|
|||
Л. Витгенштейн 5 страница6.343. Механика есть попытка построить по единому плану все истинные предложения, в которых мы нуждаемся для описания мира. 6.3431. Всем своим логическим аппаратом физические законы все же говорят об объектах мира. 6.3432. Мы не должны забывать, что описание мира механикой всегда является совершенно общим. В механике, например, речь никогда не идет об определенных материальных точках, но всегда только о каких-нибудь. 6.35. Хотя пятна на нашей картине являются геометрическими фигурами, геометрия сама по себе не может решительно ничего сказать об их действительной форме и положении. Но сетка является чисто геометрической, все се свойства могут быть даны априори. 6.36. Если бы был дан закон причинности, то он бы гласил: "есть естественные законы". 6.361. Употребляя способ выражения Герца, можно сказать: только закономерные связи мыслимы. 6.3611. Ни один процесс мы не можем сравнивать с "течением времени" - этого не существует, мы только можем сравнивать один процесс с другим (например, с ходом хронометра). 6.36111. Кантовская проблема правой и левой руки, которые не могут совпасть при наложении, существует уже в плоскости и даже в одномерном пространстве, где две конгруэнтные фигуры а и Ь также не могут совпасть при наложении, не выходя из этого пространства. 6.362. То, что может быть описано, может и случиться, и то, что должно исключаться законом причинности, то не может быть описано. 6.363. Процесс индукции состоит в том, что мы принимаем простейший закон, согласующийся с нашим опытом. 6.3631. Но этот процесс имеет не логическое, а только психологическое основание. 6.36311. То, что завтра взойдет солнцем - гипотеза а это означает, что мы не знаем, взойдет ли оно. 6.37. Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло другое. Имеется только логическая необходимость. 6.371. В основе всего современного мировоззрения лежит иллюзия, что так называемые законы природы являются объяснениями природных явлений. 6.372. Таким образом, люди . останавливаются перед естественными законами как перед чем-то неприкосновенным, как древние останавливались перед богом и судьбой. 6.373. Мир не зависит от моей воли. 6.374. Даже если бы все, чего мы желаем, произошло, все же это было бы только, так сказать, милостью судьбы, так как нет никакой логической связи между волей и миром, которая гарантировала бы это, и мы сами все-таки не могли бы опять желать принятой физической связи. 6.375. Поскольку существует только логическая необходимость, постольку также существует только логическая невозможность. 6.3751. Например, для двух цветов невозможно находиться одновременно в одном и том же месте в поле зрения, и именно логически невозможно, так как это исключается логической структурой цвета. 6.4. Все предложения равноценны. 6.41. Смысл мира должен лежать вне его. В мире все есть, как оно есть, и все происходит так,как происходит. В нем нет никакой ценности, а если бы она там и была, то она не имела бы никакой ценности. 6.42. Поэтому не может быть никаких предложений этики. 6.421. Ясно, что этика не может быть высказана. Этика трансцендентальна. (Этика и эстетика едины.) 6.422. Первой мыслью при установлении этического закона формы "ты должен..." является: "а что, если я не сделаю?" Но ясно, что этика не имеет ничего общего с наказанием и вознаграждением в обычном смысле. Поэтому данный вопрос о последствиях действия должен быть вопросом, не относящимся к делу. По крайней мере эти последствия не должны быть событиями, ибо все же нечто в этой постановке вопроса должно быть правильным. Должно иметься некоторого рода этическое наказание и этическое вознаграждение, но они должны лежать в самом действии. (И ясно также, что- вознаграждение должно быть чем-то приятным, а наказание - чем-то неприятным.) 6.423. Нельзя говорить о воле, как о носителе этического. 6.43. Если добрая и злая воля изменяет мир, то она может изменить только границу мира, а не факты, не то, что может выражаться в языке. 6.431. Так же как при смерти мир не изменяется, но прекращается. 6.4311. Смерть не событие жизни. Смерть не переживается. 6.4312. Временное бессмертие человеческой души, означающее, следовательно, ее вечную жизнь даже после смерти, не только ничем не гарантировано, но прежде всего это предположение не выполняет даже того, чего с его помощью всегда хотели достичь. Решается ли какая-либо загадка тем, что я вечно продолжаю жить? Не является ли поэтому эта вечная жизнь настолько же загадочной, как и настоящая? Решение загадки жизни в пространстве и времени лежит вне пространства и времени. 6.432. Как есть мир для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире. 6.4321. Все факты принадлежат только к задаче, а не к решению. 6.44. Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть. 6.45. Созерцание мира sub specie aeterni есть его созерцание как ограниченного целого. 6.5. Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан вопрос. 6.51. Скептицизм не неопровержим, но, очевидно, бессмыслен, если он хочет сомневаться там, где нельзя спрашивать. 6.52. Мы чувствуем, что, если бы и существовал ответ на все возможные научные вопросы, проблемы жизни не были бы при этом даже затронуты. Тогда, конечно, больше не остается никаких вопросов; это как раз и есть ответ. 6.521. Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы. 6.522. Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это - мистическое. 6.53. Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, - следовательно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях. Этот метод был бы неудовлетворителен для нашего собеседника - он не чувствовал бы, что мы учим его философии, но все же это был бы единственный строго правильный метод. 6.54. Мои предложения поясняются тем фактом, что тот, кто меня понял, .в конце концов уясняет их бессмысленность, если он поднялся с их помощью - на них - выше их (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как он взберется по ней наверх). 7. О чем невозможно говорить, о том следует молчать.
|
|||
|