Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кейс по книжному рынку.. Книжный рынок



Кейс по книжному рынку.

Книжный рынок

Эксперты ожидали, что после достаточно сложных 2009 и 2010 годов ситуация в книжной отрасли в 2011 году будет улучшаться, однако закрытие и перепрофилирование магазинов в течение года, а также ставшее уже привычным снижение покупательской активности и, как следствие, уменьшение платежеспособного спроса на книги привели к дальнейшему сокращению рынка. У специалистов отрасли по-прежнему не существует единой точки зрения в отношении объема книжного рынка в денежном исчислении: оценки колеблются от 62 до 86 млрд руб. По оценкам издательств «Эксмо» и «АСТ», в 2011 г. объем рынка книжной продукции в стране составил около 62,0 млрд руб., сократившись за период с 2008 по 2011 гг. в денежном выражении на 16,9% (см. рис. 28). По оценке журнала «Книжная индустрия», в 2011 году жители России потратили на книги 2,71 млрд долл., (ок. 80 млрд руб.), что на 7,5% меньше (в долларовом эквиваленте), чем в 2010 году.

Основными факторами, которые влияют на снижение объема рынка, являются:

· глобальное падение интереса к чтению;

· сокращение количества специализированных книжных магазинов;

· высокие цены на книги;

· пиратство в Интернете.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2011 году издательствами было выпущено 122915 названий книг и брошюр совокупным тиражом 612,5 млн экз. В сравнении с 2010 годом число выпущенных изданий немного выросло, в то время как их совокупный тираж сократился на 6,3%. Несмотря на определенные ожидания и надежды, по числу выпущенных названий книг не был превышен уровень не только 2009 года (127596 названий – максимум, зафиксированный за всю историю российского книгоиздания), но даже не был преодолен показатель предкризисного 2008 года – 123336 названий. Что же касается совокупного тиража, то он за последние 3 года снизился почти на 20%.

Немаловажную характеристику российскому книгоизданию дает показатель листажа, свидетельствующий о размерах загрузки полиграфических предприятий. Как видно из табл. 3, общий листаж выпущенной в России книжной продукции сократился в 2011 г. по отношению к 2010-му довольно существенно – на 11,2%, а с 2008-го года его падение составило почти 30%.

Средний тираж одного издания по итогам 2011 г. сократился в сравнении с 2010 г. на 7,2%, средний объем одного экземпляра издания за год уменьшился на 5,2% (см. рис. 4). За период с 2008 по 2011 гг. сокращение среднего тиража одной книги составило 19,2%, а средний объем одного экземпляра упал за это время на 10,6%. Всего же с начала века средний тираж одного издания сократился на 2728 экземпляров, или на 35,4%, а средний объем одного экземпляра издания – почти на 20%.

Рассмотрим также соотношение выпущенных книг и брошюр. В первом, как считается, «полнокризисном», 2009 году издатели вполне объяснимо стали выпускать больше брошюр (рост выпуска брошюр по числу названий в сравнении с 2008 годом тогда составил 13,7%, а рост выпуска книг – лишь 1,7%), однако уже в 2010 г. оба вида издательской продукции продемонстрировали снижение. В 2011 г. количество наименований выпущенных книг сократилось почти на 2%, а число наименований брошюр – увеличилось на 8,3%. Таким образом, прирост числа выпущенных названий в 2011-м году был обеспечен за счет брошюр.

По тиражам ситуация иная. За прошедший год совокупные тиражи выпущенных книг сократились на 4,4%, в то время как тиражи брошюр – на 12,4%, а в сравнении с докризисным 2008 годом тиражи обоих видов печатной продукции сократились одинаково – приблизительно на 20%. Правда, если рассматривать натуральные показатели, разница есть: совокупный тираж брошюр сократился за годы кризиса на 30,6 млн экз., совокупный тираж книг за этот же период упал на 117,4 млн экз. Если учесть, что большинство издаваемых брошюр не играет заметной роли в книготорговом обороте, то следует признать, что реально изданное число книг в Российской Федерации, формирующее книготорговый ассортимент страны, в 2011 г. составило немногим более 100 тыс. названий совокупным тиражом около 473 млн экз. Говоря о печатных объемах выпущенной книжной продукции, следует отметить, что за последний год они сократились на 11,2%, или 870628,8 тыс. л.-отт., а совокупный листаж брошюр – на 2,8%, или 8863,1 л.-отт.

