Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Управление риском



Управление риском

Система управления операционным риском намного сложнее, чем, например, рыночным или кредитным, так как:

  • операционный риск является внутренним риском для финансовой организации, поэтому крайне сложно создать универсальный перечень причин возникновения данного вида риска;
  • операционный риск очень сложно оценить количественным методом.

Важной составляющей системы управления операционным риском является контроль и регулярная отчетность. Под управлением операционном риском понимается минимизация возможных операционных потерь. Она обеспечивается с помощью:

  • комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным потерям, и (или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных потерь;
  • мер по обеспечению непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок;
  • планирования и разработки сценариев на случай непредвиденных ситуаций;
  • обеспечения оперативного восстановления бизнеса в случае наступления чрезвычайных ситуаций; - разработки и реализации мероприятий по ограничению и нейтрализации выявленных критических зон риска;
  • развития банковских технологий, правил и процедур совершения операций;
  • защиту информации;
  • развития системы автоматизации
  • прочие меры

В целях мониторинга операционного риска применяется система индикаторов уровня операционного риска (фиксирования событий), т.е. показателей, которые связаны с уровнем операционного риска, принимаемого кредитной организацией. При определении индикатора риска формулируется гипотеза о существовании в банке объективного измеримого количественного показателя риска, который характеризует определенную группу потерь. В качестве индикаторов уровня операционного риска могут быть использованы:

  • сведения о количестве несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок, увеличении их частоты или объемов;
  • текучести кадров;
  • частота допускаемых ошибок и нарушений;
  • прочее.

Для каждого индикатора рекомендуется установить лимиты (пороговые значения), что позволит обеспечить выявление значимых для кредитной организации операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.

Операционный риск- риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности Банка и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими Банка и иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых Банком информационных, технологических и других систем и их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Основным компонентом операционного риска, подлежащего регулированию, является совершение несанкционированных операций, ошибки в работе персонала, нарушения и сбои в работе компьютерных сетей и оборудования.

В целях минимизации операционного риска, а также исключения возможных убытков (потерь) в Банке на постоянной основе осуществляется выявление и сбор данных о внутренних и внешних факторах операционного риска. На основе полученной информации формируется аналитическая база данных о понесенных операционных убытках, где отражаются сведения о видах и размерах операционных убытков в разрезе направлений деятельности Банка, отдельных банковских операций и других сделок, обстоятельств их возникновения и выявления. Риск-подразделение Банка осуществляет анализ и дает оценку операционного риска. Банк производит оценку операционного риска в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II), а также оценку с использованием балльно-весового метода, сущность которого заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации. Применение балльно-весового метода оценки операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в его управлении. Банком устанавливается допустимый (нормальный) уровень операционного риска не выше 20%. Уровень операционного риска ниже допустимого (нормального) считается «низким», а уровень операционного риска выше допустимого уровня считается «высоким» уровнем, требующим применения мер по его минимизации. Операционным риском управляет Комитет по управлению рисками.

Целями управления и контроля над операционным риском являются минимизация информационных и финансовых потерь, связанных с отражением банковских операций на счетах бухгалтерского учета, а также адекватностью отражения учетной информации в различных формах отчетности, с эксплуатацией программного обеспечения, использованием в деятельности Банка технических средств и высокотехнологического оборудования при реализации банковских услуг. Управление данной категорией рисков осуществляется через принятие процедурных норм по операциям Банка и утверждения положений структурных подразделений, а также должностных инструкций сотрудников Банка с целью разграничения их функций и полномочий.

Одним из инструментов, позволяющих выявить операционные риски, является анализ административно-управленческих расходов на основе данных бухгалтерского или аналитического учета. Предметом данного анализа являются расходы, непосредственно связанные с операционными рисками (штрафы, пени и т.д.), а также операционные расходы (явные или вмененные), возникновение которых не может быть объяснено движениями рынков или кредитными событиями. Анализ расходов позволяет выявить источники операционных рисков, а также дать количественную или статистическую оценку.

Для минимизации операционного риска «ТКБ» (ЗАО) применяет следующие основные инструменты:

  • разграничение доступа к информации;
  • разработка защиты от несанкционированного входа в информационную систему;
  • разработка защиты от выполнения несанкционированных операций средствами информационной системы;
  • организация контролирующих рабочих мест до исполнения документов;
  • автоматическое выполнение рутинных повторяющихся действий;
  • аудит (регистрация и мониторинг) действий пользователей.

