Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 11 КРАТКОСРОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА



ТЕМА 11 КРАТКОСРОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА

1. Бюджетное кредитование

2. Кредитование предприятий посредством временного умень­шения

обязательств перед бюджетом

1. Бюджетное кредитование

Процесс приватизации определил эволюцию форм и механизмов краткосрочной кредитной поддержки предприятий и организаций — произошел переход от прямого безвозмездного финансирования за счет бюджетных средств к бюджетному креди­тованию на принципах возвратности, срочности и платности. Этот процесс отражает становление рыночной экономики, в условиях которой предприятие несет полную материальную ответственность за возврат государственных средств и их целевое использование. Бюджетное кредитование в отличие от безвозмездного финансиро­вания содержит в себе стимулы к эффективному использованию полученных средств. Государственная кредитная политика в облас­ти бюджетного кредитования является составной частью общей го­сударственной экономической политики.

Правовой основой бюджетного кредитования являются ст. 76 и 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а предоставле­ние государственных и муниципальных гарантий регулируется его ст. 116 и 117. Бюджетные кредиты предоставляются за счет средств бюджетов различных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и целевых внебюд­жетных фондов, а также за счет средств отраслевых и межотрасле­вых фондов, как на пополнение оборотных средств, так и на инвес­тиции в форме капитальных вложений. Кредиторами предприятий могут быть бюджеты различных уровней, а виды и условия предос­тавления кредитов определяются соответственно федеральными финансовыми органами, финансовыми органами субъектов РФ или местных органов власти. При утверждении бюджета соответствую­щего уровня на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджет­ных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам ис­пользования бюджетных кредитов. К отчету об исполнении бюд­жета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджет­ных кредитов.

Субъектами бюджетного кредитования могут быть как госу­дарственные, так и негосударственные предприятия и организа­ции. Способами обеспечения исполнения обязательств по возвра­ту бюджетного кредита могут быть только:

- банковские гарантии, поручительства;

- залог имущества, в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита,при­чем обеспечение исполнения обязательств должно иметь высо­кую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового со­стояния получателя бюджетного кредита финансовым органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юриди­ческим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной ос­нове. Уполномоченные органы имеют право на проверку получа­теля бюджетного кредита в любое время действия кредита, они также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита. Государственная краткосрочная кредитная поддержка пред­приятий и организаций в течение последних десяти лет в РФ осу­ществлялась в следующих формах (таблица 1).

Таблица 1 - Формы и механизмы предоставления краткосрочной финансовой поддержки предприятиям из бюджетов

Форма краткосрочной финансовой поддержки Механизмы

Прямые трансферты

Бюджетный кредит Перечисление средств в распоряже­ние предприятия-заемщика на его счет в банке-агенте или в Федераль­ном казначействе
Субсидирование процентных ста­вок Возмещение части процентных пла­тежей по банковскому кредиту

Внебалансовые обязательства бюджетов

Бюджетные гарантии Предоставление бюджетных гаран­тий по банковским кредитам

Скрытые трансферты

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов Кредитование путем временного уменьшения обязательств перед бюджетом
Налоговые кредиты  
Вынужденное налоговое кредито­вание Просроченная задолженность пред­приятий перед бюджетом по уплате налогов

Краткосрочная бюджетная поддержка предоставляется пред­приятиям из бюджета на возвратной и возмездной основе. Особо контролируется возвратность средств — возврат предоставлен­ных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет, за каждый день просрочки платежа установлены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юриди­ческим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Россий­ской Федерации, действующей на период использования ука­занных средств не по целевому назначению.

Бюджетная финансовая помощь предоставляется предприяти­ям на льготных условиях, что делает ее особенно привлекатель­ной, бюджетные и налоговые кредиты предоставляются, как пра­вило, под проценты ниже ставки рефинансирования (в зависимости от вида кредита и субъекта кредитования от 1/4 до 3/4 ставки рефи­нансирования).

Отличительная черта краткосрочной бюджетной поддержки — дифференцированный подход к предприятиям-претендентам при ее распределении, последствия применения которого могут оце­ниваться неоднозначно. С одной стороны, оказывая финансовую поддержку, государство учитывает социальную значимость пред­приятия, поддерживает уровень занятости, с другой — таким обра­зом ослабляется механизм конкуренции, «на плаву» искусственно поддерживаются неэффективные предприятия, которые в противном случае должны покинуть рынок. Бюджетная помощь может создать тепличные условия для предприятия, и тогда появляется серьезный стимул заняться вместо «поиска прибыли» «поиском ренты» — го­сударственных льгот и привилегий.

Ежегодно государство предоставляет бюджетную адресную поддержку за счет федерального бюджета предприятиям различ­ных отраслей:

- организациям топливно-энергетического комплекса, осуществ­ляющим сезонные заготовки топлива на электростанциях, закачку газа в подземные хранилища, проведение мероприятий по ремонту электрооборудования, а также для обеспечения на­селения топливом;

- организациям легкой и текстильной промышленности для се­зонной закупки сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-техни­ческого назначения;

- предприятиям лесной промышленности для создания межсе­зонных запасов древесины, сырья и топлива;

- предприятиям агропромышленного комплекса для осущест­вления сезонных затрат.

Однако, как показывает российский и зарубежный опыт, пре­доставление предприятиям бюджетных средств по льготным про­центным ставкам порождает у них иждивенческие настроения. Бюджетные средства весьма ограничены и их предоставление под низкие проценты экономически не оправдано. Как показывает мировой опыт, прямая финансовая поддержка производственных предприятий оказывается малоэффективной и высокозатратной, она часто порождает структурные дисбалансы в экономике. В свя­зи с этими обстоятельствами было необходимо отказаться от кре­дитования предприятий и предоставления им финансовых гаран­тий за счет средств федерального бюджета и полностью передать эти функции специализированным агентствам, страховым компа­ниям и банкам с государственным участием1.

Фактически механизм предоставления финансовой поддержки предприятий стал изменяться уже в 2001 г., когда вместо прямого выделения средств на эти цели был определен порядок возмещения в виде субсидий из федерального бюджета на возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредит­ных организациях. Этому процессу способствовала и ситуация на денежном рынке — излишек ликвидности коммерческих банков.

Размер субсидий на возмещение процентной разницы опреде­лялся исходя из ставки рефинансирования на дату получения кре­дита. Предприятиям топливно-энергетического комплекса такие субсидии предоставлялись в размере 2/3 ставки рефинансирова­ния, организациям легкой, текстильной и лесной промышленно­сти — 1/2 ставки рефинансирования. Сельское хозяйство получи­ло в 2001 г. денежные субсидии из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства, северного оленеводства, овцеводства, элитного семеноводства, производства льна и конопли.

За последние годы механизм финансовой поддержки предприя­тий в России существенно изменен: от выделения бюджетных средств правительство перешло к банковскому кредитованию с субсидированием процентных ставок. Причем эти изменения затронули не только федеральный, но и региональный уровень бюджетной системы. Субсидирование процентных ставок за счет средств бюджетов по банковским кредитам, получаемым предприя­тиями, на сегодня является наиболее эффективной формой их госу­дарственной краткосрочной финансовой поддержки, которая, с од­ной стороны, повышает заинтересованность банков в кредитовании реального сектора экономики, а с другой — повышает эффективность использования заемных средств и ответственность заемщи­ков за их возврат.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.