Анализ распределения выпуска книг и брошюр по тиражным группам показывает, что наиболее пострадавшим сегментом в 2011 г. стали издания, выходящие тиражом от 10 до 50 тыс. экз. Если в 2009-2010 гг. шло сокращение продукции, выпускаемой в сегментах тиражей от 1 до 5 тыс. экз. и от 5 до 10 тыс. экз. (в последней из этих категорий находится подавляющая часть издаваемой в стране интеллектуальной литературы и учебников для высшей школы), то в 2011 г. последствия кризиса коснулись уже и «массового» сегмента художественной литературы. В целом за годы кризиса сегменты изданий, выходящих тиражом от 5 до 50 тыс. экз. и являющихся основой массового книгоиздания, потеряли и по числу выпущенных названий, и по тиражам примерно 30%. За эти же годы значительно увеличился выпуск малотиражной (до 500 экз.) печатной продукции – более чем на 30% по числу названий и почти на 25% – по тиражам.

Доля первых двух сегментов изданий, выходящих тиражом до 500 экз. и до 1000 экз., в суммарном тираже за 2011 год составляет всего около 4%, тогда как по числу названий в них – почти 55%. В то же время значительный объем тиражей (32%) дает только 7% наименований изданий. Если уйти от традиционного порядка подсчета, когда общий тираж делится на общее количество изданий, и принимать в расчет только те издания, которые выпускаются тиражом свыше 1000 экз., то средний тираж выпускаемых в стране рыночных изданий возрастает более чем вдвое – с 4983 экз. почти до 10,5 тыс. экз.

Доли десяти крупнейших российских издательских структур по числу выпущенных в 2011 году наименований книг и по тиражам представлены на рис. 13-14 (в скобках указаны изменения доли каждого издательства по отношению к 2010 г.). По итогам 2011 г. лидером по числу выпущенных названий стало издательство «АСТ» (9466 названий книг тиражом 64,8 млн экз.), а лидером по тиражу – издательство «Эксмо» (8988 названий книг тиражом 67,5 млн экз.).

На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост средней цены на книгу. По мнению издателей и торговцев, к настоящему времени цены на книгу подошли к «психологическому барьеру», превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов.

Этот факт отметили практически все опрошенные издательства. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 г. составляла 189 руб., то в 2011 г. она составляла уже 245 руб., т.е. за четыре года рост составил около 30%. В региональных издательствах средняя отпускная цена книги в среднем меньше, чем в столицах, однако ее рост за четыре года был более заметным – до 85%. При этом следует учитывать, что в ассортименте опрошенных издательств практически отсутствуют дешевые, малообъемные брошюры, невысокая цена которых обычно занижает среднюю цену книги, продающейся в рознице.

Не в последнюю очередь на снижение продаж влияет такой постоянно действующий фактор, как продолжающееся падение интереса к чтению. Несмотря на прилагаемые усилия по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, растет число людей, редко или вообще не читающих книги. В общем объеме медиапотребления российскими гражданами чтению книг отводится лишь 9 минут в сутки, причем с каждым годом это время снижается.

В этой связи свою работу по продвижению книг издатели и книготорговцы все больше переносят в Интернет. В последний год значительно возросло внимание издателей к таким каналам продвижения, как форумы, блоги (сетевые дневники) и социальные сети.

Одновременно с этим растет потребление книг в электронной форме. Исследование, выполненное Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Аналитическим центром Юрия Левады в 2011 г., выявило, что в настоящее время книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80-90%.

Более 40% опрошенных издательств выпускают свои книги в электронном виде. Приблизительно треть уже задумывается о выпуске книг в новом для себя формате. И 20% опрошенных издательств отвергают идею выпуска книг в электронном виде.

Уровень и характер издержек в столичных и региональных издательствах различаются. При том, что львиную долю затрат и у центральных, и у региональных предприятий занимают зарплата и социальные отчисления, центральные издательства в среднем меньше, чем региональные, платят за аренду помещений, и имеют возможность выплачивать более высокие авторские гонорары.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.