 

 

· Указание Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" (с изменениями и дополнениями)

· · Приложение. Требования к организации процедур управления отдельными видами рисков

· · Глава 4. Операционный риск

· 4.1. Процедуры по управлению риском возникновения убытков в результате ненадежности и недостатков внутренних процедур управления кредитной организации, отказа информационных и иных систем либо вследствие влияния на деятельность кредитной организации внешних событий (далее - операционный риск) должны включать методы выявления и оценки принятого операционного риска в отношении различных направлений деятельности кредитной организации (дочерних организаций), в том числе методы оценки и анализа вероятности реализации операционного риска. Правовой риск является частью операционного риска.

· Процедуры по управлению операционным риском должны предусматривать:

· полномочия руководителей структурных подразделений кредитной организации в области управления операционным риском и их ответственность за выявление операционного риска, присущего деятельности этих подразделений;

· наличие в кредитной организации подразделения (работника), осуществляющего разработку процедур по управлению операционным риском, включая методы оценки операционного риска, и составление отчетов об операционном риске, а также применение указанных процедур;

· осуществление контроля за выполнением принятых в кредитной организации процедур по управлению операционным риском и оценки их эффективности службой внутреннего аудита кредитной организации (иным подразделением кредитной организации, независимым от подразделений, осуществляющих операции (сделки), связанные с принятием рисков, разработкой и применением процедур по управлению операционным риском).

· 4.2. В случае если кредитная организация использует методы оценки операционного риска, отличные от порядка, установленного Положением Банка России N 346-П, применяемые методы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода методам в международной практике.

· В кредитной организации, использующей модели количественной оценки рисков, процедуры управления операционным риском должны содержать методы выявления и оценки риска понесения убытков в связи с неадекватностью применяемых моделей.

· Методы оценки операционного риска, применяемые дочерней кредитной организацией, должны быть согласованы в письменной форме с головной кредитной организацией банковской группы.

· 4.3. В кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) создается и обновляется на постоянной основе аналитическая база данных об убытках, понесенных вследствие реализации операционного риска, содержащая информацию о видах убытков, их размере, датах возникновения, а также обо всех существенных событиях, приводящих к данным убыткам, включая обстоятельства их возникновения (выявления). Аналитическая база данных ведется в разрезе дочерних организаций, направлений деятельности (структурных подразделений), видов операций (сделок).

· Порядок ведения аналитической базы данных об убытках, понесенных вследствие реализации операционного риска, включая требования к форме и содержанию вводимой информации, порогу размера убытков, информация о которых подлежит помещению в указанную базу данных, должен быть установлен в документах кредитной организации (банковской группы), разрабатываемых в рамках ВПОДК.

· Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) должна накапливать внешнюю информацию о значительных убытках, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска, включающую данные о суммах убытков, об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором были понесены убытки, о причинах и обстоятельствах их возникновения.

· Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) разрабатывает порядок ведения и использования аналитической базы данных об убытках, понесенных вследствие реализации операционного риска, а также порядок учета внешней информации в целях оценки принятого кредитной организацией (дочерней организацией) операционного риска.

· 4.4. В целях осуществления контроля за эффективностью управления операционным риском кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) определяет порядок и периодичность рассмотрения фактов возникновения убытков вследствие реализации операционного риска и причин их возникновения, а также перечень мероприятий по их устранению.

· 4.5. В целях ограничения операционного риска кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) разрабатывает комплекс мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к убыткам вследствие реализации операционного риска, и (или) на уменьшение (ограничение) размера таких убытков. К числу таких мер относятся:

· разработка процедур совершения операций (сделок), порядка разделения полномочий и подотчетности по проводимым операциям (сделкам), позволяющих исключить (ограничить) возможность возникновения операционного риска;

· контроль за соблюдением установленных процедур;

· развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации;

· страхование, в том числе:

· имущественное страхование (страхование зданий, иного имущества, включая валютные ценности и ценные бумаги, от утраты (гибели), недостачи или повреждения, в том числе в результате действий третьих лиц, работников кредитной организации, а также страхование предпринимательских рисков, связанных с риском возникновения убытков вследствие реализации банковских рисков);

· личное страхование (страхование работников от несчастных случаев и причинения вреда здоровью).

· Указанные меры должны быть доведены головной кредитной организацией банковской группы до дочерних кредитных организаций.

·
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71057396/12/#ixzz4awUHpGml

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.