Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПАТОПСИХОЛОГИЯ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 1 страница



 

 

К. Ясперс


 


Александр Павлович Бизюк


ПАТОПСИХОЛОГИЯ: КРАТКИЙ КУРС В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие


Главный редактор И. Авидон Художественный редактор П. Борозенец Технический редактор А. Каретин Корректор А. Борисенкова Ответственный секретарь М. Фомичева Генеральный директор Л. Янковский


Подписано в печать 21.12.2009 г.

Формат 70х100’/и. Уел. печ. л. 26.

Тираж 3000 экз. Заказ № 4109 ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь"» Тел.: (812) 323-76-70, 323-90-63 sales@rech.spb.ru

Интернет-магазин: www.rech.spb.ru Представительство в Москве: тел.: (495) 502-67-07, rech@online.ru

За пределами России вы можете заказать наши книги в интернет-магазине www.internatura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП «Типография „Наука"»,

199034, Санкт-Петербург, В. О., 9-я линия, д. 12



ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 1.


Общая патопсихология.................................................................................... 5

1.1. Патопсихология — определение понятия............................................ 5

1.2. История патопсихологии..................................................................... 9

1.3. Понятие нормы и здоровья в патопсихологии и психопатологии....... 17

1.4. Понятие психического расстройства.................................................. 24

1.5. Формы дизонтогенеза........................................................................ 25

1.6. Первичные и вторичные симптомы.................................................... 28

1.7. Соотношение распада и развития психики........................................ 30

1.8. Причины психических расстройств.................................................... 33

1.9. Внутренняя картина болезни............................................................. 34

1.10. Патопсихологическое исследование................................................. 38

1.11. Функциональный диагноз................................................................. 51

1.12. Патопсихологические синдромы...................................................... 54

Глава 2.

Патопсихология психических процессов........................................................ 58

2.1. Сенсорные расстройства.................................................................... 58

2.2. Восприятие и его расстройства.......................................................... 62

2.3. Методы исследования сенсорных и гностических расстройств........... 74

2.4. Память и ее расстройства.................................................................. 81

2.5. Методы исследования памяти............................................................ 91

2.6. Внимание и его расстройства.......................................................... 101

2.7. Методы исследования расстройств внимания................................... 108

2.8. Мышление и его расстройства......................................................... 115

2.9. Методы исследования мышления..................................................... 134

2.10. Эмоции и их расстройства.............................................................. 156

2.11. Методы исследования эмоциональной сферы................................ 192

Глава 3.

Патопсихология личности............................................................................ 212

3.1. Система психических свойств личности............................................ 212

3.2. Волевая регуляция поведения и ее расстройства.............................. 227

3.3. Расстройства поведения................................................................... 237

3.4. Психопатии..................................................................................... 243

3.5. Неврозы........................................................................................... 254

3.6. Сознание и его расстройства........................................................... 261

3.7. Методы исследования личности и самосознания.............................. 280

3.8. Способности и интеллект................................................................. 324

3.9. Патопсихология интеллектуальной сферы....................................... 332

3.10. Методы исследования интеллекта.................................................. 342

3.11. Шизофрения — патопсихологический портрет............................... 360

3.12. Эпилепсия — патопсихологический портрет.................................. 367

Приложение 1....................................................................................... 373

Приложение 2....................................................................................... 386

Приложение 3....................................................................................... 388

Литература............................................................................................ 389



Глава 1. ОБЩАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ


1.1. ПАТОПСИХОЛОГИЯ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Современная патопсихология представляет собой раздел клинической (медицинской) психологии.

Объектом ее исследования являются различные нарушения психической деятельности и свойств личности при психических или соматических заболеваниях, а предметом — за­кономерности этих нарушений или закономерности распада психики в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, «закономерности искажения отражательной деятельности мозга» [Зейгарник, 1986, с. 5]. Иногда в качестве предмета исследования патопсихологии выступает то, что в развитии болезни предшествует психопатологическим образованиям [Росин, 1976]. Последнее определение видится несколько ограниченным, поскольку в реальной практике патопсихологу приходится иметь дело и с начальными эта­пами заболевания, и с уже достаточно оформившимися видами психических расстройств, благодаря которым субъект и попадает в поле зрения специалистов. С другой стороны,  весьма часто цитируемое и в том числе приведенное выше «классическое» определение предмета патопсихологии, через изучение «закономерностей распада», как нам представ­ляется, к сегодняшнему дню также становится узким, хотя бы в силу того, что не все феномены измененной психической деятельности могут быть адекватно описаны именно как продукт или следствие распада, либо как сам его процесс. Прежде всего- это имеет отношение к детской патопсихологии с ее чрезвычайно широко встречающимся явлением задержанного развития и иными смежными формами дизонтогенеза, включая развитие психопатическое.

