Нормальный, гнусавый, глухой, многовоздушный,
В конце проводится проверка умения произносить стечения согласных (стр. 34). Ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки, начиная с верхнего ряда. В случае затруднения педагог открывает написанные слова и предлагает ребенку прочитать нужное слово, а затем показать соответствующую картинку и назвать ее еще раз.
При неправильном произнесении стечения (появление призвука, пропуск одного из звуков, нарушение слитности стечения, замены звуков) педагог предлагает дошкольнику повторить слово вместе с ним (сопряженное проговаривание), а затем вновь назвать картинку (отраженное проговариваиие). В протоколе фиксируется умение произносить стечения согласных и характерные дефекты при их воспроизведении, например:
Верно1, неверно (с паузой, призвуками. | |
Присамостоятельном назывании | пропусками, перестановками) |
При чтении | Верно, неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками) |
По подражанию | Верно, неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками) |
1 Соответствующая буква находится в правом нижнем углу.
2 Для облегчения условий проверки произношения слова и фразы, как
правило, представлены в той же последовательности, что и соответствую
щие картинки.
Таким образом, в самостоятельной речи данный дошкольник может произносить стечения верно, но может нарушать слитность их
произнесения (воспроизводя с паузой или призвуком) или опускать один из звуков. При чтении выявляется тенденция к нарушению слитности стечений. По подражанию ребенок произносит стечения верно или с паузой.
После проверки качества воспроизведения звуков переходят к анализу умения ребенка воспроизводить словесное ударение в хорошо знакомых двух-трехсложных словах.
С этой целью дошкольнику предлагается назвать первую картинку верхнего ряда (стр. 35). Если ударный слог не выделен (слово произнесено равноударио) или выделен неадекватно (ударение воспроизведено на другом слоге), педагог открывает вторую часть листа и предлагает ребенку прочесть слово, опираясь на знак ударения. Если в этом случае ударный слог выделяется правильно, дошкольнику предлагают вновь назвать картинку. Если же и при чтении ритмическая структура слова не соблюдается, то педагог произносит слово вместе с ребенком, подчеркивая ударный слог, в том числе и движениями речевой ритмики, а затем предлагает вновь назвать картинку. Аналогично проводится работа с остальными словами.
В протоколе педагог оценивает умение ребенка выделять ударный слог в хорошо знакомых словах при самостоятельном назывании картинок, при чтении с указанием знака ударения, по подражанию, например:
Присамостоятельном назывании | Выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет |
Выделяет адскнатно, не всегда адекватно. | |
При чтении со знаком ударении | не выделяет |
По подражанию | Выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет |
В данном случае ребенок владеет навыком выделения ударного слога, но в самостоятельной речи часто воспроизводит ударение не на нужном слоге; при чтении и подражании речи педагога выделяет ударный слог адекватно.
Затем педагог приступает к проверке умения соблюдать нормы орфоэпии (стр. 36-37): оглушение звонких согласных в конце слова, перед глухими согласными, произнесение безударного о как а, э как и, произнесение безударного окончания слова ого как ава, ться как ца, пропуск непроизносимых согласных.
Ребенку предлагается назвать первую картинку верхнего ряда.
Если дошкольник не может ее самостоятельно назвать, то педагог произносит слово сам и просит ребенка повторить (при необходимости показывает соответствующую табличку или дактилирует слово).
Если ребенок произносит слово, соблюдая нормы орфоэпии, педагог с помощью вопросов предлагает ему произнести соответствующую фразу (при затруднении - прочитать ее).
Если же дошкольник при назывании картинки не соблюдает орфоэпическую норму, педагог открывает вторую часть листа и предлагает ему прочитать слово, опираясь на надстрочные знаки. После этого его просят вновь назвать картинку. Если в этом случае он воспроизводит слово с соблюдением норм орфоэпии, то педагог с помощью вопросов предлагает составить с этим словом предложение. Аналогично проводится работа с остальными картинками, которые ребенок называет, начиная с верхнего ряда.
