Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ



 

УДК 376 ББК 74.3 Ш71

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В.

Ш71    Методические рекомендации к альбому для обследования

произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. - 28 с. ISBN 5-85009-923-9

Формирование устной речи является одной из наиболее специфи­ческих и трудно решаемых задач воспитания и обучения дошкольни­ков с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение ребенком как восприятием речи, так и ее воспроизведением (произношением).

Успешность обучения произношению во многом зависит от пра­вильности планирования работы, которое опирается на результаты периодических проверок состояния произносительных навыков детей.

В данном пособии представлен материал для аналитических про­верок произношения на втором этапе обучения произношению глу­хих и слабослышащих дошкольников - 3-5-й годы обучения.

УДК 376 ББК 74.3

 


СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

Дидактический материал, предложенный в альбоме, позволяет обследовать усвоение дошкольниками с нарушенным слухом раз­личных сторон произношения: речевое дыхание, голос, звуки и их со­четания, слово и фраза. Цель обследования - выявление максималь­ных возможностей каждого ребенка. В связи с этим весь проверочный материал расположен по принципу от более легкого к более трудному.

Для обследования речевого дыхания предлагается произнести ряд слогов, чтобы выявить, сколько слогов на одном выдохе может про­изнести ребенок. Кроме того, особенности речевого дыхания фикси­руются в процессе всего обследования произношения.

Специальный материал для проверки голоса в пособии отсутству­ет, так как его состояние выявляется в ходе обследования гласных звуков и некоторых согласных - м, и, л, в, р.

Для оценки качества воспроизведения звуков представлен спе-^.диалыю подобранный материал, состоящий из фраз, слов, сло­гов* а в некоторых случаях предлагаются и изолированные зву­ки. В проверку включены все звуки русского языка, кроме мягких согласных, так как их усвоение не предусмотрено программой воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников (1991)1.

Предложенные для проверки слова и короткие фразы должны быть хорошо знакомы дошкольникам с нарушенным слухом на 3-5-й го­дах обучения. Предпочтение отдано материалу, наиболее актуально­му для общения детей между собой и со взрослыми. Проверочный материал подобран по фонетическому принципу. Так, проверяемые гласные звуки обязательно находятся под ударением, а согласные представлены в различных позициях, включая критические (наибо­лее трудные для усвоения того или иного звука ребенком с нарушен­ным слухом, например: му, ми, ну, пи, лу).

Чтобы обеспечить выявление максимальных возможностей в вос­произведении звуков, речевой материал расположен от наиболее лег­кой для конкретного звука позиции к наиболее сложной.

Для уточнения качества воспроизведения звука и проверки уме-


 


ISBN 5-85009-923-9


© Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 2004 © Оформление. Издательство «Советский спорт», 2004


1 Комбинаторное смягчение (перед гласными и и э) представлено, как правило, в словах и фразах, а в отдельных случаях - и в слогах.


ния дифференцировать его от звуков, близких по артикуляции, пред­ложен слоговой материал (а также изолированные гласные и некото­рые согласные). При обследовании согласных звуков используются так называемые базовые слоги с гласным а - прямые, обратные, в позиции между гласными, а также критические слоги, трудные для произнесения неслышащим детям. Если в проверяемых словах не встречается комбинаторное смягчение (перед гласными и и э), то также предлагаются слоги с гласным и.

Специально подобран речевой материал, позволяющий проверить умение детей воспроизводить различные стечения звуков:

• двух звуков, каждый из которых может произноситься про­тяжно, - фл, цв, нф;

• сонорного или фрикативного и взрывного звука - як, шк;

• взрывного звука и сонорного или вибраита - пл, кл, тр;

• двух взрывных звуков - пк, тк.

Качество воспроизведения слова (слитность, соблюдение звуко-слогового состава) предлагается проверять в ходе обследования зву­ков речи.

В альбоме также представлен речевой материал для проверки уме­ния детей выделять ударный слог в хорошо знакомых двух-трехслож-ных словах и соблюдать нормы орфоэпии (оглушение звонких соглас­ных в конце слова и перед глухими, произнесение безударного о как а и э как и, окончания ого как ава, ться как ца, пропуск непро­износимых согласных).

Качество воспроизведения фразы, как и слова, обследуется в ходе проверки усвоения звуков речи.

Также предложен материал для обследования уровня владения детьми элементами интонационной структуры речи. С этой целью ребенку предлагается воспроизвести логическое ударение по подра­жанию педагогу, например:

Где тетя? - Тетя дома.

Кто дома? - Тетя дома.

В ходе обсуждения сюжетных картинок, содержание которых близ-КО личному опыту детей, проверяется также умение воспроизводить Вопросительную и восклицательную интонацию, говорить эмоцио-ШЛЫЮ, выражать сожаление, просьбу, радость.