При изложении дальнейшего материала мы будем руководствоваться следующим определением предмета патопсихологии: основные механизмы, закономерности, каналы и способы исследования системных внутрипсихических изменений от условно нормального возрастного состояния психики до ее дизадаптирующих поведение форм.  Многое из перечисленного роднит патопсихологию с такой сферой медицины,  как пси­хопатология,  которая чаще всего рассматривается как теоретический раздел психиатрии, изучающий признаки психических заболеваний, их динамику в ходе течения болезни, сим­птоматические и синдромологические предпосылки постановки психиатрического диагноза и пользующийся для решения своих информационных задач медицинской семиотикой. Тот же терминологический арсенал, может быть, в несколько меньшем объеме, применяется и в патопсихопогии. Направленность и патопсихологии, и психопатологии,  в конечном счете,  определяется потребностями клиники — решением диагностических задач. Другими сло­вами, патопсихология и в своем научном, и в практическом звеньях, пытаясь заполнить «зазор» между психической нормой и очевидной психической патологией, является свое­образным ответом на запросы самой психиатрии. При этом сам диагноз в его классическом понимании остается исключительной прерогативой врача-специалиста.


 


 

Мысли, сближающие психо- и патопсихологию, можно найти
и у известного немецкого психиатра Карла Ясперса (Karl Jaspers,
1883-1969).

Он писал: «Предметом исследования психопатологии служат
действительные, осознанные события психической жизни. Хотя
основная задача состоит в изучении патологических явлений, не-
обходимо также знать, что и как человек переживает вообще; иначе
говоря, нужно охватить психическую реальность во всем ее много-
образии. Нужно исследовать не только переживания как таковые, но
и обусловливающие их обстоятельства, равно как и те взаимосвязи
и формы, в которых они (переживания) находят свое выражение.
Можно провести аналогию с соматической медициной, где конкрет-
ные случаи кажутся относящимися в равной мере к физиологии

и патологической анатомии. Их взаимная зависимость не вызывает сомнений: они имеют
единую основу и между ними невозможно провести сколько-нибудь ясную разделительную
линию. Психология и психопатология также принадлежат друг другу и способствуют раз-
витию друг друга. Между ними нет четкой границы, и многие общие проблемы исследуются
психологами и психопатологами на равных правах» [Ясперс, 1997, с. 26]. Кроме того, патопсихология использует клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними
она бы утратила свое практическое, прикладное значение. Естественно, что данные патопси-
хологического исследования в обязательном порядке должны соотноситься с психическим
статусом больного, со стадией течения болезни, с его динамикой [Блейхер, Крук, 1986].

Подводивший итоги дискуссии 1973-1977 гг. о соотношении предметов психопатоло­гии и патопсихологии Ю. Ф. Поляков [1977] подтвердил, что психопатология традиционно изучает эпифеномены болезни, а сущность должна выясняться благодаря привлечению нейрофизиологии и экспериментальной патопсихологии.

Рассуждая о соотношении психиатрического и психологического видения душевной болезни, Б. С. Братусь [1994] пишет, что клиническое видение (психиатра) должно опи­раться на тонкие приемы наблюдения, на формирующуюся в опыте постоянного общения с больными профессиональную интуицию, на выработанные и зафиксированные в пси­хиатрических трудах представления о смене состояний, симптомах и синдромах болезни. Основной единицей анализа выступает здесь целостный, представляемый в различных ню­ансах поведения образ больного и отнесение его к той или иной нозологической категории. Психолог же мыслит в категориях потребности, мотива, деятельности, отношения, смысла. Основным инструментом его диагностики является не клиническое наблюдение, а экспе­римент, то или иное тестовое испытание. Иначе говоря, психолог чаще судит о человеке не непосредственно, наблюдая его поведение, привычки и странности, а опосредствованно, орудийно, через данные экспериментов, опросников и тестов.

