Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Варианты периодизации истории



Варианты периодизации истории

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй-занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

каменный век(от возникновения человека до III тыс. до н. э.),

бронзовый век(с конца IV до начала I тыс. до н. э.),

железный век(с I тыс. до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд учёных подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно 1 млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие учёные считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап - примитивно присваивающее хозяйство приблизительно 1 млн. лет назад -
XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века - ранний и средний палеолит.

Третий этап - развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н. э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) - продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях - и весь неолит.

Четвертый этап - зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли - IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит - ранний неолит).

Пятый этап - эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков - VIII-V тыс. до н.э.

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

На территории СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равно-обеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдалённых предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый;

человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхне-палеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжёлой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнём, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась ещё одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, который повлиял на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с тёплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определённый физический тип человека: в доледниковый - археоантропы(питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый -палеоантропы(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы,современные люди,

Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите,в свою очередь, выделяют первичную, шелльскуюи ашельскую эпохи.Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, Фонде-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов шелльской культуры (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К рубежу шелльской и ашельской эпох относятся самые древние остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже осёдлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнём около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям огонь-молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдалённых предков.

Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют её в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах - чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажжённый молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружёны копьями, кремнёвыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.

Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться, и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа или кроманьонца - человека современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолитизвестен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период ещё продолжался. Но человек был уже достаточно вооружён для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляет охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьёзным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зёрен, кореньев.

Каменные изделия человека делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремнёвые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные приспособления (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно, были приспособлены для парной семьи.

Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.

В верхнем палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и Средней Азии, но и в Сибири. По мнению учёных, из Сибири в конце палеолита была заселена и Америка.

Шелльская культура -около 600-400 тыс. лет назад - названа так по находкам близ г. Шелль (Франция), характеризуется крайне примитивными каменными» орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство. Физический тип человека - питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и т. п.

 


Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека

Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, в частности человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».

Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия? Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал Бог. В 1654 г. архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что Бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до Рождества Христова, и, таким образом, к 1999 г. человек насчитывал 6003 лет своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отсчёта надо считать 5508 г. до Рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.

Расчёты, сделанные генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7-11 млн. лет назад. От линии шимпанзе отделение произошло около 5,5-7,7 млн. лет назад, и где-то около 3-2,6 млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного от его животных предков. Примерно такую же цифру дают и данные археологии. (Архэ - от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову.) Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт - французский археолог-любитель. С 1825 г. осуществлял ряд раскопок в устье реки Соммы в Абвиле (Прованс). О найдённых им каменных орудиях первобытного человека он рассказал в 1846 г. в книге, где отстаивал правомерность новой области истории - археологии первобытного общества. С той поры прошло несколько десятков лет, и другой историк-археолог - Луис Сеймур Базетт Лики (р. 1903) - открывает места древних стоянок в Африке, в окрестностях ущелья Олдувай. В 1972 г. Л. Лики удается найти в Африке самые древние орудия из камня, созданные трудом человека. Они насчитывали 2,0-2,5 млн. лет. Потом его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8-3 млн. лет, что близко к данным генетики.

Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова «первый»). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминиды (от лат. homo - «человек») - семейство «человечьих». Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека и его ближайших предков. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - «человека разумного», Homo sapiens, и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus («человек прямоходящий»).

Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошёл при формировании семейства гоминиды, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека и его культуре. Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминиды отряда приматов. Все существующие расовые отличия могут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:

1. Эволюция животных предков человека - гоминидов, обезьян, протоантропов. Это - животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум, развившиеся на базе ориентировочно-исследовательского поведения и практического мышления обезьян. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают механические связи между деталями предмета, обстановки, те связи, которые можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Их деятельность, подчас с манипулированием предметами, предметная: не является «трудом». «Труд начинается с изготовления орудий».

2. Второй этап связан с появлением архантропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.

Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам Homo habilis, создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500-100 тыс. лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда - рубила, получившие в археологии название шелльской и сешельской культур.

Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы - «древние люди», или «первобытные люди», ещё их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250-40 тыс. лет.

Третий этап. Появляется неоантроп - современный человек, или Homo sapiens («человек разумный»). К неоантропам относятся кроманьонцы, которые жили 80-10 тыс. лет назад. Объём их мозга достигал 1500 куб. см. У них появляется членораздельная речь (примерно 50-40 тыс. лет назад). Но живут они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством. Если мы посмотрим на этот длительный процесс, охватывающий почти 3 млн. лет, то обнаружим в начале его животное, в конце - человека, нашего современника. Какие же изменения претерпевает человек, что отличает его от его животных предшественников?

1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей позволило осуществлять предметную деятельность, привело к специализации конечностей.

2. Появление ног и рук вместо лап (передних и задних конечностей).

3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.

4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человеко-образных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.

Более того, это - избыточное развитие, связанное с тем, что потенциальные возможности нашего мозга значительно превышают физиологические (природные) потребности человека. Таким образом, в этот период происходит как бы «резервирование» нашего интеллекта. Ни один из отрядов животных ни в один из периодов своего существования не испытывал такой быстрой эволюции, как гоминиды в этот период. За короткий промежуток времени мозг гоминидов увеличился в 3 раза! Около 100 тыс. лет назад стремительный рост мозга прекратился, а 15 тыс. лет назад мозг даже несколько уменьшился.

Как наука пытается объяснить факторы «опережения» и «избыточности» нашего мозга? Конрад Фиолковский, польский кибернетик, считает, что обезьянолюди занимались охотой, были подвижны, и, чтобы предотвратить «перегрев» мозга, природа и заложила в него избыточность. Но почему тогда «запаса прочности» не наблюдается у быстробегающих животных саванны, хищников и их жертв? По всей вероятности, радикальное влияние на развитие процесса цефализации оказал совершенно новый фактор - появление новой реальности - общественной, социальной жизни, которую требовалось «отразить» в сознательной деятельности. В дальнейшем фактор социальности становится постоянным фоном и перестает играть свою революциони-зирующую роль.

5. Постоянное использование орудий труда.

6. «Открытие» огня, что произошло примерно 700 тыс. лет назад, и использование варёной пищи. Сперва люди пользовались «диким» природным огнём - были найдены следы кострищ многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тыс. лет, - а позднее научились добывать его искусственно - «приручили» огонь, окультурили его. Применение варёной пищи, предварительно обработанной на огне, позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.

Мы можем отметить множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные изменения в биологической, животной жизни человека: обуздало его «зоологические» инстинкты; привело к необходимости речевого, вербального общения между собой; изменило телесную организацию человека, приспособив её для жизни в обществе и др.; создало ряд новых, социальных, норм: совместное потребление пищи, сохранение жизни престарелым членам общества, забота

о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.

Социогенез - это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится постольку человеком, поскольку он создает «вторую природу» - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, т. е. имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения между людьми в процессе производства, что и создает общину.

В отношении к природе, т. е. в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - «не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд». Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Естественную базу, на которой создается первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её «от себе подобных». В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог
осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равно необходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины, и все её члены наделялись своей долей.

В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - «движение туда и обратно») обмена, взаимности, т.е. обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб. Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.