![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетомрегулируется НК РФ, который предусматривает следующие формы краткосрочной финансовой поддержки предприятий и организаций в виде временного уменьшения обязательств перед бюджетом: • отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов; • налоговые кредиты. Общее в этих формах кредитования состоит в том, что они связаны с изменением сроков уплаты налогов и сборов в бюджет. Согласно ст. 62 НК РФ изменение срока выполнения обязательств перед бюджетом не может применяться по отношению к юридическим лицам, в отношении которых: • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах; • имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению. Решение о предоставлении предприятию (организации) кредита в виде отсрочки, рассрочки платежа по налогам и сборам, а также налогового или инвестиционного налогового кредита принимают финансовые органы различных уровней в зависимости от статуса налога (федеральные, региональные, местные). Налоговый кодекс устанавливает конкретные основания для предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов, налогового кредита (табл. 7.3). Таблица 3 -Условия предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога, налогового кредита
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному юридическому лицу при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований. Особенность кредитования в виде отсрочки (рассрочки) платежа в бюджет — она не оформляется кредитным договором, а только разрешением полномочного финансового органа, что, однако, не лишает эту операцию всех признаков кредита — возвратности, срочности, платности. Срок отсрочки или рассрочки — до шести месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кодекс предполагает только три основания предоставления налогового кредита — это причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, а также угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от трех месяцев до одного года. Плата за налоговый кредит не взимается, если он предоставляется заинтересованному лицу по причине убытков от стихийных бедствий, технических катастроф и других обстоятельств непреодолимой силы, а также, если имеет место его недофинансирование из соответствующего бюджета. Плата за отсрочку (рассрочку) уплаты обязательств в бюджет устанавливается дифференцированно, в зависимости от оснований ее предоставления, сумма отсрочки или рассрочки по налогу также зависит от оснований ее получения (таблица 4). Таблица 4 - Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
Если налоговый кредит предоставляется в связи с угрозой банкротства этого лица в случае единовременной уплаты налога, проценты устанавливаются в размере ставки рефинансирования ЦБ, действующей за период договора о налоговом кредите. Уполномоченный орган может потребовать предоставление документов об имуществе, которое может быть предметом залога либо поручительства. В договоре о предоставлении налогового кредита указывается сумма налогового кредита и виды федеральных налогов и сборов, по которым он предоставляется, а также проценты. Суммы налогового кредита подлежат возврату равными долями по каждому сроку уплаты или единовременно, с уплатой процентов путём перечисления средств в доход федерального бюджета. Предоставление отсрочек по налогам и сборам, а также налоговых кредитов позволяет предприятиям сохранить свои оборотные средства, хотя и обязывает в ряде случаев уплачивать проценты. Таким образом, кредитные взаимоотношения предприятий с бюджетами весьма разнообразны, применение конкретных их форм зависит от общей ситуации в экономике от финансовых возможностей бюджетов и количества кредитных ресурсов в банковской системе. Контрольные вопросы: 1. Каковы правовые основы бюджетного кредитования в России? 2. Каковы условия предоставления и формы обеспечения возврата бюджетных кредитов? 3. Каковы формы и механизмы краткосрочной бюджетной поддержки предприятий? 4. Какие отрасли экономики получают регулярно краткосрочную бюджетную поддержку за счет средств федерального бюджета? 5. В чем заключается положительное влияние и отрицательные последствия бюджетной поддержки предприятий? 6. Каков механизм бюджетной поддержки в виде субсидирования процентных ставок по банковским кредитам? 7. Каковы правовые основы кредитования в форме временного уменьшения обязательств перед бюджетом? 8. Каковы основания предоставления отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, налоговых кредитов? 9. Каков механизм налогового кредитования? 10. Как устанавливаются размер кредита и величина процентной ставки в зависимости от оснований предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|