Таким образом, различия между психопатологией и патопсихологией лежат и в сфере используемых ими методов. В то время как клинические (психопатологические) исследо­вания обнаруживают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических про­цессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Для психопатологии и психиа­трии типичен клинико-описательный метод (обычно анамнестический, изощренного клини­ческого наблюдения, беседы или те способы описания измененных психических процессов и личности, которые квалифицируются как качественные или идеографические), тогда как для патопсихологии ведущими оказываются психологические методы исследования и,


 

Глава 7. Обшая патопсихология


 




Патопсихология — определение понятия



в частности экспериментально-психологические, обеспечивающие возможность измерять, но сравнивать и сопоставлять, то есть использовать тот инструмент, который диагностическое искусство в науку. Именно таким способом достигается воз- оценки характера протекания и особенностей структуры психических процессов, к наблюдаемым в клинике расстройствам. Итогом патопсихологического изучения общим случаем становятся критерии различения клинико-психических расстройств, а также причинные представления, дающие им объяснения. Иное место в патопсихологии занимает оценка влияния особенностей лично-индивидуального опыта на протекание сложных патопсихологических синдромов, характер нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой прогноз возможности коррекционных мероприятий.

Разумеется, что качественный подход в патопсихологическом диагностическом контексте - наблюдательность, эмпатические предпосылки и даже человеческая интуиция, на опыт работы и умение интегрировать всю доступную о испытуемом информацию, и здесь продолжают оставаться актуальными.

Будучи интенсивно развивающейся ветвью клинической психологии, патопсихология являет свои интересы на контингент не только психиатрических, но и соматических, изучая особенности психических процессов, личностных изменений оказавших влияние на людей.

Возникнув относительно недавно, патопсихология не могла не вобрать в себя фрагменты собственным целям предметные сферы из некоторых других, исторически психолого-ориентированных дисциплин, таких как общая психология (о нормальном, естественном протекании психических процессов и закономерностей  личности), нейропсихология (связь изменений психической деятельности и диффузными поражениями мозга), психодиагностика (принципы экспе- то измерения психических функций и процессов в их сопоставлении с воз- половыми и другими нормами, разработка адекватных методических приемов, могли бы обеспечить анализ психопатологических явлений и обьективную их ин- ) и специальная психология (закономерности развития, воспитания, обучения к социальной адаптации, абилитации и реабилитации различных категорий с  проблемами в развитии).

Спектр упоминавшихся еще Б. В. Зейгарник прикладных задач, которые решает патопсихология , сводится к следующим [Карвасарский, 2002]:

1.Обеспечение дифференцирующих данных для уточнения в сложных случаях нозоло-

о    диагноза (при атипичных и бедных клиническими проявлениями вариантах, на начальных их стадиях и т. п.).

2.Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств, что играет самостоятельную роль в квалификации состояния больного и при установлении функционального. Сходная задача решается и при исследовании малоизученных форм заболевания (например, в рамках научного исследования).

   3.Диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового жя и переобучения в детских и подростковых учреждениях при решении задач степени и структуры различных форм дизонтогенеза.

  4.Исследования личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях  данных для функционального диагноза.

5.Оценка динамики нервно-психических нарушений и контроль эффективности психо- котерапии.



Глава 7. Общая патопсихология


6. Использование экспериментально-психологических данных для принятия решения в многочисленных формах экспертиз (трудовой, воинской, судебной и т. п.).

7. Информационная поддержка психокоррекционной работы с больным, а также органи­зация психотерапевтической среды в медицинских учреждениях. Патопсихологическое исследование может играть определенную роль в выборе методик психотерапии. Помимо перечисленных задач, патопсихология обнаруживает свою полезность в охра­не психического здоровья населения, в оценке интенсивности и характера влияния не­благоприятных экзогенных, экологических и в том числе производственных факторов на состояние отдельных психических процессов и личности в целом.

Кроме определения понятия патопсихологии, данного в классической для отечественной психологии работе Б. В. Зейгарник «Патопсихология», возможны и другие представления о ее содержании. В частности, авторы «Основ клинической психологии» [2003] Н. В. Репина, Д. В. Воронцов и И. И. Юматова считают, что трактовка термина «патопсихология» Зейгар­ник несколько отличается от того, что понимается под термином «патологическая психо­логия» (abnormal psychology) в зарубежной науке. В англоязычных странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений пси­хической деятельности в клинических целях. По сути, это понятие выступает синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения психоло­гических теорий возникновения психических расстройств. Как следует из англоязычного энциклопедического руководства по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении. М. М. Кабанов в предисловии к одной из первых монографий, посвящен­ных методам психодиагностики в клинике, пишет, что «патологическая психология» во многих странах обычно отождествляется с тем, что у нас называется «нарушением высшей нервной деятельности» (в трактовке школы И. П. Павлова) [Кабанов, Личко, Смирнов, 1963].

Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Гуго Мюнстерберг [1912] (Hugo Munsterberg, 1863-1916), предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности без наличия дефекта [Перре, Бауман, 2007]. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологи­ческой науки.

По мнению Л. М. Балабановой [1998], важной задачей патопсихологии является охрана психического здоровья в связи с изменением окружающей среды, урбанизацией, затрудне­нием общения людей, возникновением новых профессий, требующих большого психиче­ского напряжения. Она включает нахождение мер коррекции по восстановлениютрудового и социального статуса, профилактику развития аномальных потребностей (алкоголь).

Патопсихологическое исследование имеет большое значение и при решении задач рас­познания и профилактики разных профессиональных заболеваний.

Еще в 1982 г. Б. Д. Карвасарский писал, что естественное стремление патопсихоло­гии распространить психологические знания на возможно большее число аспектов ме­дицины и здравоохранения следует рассматривать не как ее недостаток, а как признание



Общая патопсихология



роли психологии для медицины, как прогрессивный и перспективный путь римской психологии.

•отличающейся своим кругом задач и относительно молодой ветвью общей является детская патопсихология, наиболее тяготеющая к специальной

какой-то мере к педагогике. Ее предмет — изучение любых возможных на- ZZ^caoro развития детей [Белопольская, 2000; Максимова, Милютина, 2000], диагностика психического развития детей с отклонениями,

Н. В. Зверевой, О. Ю. Казьминой и Е. Г. Каримулиной [2008], в более кон- рэдровках детская патопсихология изучает следующее: закономерности нарушенного психического развития детей; так же возрастно-специфических видов отклонений развития; «чесхме характеристики отдельных форм психических расстройств в детском

jptfOTu в области применения патопсихологической диагностики и коррекции ш подростковом возрасте, ядгч детской патопсихологии относятся: исследования проблемы психических « ятей, находящихся на разных ступенях возрастного развития, установление ynrs ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным.К влиянием социальной ситуации развития (школьная успеваемость и труд- ~~ эм), выявление патологических особенностей развития и раннее выявление паженного, дисгармонического развития, дебюта психических заболеваний. :психолог учитывает данные экспериментальных исследований при проведении мероприятий, а также принимает участие в работе психолого-медико- <: миссий.( медико-психологической)

1б*ской патопсихологии, в отличие от взрослой, состоит в том, что здесь юосической деятельности рассматриваются в динамике, соответствующей в процессе онтогенеза. Это значительно осложняет изучение предмета поскольку возникает необходимость учитывать сразу две переменные: ^иений психической деятельности и динамику формирования психической j ребенка, детерминируемую созреванием мозговых структур [Максимова, 2?Ж]

вопросы

1. Объектом и предмотом патопсихологии?

2. рюга^ия между патопсихологией и психопатологией?

3. позицию К. Ясперса по вопросу патопсихологии, сферы каких наук ассимилируются патопсихологией? решает патопсихология? предметом детской патопсихологии?

1.2. ИСТОРИЯ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Патопсихология как специальная отрасль знания обусловливается двумя и в истории психологии: 1) внедрением в общепсихологическую практинального подхода, сменившего собой подход философско-умозрительный, прежде всего клиницистами-психиатрами. Необходимости заполнения




Глава 7. Общая патопсихология


теоретического вакуума, образовавшегося между достаточно очевидными феноменами грубых психических расстройств и системой представлений, существующей в «традиционной» психологии того времени. Обе эти тенденции возникли почти параллельно в конце XIX — начале XX в.

Первые серьезные экспериментальные исследования психических процессов связаны с именем немецкого врача и физиолога Вильгельма Вундта (Wilhelm Maximilian Wundt, 1832-1920), открывшего в 1879 г. в Лейпцигском университете психологическую лабораторию, на базе которой спустя несколько лет создается            Институт экспериментальной психологии.