В протоколе педагог отмечает умение ребенка соблюдать нормы орфоэпии при самостоятельном назывании картинок, при чтении по надстрочным знакам и по подражанию, например:
о ~а | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
зши | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Самостоятельное называние | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет звонких согласных |
ого = ава | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
ться = ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
о =а | Соблюдает всегда, не всегда | |
соблюдает, не соблюдает | ||
| J-U | Соблюдает всегда, не всегда |
соблюдает, не соблюдает | ||
Чтение | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет звонких согласных |
ого = ава | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает |
Окончание
ться — ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Чтение | Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает |
о = а | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
■j=u | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Подражание | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет звонких согласных |
ого = ива | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
ться = ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает |
Данный ребенок соблюдает нормы орфоэпии, подражая речи педагога или читая по надстрочным знакам (может ошибаться при воспроизведении по подражанию слов с непроизносимыми согласными). Вместе с тем в самостоятельной речи он, как правило, произносит слова орфографично. Навыком орфоэпичного произнесения ого как ава, ться как ца не владеет.
В конце обследования проверяется владение ребенком элементами интонации (стр. 38-39).
Ему показывается первая картинка, на которой изображена больная женщина, и соответствующий речевой материал. Педагог, рассматривая картинку вместе с ребенком, проверяет понимание им ситуации: тетя заболела, тетя дома, у тети болит горло.
Затем он начинает задавать ребенку вопросы, выделяя в них одно из слов. Дошкольник, опираясь на текст, отвечает. Если при этом он не соблюдает логическое ударение (не выделяет подчеркнутое слово), педагог повторяет фразу вместе с ним, особо выделяя то или иное слово голосом, дирижированием, а затем просит его повторить еще раз.
Затем педагог и ребенок меняются местами: теперь дошкольник задает вопросы, а взрослый отвечает. Если ребенок не со-шет логическое ударение и вопросительную интонацию, то
педагог повторяет вопрос вместе с ним, особо выделяя интонацию и то или иное слово не только голосом, но и позой, выражением лица, естественными жестами, а затем просит его повторить еще раз.
Далее педагог обращает внимание ребенка на две следующие картинки:
- мальчик мастерит самолет, но у него не получается, он обращается с просьбой о помощи к отцу: «Никак. Не могу. Папа, помоги».
- папа и мальчик запускают сделанную модель самолета: «Ура! Самолет летит!»
Педагог и ребенок рассматривают картинки, уточняют их содержание. Затем они разыгрывают эту ситуацию, при этом ребенок говорит за мальчика, а взрослый - за папу. При необходимости педагог помогает ребенку воспроизвести нужную интонацию: он произносит фразы вместе с дошкольником, подчеркивая интонацию не только голосом, но и позой, выражением лица, естественными жестами, а затем просит его повторить еще раз. _; В протоколе отмечается умение ребенка выделять логическое ударение, передавать интонацию голосом и/или позами, естественными жестами, мимикой лица. При оценке воспроизведения интонационной стороны речи условно используются следующие характеристики: речь интонированная (в ней имеются интонации, характерные для русского языка), речь интонационно окрашенная (в ней представлены отдельные элементы интонации, характерные для русского языка), речь монотонная.
Например:
Логическое | Самостоятельная речь | Выделяет голосом, не выделяет |
ударение | Подражание | Выделяет голосом, не выделяет |
Интонация | Самостоятельная речь | Речь интонированная, интонационно окрашенная, монотонная, _ . |
Подражиние | Речь интонированная, интонационно окрашенная, монотонная. | |
Позы, мимика лица, | Самостоятельная речь | Использует широко, редко. не использует |
естественные жесты | Подражание | Использует широко, редко, не использует |
Как мы видим, данный ребенок по подражанию широко использует в речи позы, мимику, естественные жесты, владеет умением вы-
делять логическое ударение, в речи появляется интонационная окрашенность. В самостоятельной речи этот дошкольник не выделяет слова, на которые падает логическое ударение, речь монотонна, недостаточно используются позы, мимика лица, естественные жесты.
Как уже отмечалось, проверка произношения проводится в ходе самостоятельного называния ребенком картинок. В случае затруднения педагог предлагает прочесть то или иное слово, фразу. При сохранении дефектного произнесения речевой материал воспроизводится сопряженно (вместе с педагогом), а затем отраженно. В этом случае могут использоваться движения речевой ритмики. Однако можно считать, что тот или иной произносительный навык ребенком усвоен лишь в том случае, если он его реализует в самостоятельной речи без движений речевой ритмики.
