|
||
Показатель: добросовестное выполнение заказовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дисциплина «Менеджмент и управление персоналом» Тема 16. Оценка и аттестация в системе управления персоналом гостиницы.
Конечно менеджмент интересует деловая оценка персонала. Нужно сказать, что деловая оценка персонала является основой комплексной аттестации персонала. Аттестация персонала – кадровые мероприятия менеджмента, проводимые на основе оценки персонала и призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала работника требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации – выявление резервов повышения уровня отдачи работника. Деловая оценка – это целенаправленный процесс установления соответствия результативности труда и факторов ее обеспечения требованиям занимаемой или вакантной должности или рабочего места. Какие задачи решаются с помощью оценки персонала (т.е. степени указанного соответствия) Это следующие задачи: - выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника; - разработка программы его развития; - определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины; - определение способов мотивации работника. Также деловая оценка персонала может помочь в решение некоторых дополнительных задач как: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик. Центральным вопросом любой деловой оценки персонала является установление ее показателей. Показатели могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организации, во втором соответствие сотрудника профессиональным требованиям. Условно показатели оценки можно разделить на несколько групп: 1группа: результативность труда; 2 группа: условия достижения результативности труда; 3 группа: профессиональное поведение. В оценке результативности труда (1группа показателей оценки) различают жесткие и мягкие показатели. Жесткие показатели достаточно легко измеримы и они должны поддаваться объективной количественной оценке со стороны руководителя. Наиболее соответствуют «жестким» показателям производственная система организации, подразделения системы управления, имеющие выраженные взаимосвязи с внешним окружением – это маркетинг, снабжение, службы по ремонту, торговые агенты и т.д. «Мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата. Под условиями достижения результатов труда (показатели 2 группы) понимаются способности сотрудника, его личностные качества, мотивационные установки. Показатели профессионального поведения ( 3 группа) – эти показатели охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении разных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п. Каковы же методы проведения оценки т.е. методы, которые рассматриваются в качестве инструментов организации отдельных этапов. К ним можно отнести: - метод критических случаев (метод оценки по решающей ситуации) – подход ситуационный в управлении; - управление по целям (здесь предварительно не устанавливаются показатели оценки, ключевая идея метода состоит в измерении результатов и эффективности труда сотрудника, при котором устанавливается его вклад в достижение целей предприятия); - оценочная беседа (оценочное интервью);
- различного рода тестовые испытания (тестовые рабочие задания, тесты по оценке знаний в конкретной области, тесты по оценке качеств личности и ее интересов). И конечно же при деловой оценки персонала важным является выбор методов с помощью которых оцениваются те или иные показатели: - метод анкет (альтернативных характеристик) – оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника. Например: Сотрудник: соблюдает все сроки ____________________________________________ имеет сложности при координации различных задач _________________ чувствительно реагирует на критику ______________________________ работает больше, чем требуется ___________________________________ нелегко находит контакт с внешним окружением ____________________ в условиях дефицита времени работает безошибочно _________________ составляет четко структурированные отчеты (сообщения и т.п.) ________
Рис. Использование метода анкет (альтернативных характеристик) Соответственно в анкете справа «Да» или «нет»
- метод заданного распределения оценок (принудительного распределения) – в тех случаях, когда руководители подразделений завышают оценки своих сотрудников. Для устранения такого явления используется этот метод. В соответствии с ним заранее задаются проценты распределения оцениваемых сотрудников по рейтингам; например: 10% - отличный рейтинг, 30% - выше среднего, 40% - средний и т.д. 10% - ниже среднего; 10% - низкий рейтинг. - метод управления по целям – измерение результатов и эффективности сотрудника при котором устанавливается его вклад в достижения целей организации. В рамках этого метода выполняются следующие шаги: 1) установление цели для каждого сотрудника, определяется ожидаемый трудовой вклад и исходя из установленных целей вырабатываются критерии оценки на конец периода ;
2) по истечении срока оцениваются результаты руководителем так и самим сотрудником; 3) руководитель указывает на возможности улучшения и развития деятельности сотрудника, а также совместно с сотрудником определяет цели на новый период. - метод альтернативного ранжирования (упорядочения рангов). В рамках аналитической оценки по каждому показателю составляется ранжированный ряд. Например: таблица Показатель: добросовестное выполнение заказов | ||
Работающий с наилучшим рейтингом 1. _____________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________ | 5.__________________ 6.__________________ 7.__________________ Работающий с наихудшим рейтингом |
Рис. Альтернативное ранжирование (упорядочение рангов)
по показателю «добросовестное выполнение
заказов»: сотрудник 1 больше чем сотрудник 2 , а 2 больше чем сотрудник 3…. и т.д. Этот ранжированный ряд отражается в спец. таблице. Обобщенная оценка работников рассчитывается сложением отдельных рангов. Конечно есть и недостатки этого метода - повышенная субъективность оценки, ненормируемая шкала ранжирования, невозможность достоверного заключения о качественной дистанции между двумя оцениваемыми объектами (разница между сотрудниками 1и 2 может быть большой, а между 2 и 3 – незначительный;
- метод шкалирования (графическое шкалирование рейтингов). Этот метод напоминает систему школьных оценок не связан с большими затратами на разработку и потому удобен и экономичен, но есть проблемы, этот метод субъективен, поэтому есть разновидность – метод шкалирования рейтингов описания поведения (таблица).
|
|||
|