Основным методологическим принципом исследований в этом
институте становится синтез интроспекции с психофизиологией,
причем по мере накопления опыта происходит постепенный отход
от физиологических работ в пользу более психологизированных,
от исследований зрения, слуха, осязания, времени реакции к ассоциативным процессам, апперцепции и поведению.

В психологии того времени возникает первый прецедент необходимости инструментальной проверки субъективного опыта.
Появляется постепенное понимание недостаточности и ограниченности интроспекции как теории и метода научного познания явлений и необходимости новых объяснительных категорий и объективных методов исследования психической реальности(Э. Крепелин)

Между психиатрами и порой идеалистически настроенными философами разгораются споры о том, кто должен разрабатывать экспериментальную психологию. С конца XIX в. экспериментальное направление надежно закрепляется в научной психологии и довольно быстро распространяется на все ее ветви, в том числе и медицинскую.

Ученик В. Вундта Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin, 1856-1926),
а затем Карл Юнг (1875-1961) стали использовать в психиатрии
ассоциативный эксперимент, стремясь превратить его в клинико-
диагностический инструмент.

В Америке вундтовские традиции применительно к структуре
сознания развивал Эдвард Титченер (1867-1927), провозгласивший
поиск его отдельных элементов и способов их комбинирования.

Другой ученик Вундта — отечественный психиатр В. Ф. Чиж
после возвращения из Германии в 1885 г. создает первый в России
(в Петербурге, в больнице св. Пантелеймона) кабинет, предназначавшийся для экспериментальных психологических исследований [Журавель, 2005]. Позднее он наследует лабораторию Крепелина в Дерпте (Тарту), где со своими последователями также продолжаетпроводить многочисленные эксперименты.

В 1885-1886 гг. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) (психиатр по образованию, родоначальник экспериментальной психологии и основоположник патопсихологии) и Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900) при психиатрических клиниках открывают лаборатории в Казани,


Э. Титченер



7.2. История патопсихологии



Москве и Санкт-Петербурге, а в 1907-1908 гг. В. М. Бехтерев в
Санкт-Петербурге организовывает Психоневрологический институт, позднее получивший его имя, и Институт по изучению мозга
и психической деятельности (1918).

Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи
и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с
врачебной практикой в клинике. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе),
которая, в отличие от других, была создана на историко-филоло-
гическом факультете (1896) профессором философии Николаем
Николаевичем Ланге (1858-1921) с целью развития психологии
как объективной науки и преподавания ее как дисциплины [Гуре-
вич, Борисова, 1997; Ярошевский, 1996].

Николай Яковлевич Грот (1852-1899) — профессор Московского университета, с 1888 г. возглавивший Московское психологическое общество, исходил из того, что психология должна быть
объективной естественной экспериментальной наукой, что именно
она должна лежать в основе наук о человеке.

Грот был активным сторонником практического использования
психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией.
В своей работе «Основания экспериментальной психологии» [1896]
Грот писал, что развитие экспериментальной психологии имеет
большое значение не только для будущего развития психологии,
но и для всех гуманитарных наук, что новое развитие психологи-
ческой науки связано с объединением, конвергенцией разных пси-
хологических теорий на основе эксперимента [Ярошевский, 1996].

Вскоре в Университете Св. Владимира в Киеве под руководством философа и психолога Георгия Ивановича Челпанова
(1862-1936) (автора «Введения в экспериментальную психологию» [1915]) начинает действовать психологический семинарий,
при котором организуются лабораторные занятия для студентов,
а в 1907 г., когда Г. И. Челпанова приглашают на должность профессора в Московский университет, семинарий и кабинет переводятся туда. Еще несколько лет спустя, в 1914 г., на их базе создается один из лучших по устройству и оснащению в мире Психологический институт [Сироткина, 1995].

Особое направление в смежной с патопсихологией областью
представлено работами ранних дефектологов преимущественно
Французской школы — Жана Эскироля (Jean Itienne Esquirol,
1772-1840), Эдуарда Сегена (Edouard Seguin, 1812-1880) и Альгоеда Бине (Alfred Bine, 1857-1911), чьи попытки дифференолсозания умственной отсталости как нарушения психического и (дизонтогенетических проявлений в современном по ш :т психических расстройств (1838) и разработки эксженых приемов оценки умственной недостаточности
пкзись одной из предпосылок в формировании детской патопсихологии.


 


Н. Грот


 


Г. Челпанов


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.