Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кредитование предприятий посредством временного умень­шения обязательств перед бюджетом



2. Кредитование предприятий посредством временного умень­шения обязательств перед бюджетом

Кредитование предприятий посредством временного умень­шения обязательств перед бюджетомрегулируется НК РФ, ко­торый предусматривает следующие формы краткосрочной финан­совой поддержки предприятий и организаций в виде временного уменьшения обязательств перед бюджетом:

• отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов;

• налоговые кредиты.

Общее в этих формах кредитования состоит в том, что они свя­заны с изменением сроков уплаты налогов и сборов в бюджет. Согласно ст. 62 НК РФ изменение срока выполнения обязательств перед бюджетом не может применяться по отношению к юриди­ческим лицам, в отношении которых:

• возбуждено уголовное дело по признакам преступления, свя­занного с нарушением законодательства о налогах и сборах; проводится производство по делу о налоговом правонару­шении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

• имеются достаточные основания полагать, что это лицо вос­пользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложе­нию.

Решение о предоставлении предприятию (организации) креди­та в виде отсрочки, рассрочки платежа по налогам и сборам, а так­же налогового или инвестиционного налогового кредита прини­мают финансовые органы различных уровней в зависимости от статуса налога (федеральные, региональные, местные). Налого­вый кодекс устанавливает конкретные основания для предостав­ления отсрочки, рассрочки по уплате налогов, налогового кредита (табл. 7.3).

Таблица 3 -Условия предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога, налогового кредита

  Причинение ущерба в результа­те стихийного бедствия, техно­логической катастрофы или иных обстоятельств непреодо­лимой силы  
  Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполнен­ного этим лицом государствен­ного заказа Условия предоставления нало­гового кредита  
Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога Угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога Производство и (или) реализа­ция товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден Правительством РФ)  
  Таможенным законодатель­ством РФ предусмотрены от­срочки (рассрочки) в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ    

 

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предо­ставлена заинтересованному юридическому лицу при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований. Особенность кредитования в виде отсрочки (рассрочки) платежа в бюджет — она не оформляется кредитным договором, а только разрешением полномочного финансового органа, что, однако, не лишает эту операцию всех при­знаков кредита — возвратности, срочности, платности. Срок от­срочки или рассрочки — до шести месяцев, соответственно с еди­новременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Налоговый кодекс предполагает только три основания предо­ставления налогового кредита — это причинение ущерба в ре­зультате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка финансирова­ния из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государ­ственного заказа, а также угроза банкротства в случае единовре­менной уплаты налога.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или не­скольким налогам сроком от трех месяцев до одного года. Плата за налоговый кредит не взимается, если он предоставляется заинте­ресованному лицу по причине убытков от стихийных бедствий, технических катастроф и других обстоятельств непреодолимой силы, а также, если имеет место его недофинансирование из соот­ветствующего бюджета. Плата за отсрочку (рассрочку) уплаты обязательств в бюджет устанавливается дифференцированно, в зависимости от основа­ний ее предоставления, сумма отсрочки или рассрочки по налогу также зависит от оснований ее получения (таблица 4).

Таблица 4 - Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Основания предо­ставления отсрочки (рассрочки) Плата (про­центы) Размер кредита
1. Причинение ущер­ба в результате сти­хийного бедствия, технологической ка­тастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы Проценты не начисляются Не более суммы фактически при­чиненного ущерба. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении от­срочки (рассрочки) в пределах суммы причиненного ущерба. Размер ущерба определяется уполномоченным органом исходя из фактических обстоятельств
2. Задержка финан­сирования из бюдже­та или оплаты вы­полненного этим липом государствен­ного заказа Проценты не начисляются Не более суммы недофинансиро­вания или неоплаты выполненно­го налогоплательщиком государ­ственного заказа. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении от­срочки (рассрочки) в пределах суммы недофинансирования
Угроза банкротства э -тучае единовре-кшой уплаты на- 1/2 ставки рефинансиро­вания Не определено
Основания предо­ставления отсрочки (рассрочки) Плата (про­центы) Размер кредита
4. Производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер Точно не ус­тановлено Не определено
5. Отсрочки (рас­срочки) в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Относится к компетенции таможенных органов н определяется таможенным законодательством

Если налоговый кредит предоставляется в связи с угрозой банкротства этого лица в случае единовременной уплаты налога, проценты устанавливаются в размере ставки рефинансирования ЦБ, действующей за период договора о налоговом кредите. Уполномоченный орган может потребовать предоставление документов об имуществе, которое может быть предметом залога либо поручительства. В договоре о предоставлении налогового кредита указывается сумма налогового кредита и виды федеральных налогов и сборов, по которым он предоставляется, а также проценты. Суммы налогового кредита подлежат возврату равными долями по каждому сроку уплаты или единовременно, с уплатой процентов путём перечисления средств в доход федерального бюджета. Предоставление отсрочек по налогам и сборам, а также налоговых кредитов позволяет предприятиям сохранить свои оборотные средства, хотя и обязывает в ряде случаев уплачивать проценты.

Таким образом, кредитные взаимоотношения предприятий с бюджетами весьма разнообразны, применение конкретных их форм зависит от общей ситуации в экономике от финансовых возможностей бюджетов и количества кредитных ресурсов в банковской системе.

Контрольные вопросы:

1. Каковы правовые основы бюджетного кредитования в России?

2. Каковы условия предоставления и формы обеспечения воз­врата бюджетных кредитов?

3. Каковы формы и механизмы краткосрочной бюджетной поддержки предприятий?

4. Какие отрасли экономики получают регулярно краткосроч­ную бюджетную поддержку за счет средств федерального бюд­жета?

5. В чем заключается положительное влияние и отрицатель­ные последствия бюджетной поддержки предприятий?

6. Каков механизм бюджетной поддержки в виде субсидиро­вания процентных ставок по банковским кредитам?

7. Каковы правовые основы кредитования в форме временно­го уменьшения обязательств перед бюджетом?

8. Каковы основания предоставления отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, налоговых кредитов?

9. Каков механизм налогового кредитования?

10. Как устанавливаются размер кредита и величина процент­ной ставки в зависимости от оснований предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.