтение является одним из важнейших средств получения информации. Чтение, с точки зрения мыслительных процессов, протекает на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения. Под видами чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно».
В зарубежной классификации видов чтения положены практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение содержания из всего многообразия факторов, оказывающих влияние на характер чтения, наиболее существенными из которых являются следующие: предполагаемое использование извлекаемой при чтении информации и вытекающая отсюда невольная установка читающего на степень полноты и точности читаемого. Эти два фактора можно считать за основные критерии при определении видов чтения, ибо они, в конечном счете, определяют характер чтения. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решение определенных коммуникативных задач.
Выделяют следующие виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее.
Вид чтения
| Определение
| Просмотровое, поисковое
| Умение просмотреть книгу, журнал, статью и т. п., чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом, ее теме, основных
вопросах, затрагиваемых в ней, и т.д. – и определить, представляет ли она (или отдельные разделы) интерес для читающего. В данном случае имеет
место локализация содержащейся в тексте информации (определение области, к которой она относится), а затем – самая общая ее оценка: нужно/не нужно. В тот момент, когда читающий приходит к отрицательному выводу, чтение соответствующего раздела (отрывка и
т.п.) фактически прекращается, часто не дочитывая отрывка, переходит к следующему. В случае положительной оценки либо меняется характер чтения, либо читающий берет соответствующий раздел на заметку, чтобы прочитать его позднее более внимательно [8, 24].
|
Чтение с общим охватом
содержания (ознакомительное)
| Умение бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в ней информацией. Этот вид чтения является
как бы чтением для себя, без специальной внутренней установки на обязательное последующее воспроизведение полученной информации. Типичным примером этого вида чтения является чтение художественной литературы для времяпрепровождения, для собственного удовольствия или при работе со специальной литературой. Зная, что та или иная книга, статья и т.д. относится к интересующей
нас области, мы прочитываем ее с целью общего ознакомления с содержанием, причем нас интересует не только то, о чем данная работа, но и что именно говорится по тем или иным вопросам. Чтение при этом
сопровождается оценкой получаемой информации – новое/известное, интересно/неинтересно, непонятно/понятно и т.п. Для вынесения такого рода оценки читающий довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательства и т.д., причем часто не потому, что он не может достичь полного, глубокого понимания, а потому, что оно ему не требуется в данный момент. Однако в случае
оценки «новое», «интересно», «непонятно» и другие, характер чтения меняется, так как изменяется отношение читающего к получаемой информации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
| Изучающее чтение
| Умение максимально полно и точно извлечь из иностранного текста содержащуюся в ней информацию. Читающий предполагает, что ему
придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию, а это связано с осмыслением информации, ее интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей или части информации) уже чтения. Так обычно читается литература, представляющая специальный интерес, необходимая для дальнейшей деятельности человека [8, 24].
|
|