И приложениях представлены образцы протоколов обследования, ц том числе одни заполненный, и некоторые условные обозначения клчеспш воспроизведения звуков.


МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

Проверка произношения проводится в ходе двух-трех индивиду­альных занятий (за счет времени работы над произношением). При необходимости количество времени па обследование увеличивается. Проверки проводятся в сентябре, январе и июне.

В начале обследования необходимо получить общее представле­ние о речи. С этой целью используется первая страница альбома.

Ребенку предлагается:

- посчитать от одного до пяти (десяти),

- назвать части тела, одежду и обувь (по рисункам),

- прочитать хорошо знакомое стихотворение.

При этом определяется, насколько (с точки зрения педагога) речь ребенка является внятной (понятной для окружающих) и интониро­ванной, в каком темпе говорит ребенок, как он произносит слова и фразы, выделяются наиболее грубые дефекты:

 

 

 

 

 

 

 

>-- Внятность

 

Внятная, достаточно внятная, недостаточно внятная,
   
Теми

 

Нормальный, замедленный,
   

Интонационная сторона

 

Интонированная, интонационно окрашенная, монотонная,
 

Воспроизведение слова

Слитность Слитно,неслитно (по частям, по слогам, по звукам)
Звукослоговой состав Соблюдает, не соблюдает
  Словесное ударение Соблюдает, не соблюдает

Воспроизведение фразы

Слитность Слитно, неслитно (по частям, по сповам)
Звукослоговой состав Соблюдает, не соблюдает
Грубые дефекты   Повышение голоса, открытая гнусавость, ы-образные гласные, сонантность, боковые артикуляции свистящих и шипящих звуков, универсальное озвончение, закрытая гнусавость, горловое/;,

1 Оценивая ту или иную сторону произношения ребенка, педагог в протоко­
ле подчеркивает нужное определение в ряду предложенных или дополняет их.

2 Здесь и далее необходимые определения вписываются педагогом.


Затем для проверки речевого дыхания дошкольнику предлагается произнести слоги папапапа.... При.этом педагог отмечает, сколько слогов на одном выдохе может произнести ребенок. Особенности речевого дыхания (недостаточно длительный выдох, произнесение на вдохе и т. п.) фиксируются в ходе всего обследования.

В дальнейшем педагог приступает к проверке качества воспроиз­ведения звуков (стр. 4-33). При проверке каждого звука он оставляет открытой часть страницы с картинками, а написанные слова, фразы и слоги закрывает листом бумаги.

Педагог предлагает ребенку назвать первую картинку верхнего ряда. В случае затруднения он открывает вторую часть страницы и предлагает дошкольнику найти слово, прочитать его, показать соот­ветствующую картинку и назвать ее еще раз.

Если ребенок допускает ошибку в воспроизведении проверяемо­го звука1, педагог предлагает ему произнести слово вместе (сопря­женное проговаривание), а затем вновь назвать слово (отраженное проговариваиие).

Затем педагог с помощью вопросов типа: Кто (что) это? Что делает? Где?Какой? - предлагает ребенку произнести фразу. Напри­мер: «Это кукла. Это кукла Аня. Мама кормит малыша». В случае затруднения дошкольнику предлагается найти соответствующую фразу2, прочитать ее и еще раз назвать картинку. Если при произне­сении фразы ребенок воспроизводит проверяемый звук дефектно, пе­дагог предлагает повторить фразу вместе с ним, а затем - отраженно (как и при произнесении слов).

Аналогично проводится работа с остальными словами, при этом ребенок вначале называет картинки, расположенные в первом ряду, затем - во втором.

Для уточнения качества произнесения звука и проверки умения дифференцировать его с близкими по артикуляции звуками дошколь­нику предлагается прочесть слоги. В случае ошибки в проверяемом звуке педагог предлагает повторить слог вместе с ним, в том числе и с движениями речевой ритмики, а затем еще раз воспроизвести его самостоятельно.


В ходе проверки качества воспроизведения каждого звука фикси­руются все варианты его произнесения (см. заполненный образец про­токола проверки произношения - приложение 2). При этом особое внимание следует уделить выявлению условий, в которых правиль­ное произнесение того или иного звука уже доступно ребенку, а так­же тех, которые провоцируют появление дефектов.

В ходе проверки качества воспроизведения звуков педагог фикси­рует и особенности голоса ребенка:

Сила

Нормальный, тихий, очень тихий, громкий, крикливый,

Высота

Нормальный, низкий, повышает при произнесении гласных (указываются
конкретные звуки, например .у, и) и согласных (указываются конкретные
звуки, например л/, н, я) звуков, стойкий фальцет,______________



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.