|
||||||||||||||||||||||
ТЕМА 11 КРАТКОСРОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКАСтр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА 11 КРАТКОСРОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА 1. Бюджетное кредитование 2. Кредитование предприятий посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом 1. Бюджетное кредитование Процесс приватизации определил эволюцию форм и механизмов краткосрочной кредитной поддержки предприятий и организаций — произошел переход от прямого безвозмездного финансирования за счет бюджетных средств к бюджетному кредитованию на принципах возвратности, срочности и платности. Этот процесс отражает становление рыночной экономики, в условиях которой предприятие несет полную материальную ответственность за возврат государственных средств и их целевое использование. Бюджетное кредитование в отличие от безвозмездного финансирования содержит в себе стимулы к эффективному использованию полученных средств. Государственная кредитная политика в области бюджетного кредитования является составной частью общей государственной экономической политики. Правовой основой бюджетного кредитования являются ст. 76 и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а предоставление государственных и муниципальных гарантий регулируется его ст. 116 и 117. Бюджетные кредиты предоставляются за счет средств бюджетов различных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и целевых внебюджетных фондов, а также за счет средств отраслевых и межотраслевых фондов, как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиции в форме капитальных вложений. Кредиторами предприятий могут быть бюджеты различных уровней, а виды и условия предоставления кредитов определяются соответственно федеральными финансовыми органами, финансовыми органами субъектов РФ или местных органов власти. При утверждении бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Субъектами бюджетного кредитования могут быть как государственные, так и негосударственные предприятия и организации. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только: - банковские гарантии, поручительства; - залог имущества, в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита,причем обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, они также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита. Государственная краткосрочная кредитная поддержка предприятий и организаций в течение последних десяти лет в РФ осуществлялась в следующих формах (таблица 1). Таблица 1 - Формы и механизмы предоставления краткосрочной финансовой поддержки предприятиям из бюджетов
Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется предприятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств — возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Бюджетная финансовая помощь предоставляется предприятиям на льготных условиях, что делает ее особенно привлекательной, бюджетные и налоговые кредиты предоставляются, как правило, под проценты ниже ставки рефинансирования (в зависимости от вида кредита и субъекта кредитования от 1/4 до 3/4 ставки рефинансирования). Отличительная черта краткосрочной бюджетной поддержки — дифференцированный подход к предприятиям-претендентам при ее распределении, последствия применения которого могут оцениваться неоднозначно. С одной стороны, оказывая финансовую поддержку, государство учитывает социальную значимость предприятия, поддерживает уровень занятости, с другой — таким образом ослабляется механизм конкуренции, «на плаву» искусственно поддерживаются неэффективные предприятия, которые в противном случае должны покинуть рынок. Бюджетная помощь может создать тепличные условия для предприятия, и тогда появляется серьезный стимул заняться вместо «поиска прибыли» «поиском ренты» — государственных льгот и привилегий. Ежегодно государство предоставляет бюджетную адресную поддержку за счет федерального бюджета предприятиям различных отраслей: - организациям топливно-энергетического комплекса, осуществляющим сезонные заготовки топлива на электростанциях, закачку газа в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту электрооборудования, а также для обеспечения населения топливом; - организациям легкой и текстильной промышленности для сезонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения; - предприятиям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива; - предприятиям агропромышленного комплекса для осуществления сезонных затрат. Однако, как показывает российский и зарубежный опыт, предоставление предприятиям бюджетных средств по льготным процентным ставкам порождает у них иждивенческие настроения. Бюджетные средства весьма ограничены и их предоставление под низкие проценты экономически не оправдано. Как показывает мировой опыт, прямая финансовая поддержка производственных предприятий оказывается малоэффективной и высокозатратной, она часто порождает структурные дисбалансы в экономике. В связи с этими обстоятельствами было необходимо отказаться от кредитования предприятий и предоставления им финансовых гарантий за счет средств федерального бюджета и полностью передать эти функции специализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственным участием1. Фактически механизм предоставления финансовой поддержки предприятий стал изменяться уже в 2001 г., когда вместо прямого выделения средств на эти цели был определен порядок возмещения в виде субсидий из федерального бюджета на возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Этому процессу способствовала и ситуация на денежном рынке — излишек ликвидности коммерческих банков. Размер субсидий на возмещение процентной разницы определялся исходя из ставки рефинансирования на дату получения кредита. Предприятиям топливно-энергетического комплекса такие субсидии предоставлялись в размере 2/3 ставки рефинансирования, организациям легкой, текстильной и лесной промышленности — 1/2 ставки рефинансирования. Сельское хозяйство получило в 2001 г. денежные субсидии из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства, северного оленеводства, овцеводства, элитного семеноводства, производства льна и конопли. За последние годы механизм финансовой поддержки предприятий в России существенно изменен: от выделения бюджетных средств правительство перешло к банковскому кредитованию с субсидированием процентных ставок. Причем эти изменения затронули не только федеральный, но и региональный уровень бюджетной системы. Субсидирование процентных ставок за счет средств бюджетов по банковским кредитам, получаемым предприятиями, на сегодня является наиболее эффективной формой их государственной краткосрочной финансовой поддержки, которая, с одной стороны, повышает заинтересованность банков в кредитовании реального сектора экономики, а с другой — повышает эффективность использования заемных средств и ответственность заемщиков за их возврат.
|
||||||||||||||||||||||
|