По окончании проверки педагог завершает оформление протокола обследования, в частности, ои заполняет графы, в которых характеризуются особенности произнесения слова и фразы: слитность, соблюдение звукослогового состава на уровне произносительных возможностей ребенка и темп воспроизведения фраз.
При этом отмечаются:
Воспроизведение слова | Слитность | Слитно, неслитно [по частям (ма-шина), по слогам, по звукам] |
Звукоелоговой состав | Соблюдает, не соблюдает | |
Воспроизведение фразы | Слитность | Слитно, неслитно (по частям, по словам) |
Темп | Нормальный, замедленный, убыстренный | |
Звукоелоговой состав | Соблюдает, не соблюдает |
Результаты обследования различных сторон произношения помогут правильно планировать индивидуальную работу с каждым ребенком.
При обучении дошкольников в специальных учреждениях (группах) работа над произношением ведется не только на индивидуальных занятиях, ио и на фронтальных: занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, по речевой ритмике. Для того чтобы правильно спланировать работу на этих занятиях, необходимо проанализировать и сопоставить произносительные умения всех детей группы. С этой целью заполняется общий (групповой) протокол обследования (см. приложение 4). В него вносятся данные об особенностях произношения каждого ребенка группы, которые ои реализует в самостоятельной речи.
ь
Приложение 1
Некоторые условные обозначения дефектов воспроизведения звуков
а + | звук воспроизводится точно |
в | наряду с точным воспроизведением в речи ребенка имеются замены |
V | пропуск звука |
о>,у> | передняя артикуляция гласных звуков |
и* | звук, средний между и и э |
о',у',м' | повышение голоса при произнесении звука, фальцет |
а, о | открытаягнусавость |
м и | закрытая гнусавость |
мп, мо, 6, п ' шп, ид, д, т | |
сон. | сонантность |
м/з | межзубная артикуляция |
м/г | межгубная артикуляция |
приз. | призубная артикуляция |
лаб. б/г | лабиализация без голоса |
«««очи. | щечная артикуляция шипящих звуков |
к* | призвук |
/'горл. | горловое р |
/Мч>ик. | фрикативноер |
бок. | боковая артикуляция |
''пел. | ослабленная артикуляция |
к< | задняя артикуляция (к глубокое) |
к> 1передняя артикуляция (к мягкое) |
Протокол обследования произношения
Фамилия:_________________________ Имя: __________________
Возраст: ____________ _____ Год обучения: _________________
Состояние слуха:__________________________________________
Диагноз:_______________________________________________
Дата обследования:_______________________________________
1. Общее представлениео речи:
- внятность: внятная, достаточно внятная, недостаточно внятная,
невнятная,_____________________________________________________________
-темп: нормальный, замедленный, убыстренный,___________________________
- характеристика интонационной стороны речи: речь интонированная,
интонационно окрашенная, монотонная,___________________________________
- особенности воспроизведения слова:
• слитность: слитно, неслитно (по частям, по слогам, по звукам),
•звукослоговой состав: соблюдает, не соблюдает, •словесное ударение: соблюдает, не соблюдает;
- особенности воспроизведения фразы:
•слитность: слитно, неслитно (по частям, по словам),
•звукослоговой состав: соблюдает, не соблюдает;
- грубые дефекты: повышение голоса, открытая гнусавость, ы - образные
гласные, сонантностъ, боковые артикуляции свистящих и шипящих звуков,
универсальное озвончение, закрытая гнусавость, призвуки, горловое
Р>___ ,___________________ ,_______________________________________________
2.Речевое дыхание:нормальное - на одном выдохе произносит
_ слогов, недостаточно длительный выдох, говорит на вдохе,
3. Голос:
- по силе - нормальный, тихий, очень тихий, громкий, крикливый,
- по высоте - нормальный, низкий, повышает при произнесении звуков _, _, стойкий фальцет, ______
- по тембру - нормальный, гнусавый, глухой, многовоздушный,________
4. Воспроизведение звуков:
Звук | Характеристика воспроизведения звука | Примечание |
а | ||
о | ||
У | ||
э | ||
и | ||
ы | ||
и | ||
я | ||
ё | ||
ю | ||
е | ||
п | ||
т | ||
к | ||
м | ||
и | ||
л | ||
в | ||
ф | ||
с | ||
ш | ||
щ | ||
X | ||
ц |
ч | ||
р | ||
б | ||
д | ||
г | ||
ж |
5. Воспроизведение стечений согласных:
При самостоятельном назывании | Верно, неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками) |
