Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система управления операционным риском



Система управления операционным риском

[10.01.2011]

 

Выдержка из книги «Анализ кредитных рисков»
автор: Наталья Костюченко

Операционный риск – это вероятность возникновения убытков в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах банка, в действиях сотрудников и иных лиц, в работе информационных систем, либо вследствие внешнего воздействия.

Классификация риска

● Базельский комитет предлагает следующую классификацию источников операционного риска:

- персонал (намеренные действия сотрудников компании, которые могут нанести ущерб ее деятельности);
- процессы (ошибки и некорректное исполнение операций в ходе осуществления бизнес-процессов либо исполнения должностных обязанностей);
- системы (нарушение текущей деятельности в результате сбоя информационных систем или недоступности сервиса);
- внешняя среда (атаки либо иные угрозы, исходящие из внешней среды, которые не могут управляться компанией и выходят за рамки ее непосредственного контроля).

● В Письме Банка России от 24.05.2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» классификация риска предлагается с точки зрения возможных убытков под влиянием внутренних и внешних факторов, к которым может привести операционный риск.

Внутренними и внешними источниками (причинами) операционного риска являются:

  • случайные или преднамеренные действия физических или юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации (риск недобросовестного исполнения персоналом банка своих служебных обязанностей, риск перегрузки персонала, риск ошибок при вводе данных, риск предоставления клиентом неверной или неполной информации и т.д.);
  • несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих (риск неверной организационной структуры банка); порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете (риск методологии, правовой риск и т.д.); несоблюдение служащими установленных порядков и процедур; неэффективность внутреннего контроля;
  • сбои в функционировании систем и оборудования (технологический риск);
  • неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации (риск хищения активов, риск несанкционированного проникновения в процессы банка и т.д.);
  • прочее

Операционные потери могут быть в виде:

Прямых потерь

- снижения стоимости активов;
- досрочного списания (выбытия) материальных активов;
- денежных выплат в виде судебных издержек, взысканий по решению суда, штрафных санкций надзорных органов и т.д.;
- денежных выплат клиентам и контрагентам, а также служащим кредитной организации в целях компенсации им во внесудебном порядке убытков, понесенных ими по вине кредитной организации;
- затрат на восстановление хозяйственной деятельности и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и других аналогичных обстоятельств;
- прочие затраты, связанные с устранением причин возникновения и реализации риска.

Косвенных потерь (не выражающихся напрямую в денежном эквиваленте, но косвенно влияющих на финансовый результат):

- потеря деловой репутации;
- недополученные запланированные доходы;
- приостановка деятельности в результате неблагоприятного события (технологический сбой);
- отток клиентов и т.д.


В российской практике областью повышенного операционного риска являются информационные технологии, которые составляют значительную долю в структуре общих расходов многих финансовых организаций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.