Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Озлобленный». Непопулярный»



«Озлобленный»

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
Филипп испытывал трудности в обучении с первого класса. Ему быстро стало скучно на уроках, он часто отвлекался, пытаясь поболтать с соседями, поиграть с ними во что-нибудь. Однако его одноклассники больше интересовались происходящим на уроке, чем разговорами с Филиппом. Тогда, чтобы привлечь к себе внимание, Филипп начал на уроках стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадалось под руку. Учителя были вынуждены постоянно делать ему замечания, так как он очень мешал окружающим. Одноклассники отказывались сидеть с ним. Они сердились на Филиппа, делали ему замечания, не хотели иметь с ним никакого дела.

«Непопулярный»

Есть категория детей, с которыми никто не играет. Их не обижают, не дразнят — их просто никто не замечает и не выбирает. Ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников. Обычно это бывает, если ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Один второклассник говорил: «Они со мной даже не здороваются!»

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОТВЕРГАЕМЫХ ДЕТЕЙ

Хочу отметить, что мои наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д.
Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.
Отвергаемые дети ищут поддержки и защиты у взрослых. Но только у тех, кто однажды им ее уже оказал. Встречаясь в коридоре со своим спасителем, они приветливо здороваются и стремятся что-то рассказать.
Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Проблема отвергаемых детей особенно интересует меня не только потому, что мне не раз приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Эта тема волнует меня и потому, что я сама училась в классе, в котором постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если и не участвовать активно в травле, то во всяком случае выражать изгоям свое презрение.
В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над ее внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче. Я с восхищением вспоминаю свою одноклассницу Катю, которая отказывалась голосовать против очередного отверженного, открыто вставая на его защиту.
Я все время пытаюсь понять, могли ли окружающие нас взрослые (в первую очередь, учителя) предотвратить все эти ситуации?! Неужели, когда в четвертом классе несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал?
Нет, когда случались драки, к нам приходили и проводили воспитательные беседы, нас ругали, убеждали и т.д. Но все это было малоэффективно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.
Переломить сложившийся стереотип отверженного — задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не могут остаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.
Чем опасно бездействие окружающих? Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы, способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Там нет динамики, отношения не развиваются, они застыли, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ОТВЕРЖЕННЫМИ

Индивидуальные занятия. Ребенок, приходя ко мне, получает возможность выговориться. Мы разбираем различные ситуации и возможные стратегии поведения в них. Попутно я провожу подробную диагностику личностных особенностей ребенка.
Групповые занятия. Три-четыре человека из класса приходили ко мне на занятия раз в неделю, среди них был непопулярный ребенок и ребенок-задира. Мы играли в различные игры, требующие слаженной работы пары, а в конце занятия писали пожелания друг другу.
Эти занятия позволяли непопулярному ребенку проявить себя, его одноклассники могли взглянуть на него в нестандартной ситуации. Они начинали относиться к нему более снисходительно и заинтересованно.
Ребята ходили на занятия охотно. Однако ярыми противниками таких занятий оказались родители именно тех детей, которые были склонны преследовать одноклассников. Их основным аргументом было: «Вы хотите искусственно сдружить наших детей, мы против этой дружбы!»
Взаимодействие с классным руководителем и родителями.Обсуждаем сложившуюся ситуацию и способы ее преодоления.
Работа в классе. Проводя разные тематические занятия в классах, я стараюсь вовлечь отвергаемых детей в процесс, поощрять их активность.
Профилактика. Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю. Я же регулярно (два раза в год) провожу социометрические опросы в классах. Ребятам задается три вопроса:
1. К кому из одноклассников вы бы обратились за помощью в учебе?
2. Кому доверили бы свой секрет?
3. Кого взяли бы в свою команду для участия в КВНе, викторине и т.д. (но не в спортивном соревновании — это особо оговаривается)?
Я прошу назвать не более трех одноклассников. Правда, часто ребята выпрашивают у меня разрешение указать большее количество.
Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны. Результаты обсуждаются с классным руководителем.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Например, Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Например, учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?»
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Например, с Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно может рассказывать. Эти его качества вышли на первый план, а о происшествии постепенно забыли.
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось после того, как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее друг к другу во время игры «Зарница» и подготовки к смотру строя и песни.
Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.
Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать или не называя тех, кто их допустил, или только индивидуально.
Очень травмирует непопулярных детей распределение по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых дети могут остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше воздерживаться от участия в соревнованиях, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Например, моя коллега собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора они стали терпимее. Да и сам Слава, почувствовав перемены, стал вести себя более адекватно.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа. Например, если вместо того чтобы плакать или лупить всех подряд, он начнет смеяться вместе со всеми. В общем, сделает то, чего от него совсем не ожидают.
Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Это для учителя не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку, как у Ленки из 5-го «б».
Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники.
Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и останется чужим в классе.
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.

Задание 2. Выполните проверочную работу по теме. Результаты этого задания в ВК (без фото) отправьте в личное сообщение к концу занятия. Пример оформления ответа: 1001100

Цифровой диктант по теме «Отверженные дети».

Инструкция: Утвердите правильность высказываний. Если высказывание верно, поставьте «1», если нет - «О». Ответы записывайте последовательно в строчку.

1. В ситуации травли отверженных есть только следующие действующие лица: зачинщики, жертвы, преследователи и защитники жертвы.

2. В ситуации травли отверженных мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще нападают на девочек.

3. Жертвами издевательств в первую очередь становятся дети с явными проблемами; в них всегда есть что - то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны.

4. Отверженные дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию окружающих людей, но любой сверстник, оказавший им поддержку, вызывает подозрение у отверженного.

5.  Чаще всего целью зачинщиков травли является стремление самоутвердиться, либо это результат мести.

6. Некоторые преследователи идут на травлю в надежде заслужить расположение лидера класса, а большинство просто подчиняется «стадному чувству».

7. На психику нейтральных наблюдателей ситуация травли никак не влияет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.