При чтении | Верно, неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками) |
По подражанию | Верно, неверно (с паузой, призвуками, пропусками, перестановками) |
6. Воспроизведение словесного ударения:
При самостоятельном назывании | Выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет |
При чтении со знаком ударения | Выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет |
По подражанию | Выделяет адекватно, не всегда адекватно, не выделяет |
7. Соблюдение норм орфоэпии:
о=а | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
з = и | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Самостоятельное называние | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет |
ого ^ива | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
тъся = ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
о=а | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
з-и | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Чтение | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет звонких согласных |
Ого= ава. с< \ | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
тъся = ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
о=а | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
э = и | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Подражание | Оглушение | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает, нет звонких согласных |
ого - ава | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
тъся = ца | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает | |
Непроизносимые согласные | Соблюдает всегда, не всегда соблюдает, не соблюдает |
8. Характер воспроизведения слова:
- произносит слитно или иеслитпо (по частям, по слогам, по звукам);
- звукослоговой состав на уровне произносительных возможностей соблюдает или не соблюдает.
9. Характер воспроизведения фразы:
- произносит слитно или неслитно (по частям, по словам);
- произносит в нормальном, замедленном, убыстренном темпе,
- звукослоговой состав на уровне произносительных возможностей соблюдает или не соблюдает.
10. Воспроизведение интонационной стороны речи:
Логическое | Самостоятельная речь | Выделяет голосом, не выделяет |
Подражание | Выделяет голосом, не выделяет | |
Интонация | Самостоятельная речь | Речь интонированная, интонационно окрашенная, монотонная, |
Подражание | Речь интонированная, интонационно окрашенная, монотонная, | |
Позы, мимика лица, | Самостоятельная речь | Использует широко, редко, не использует |
естественные жесты | Подражание | Использует широко, редко, не использует |
Групповой протокол обследования произношения
Дошкольное учреждение:________________________________
Группа:________________________________________________
Год обучения:_________________________________________ __
Дата проверки:_________________________________________
Содержание обследования
Фамилия и имя ребенка
Содержание обследования
Фамилия и имя ребенка
ч | ||||||||
п | ||||||||
б | ||||||||
д | ||||||||
г | ||||||||
? | ||||||||
«JrC | ||||||||
Содержание обследования |
Фамилия и имя ребенка | |||||||
Стечения согласных: верно (+), с паузой (пауза), призвуком (ъ), пропуском (VJ, перестановкой (перестан.) | ||||||||
Словесное ударение:выделяет адекватно (+), не всегда адекватно (+/-), не выделяет | ||||||||
Нормы орфоэпии: соблюдает всегда (+), соблюдает не всегда (+/-). не соблюдает (—) | л | |||||||
а = о | ||||||||
п = и | ||||||||
Оглушение | ||||||||
ого - ава | ||||||||
тнся = иа | ||||||||
Непроизносимые | ||||||||
Воспроизведение слова Слитность: слитно, по частям, по слогам, по звукам | ||||||||
Звукослоговой состав: соолюдает (+), не соблюдает (—) | ||||||||
Содержание обследования |
фамилия и имя ребенка | |||||||
Воспроизведение фразыСлитность: слитно, по частям, по словам | ||||||||
Темп: в нормальном (N), убыстренном (быстр.), замедленном (меда.) темпе | ||||||||
Звукослоговой состав: соолюдает (+), не соблюдает (-) |
Интонационная сторона Логическое ударение: выделяет (+), выделяет не всегда адекватно (+/-), не выделяет (-) | ||||||||
Интонация: речь интонированная (инт.), интонационно окрашенная (инт./окр.), монотонная (мон.) | ||||||||
Использование поз, мимики, естественн ых жестов: использует широко редко (+/-), не использует (-) |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|