Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧН (на конец года) = ЧН (на начало года) + ЕП + сальдо миграции



ЧН (на конец года) = ЧН (на начало года) + ЕП + сальдо миграции

Типы миграции

По характеру (добровольные, вынужденные, принудительные)

По продолжительности (постоянные, временные, сезонные, вахтовые, маятниковые: на работу- с работы)

По территориальному охвату (межконтинентальные, внутриконтинентальные)

Возможные причины миграции

 

1. Экономические: перемещение рабочей силы в места с более высоким уровнем жизни, выгодным трудовым контрактом, более лояльных условий труда, учебой и т.д.

«Утечка умов» - массовая эмиграция, сопровождающаяся оттоком высококвалифицированных специалистов.

 

2. Политические – чаще всего вынужденные (революция, гос. переворот, смена власти) и связаны с возникшей угрозой для жизни

 

«Депортация» - принудительная высылка лица (группы лиц) за пределы государства по политическим мотивам

3. Экологические – связаны с нависшей угрозой для жизни по экологическим причинам (пример- после аварии ЧАЭС)

 

4. Религиозные – вероисповедание, паломничество.

5. Национальные (этнические) – переселение на этническую родину.

 

Миграционные потоки

 

История человечества - во многом история миграции. Движимые надеждой или отчаянием, люди переселялись с единственной целью - найти лучшие условия для жизни, а значит, и работы. Миграционные процессы интенсифицировались в последние два столетия. В XIX в. более 50 млн. европейцев переместились на другие континенты. Главные причины исхода - нехватка земли в местах их обитания и ее дешевизна в странах иммиграции. Большинство мигрантов обосновывались в сельской местности. Но уже в конце столетия их потоки устремились в промышленные города. С 1846 по 1939 г. из Европы в США эмигрировало 38 млн. человек, в Канаду - 7, в Австралию - более 2, Аргентину - 7 и в Бразилию - 4,6 млн. человек. В течение последних двух веков с известной долей условности можно выделить четыре периода.

Первый период (XIX в. и начало ХХ в. - до 1914 г.). В Европе, за исключением России, люди могли свободно переезжать из одной страны в другую без разрешений и паспортов. На 1 января 1900 г. число лиц, покинувших континент, составило почти 12% населения. В США действовал закон, по которому запрещался въезд в страну нежелательных элементов, и прежде всего лиц, которые не могли себя обеспечить. Серьезно ограничивался въезд выходцев из Азии; китайцев же до конца XIX столетия вообще не принимали.

Второй период (1914-1945 гг.) характеризовался введением многими европейскими странами законов, ограничивающих приток иностранцев. Они продолжали действовать и после Первой мировой войны, защищая рынки труда этих стран в условиях массовой демобилизации и роста безработицы. В США в 1921 г. был принят акт о квоте иммигрантов, а в 1924 г. - об ограничении иммиграции до 162 тыс. человек в год. Континентальные европейцы стали переселяться в Латинскую Америку, англичане - в собственные колонии. В соответствии с актом правительства Великобритании о заселении территорий империи (1922 г.) англичанам, переезжавшим в доминионы, оказывалась финансовая помощь.

Мировой кризис 30-х годов и депрессия, породившие колоссальную безработицу, сопровождались усилением ограничений на въезд в европейские страны.

Третий период (с 1945 до середины 70-х годов). На миграционные процессы существенно повлияли последствия Второй мировой войны и нефтяной кризис. Люди возвращались в свои страны из германского плена, многие эмигранты-немцы - на родину.

Аналогичные процессы происходили и в Азии: к концу 1946 г. около 6 млн. японцев репатриировали из Китая, Манчжурии, Юго-Восточной Азии и Южной Кореи. С образованием в 1947 г. нового государства - Пакистана - около 14 млн. человек переместились из Индии в Пакистан и наоборот.

Послевоенное восстановление и развитие экономик требовали притока дополнительной рабочей силы. Закономерным стало ослабление действующих законов, ограничивающих миграцию, и принятие новых. Так, в США был введен более свободный для приезжающих миграционный закон, отменены квоты по национальным признакам: с 1946 по 1963 г. количество иммигрантов достигло 4,3 млн., в том числе более 2,9 млн. - из Европы; Канада и Австралия приняли более чем по 2 млн. человек, Южная Африка - 1,5 млн.; Израиль - свыше 1 млн. (за период с 1948 по 1963 г.). Западная Европа стала огромной территорией иммиграции: с 1950 по 1979 г. сюда переехало около 10 млн. человек. К началу 1974 г. во Франции и ФРГ трудились 2,5 млн. иностранных работников (10-12% всей рабочей силы), в Швейцарии на всех неквалифицированных и тяжелых работах были заняты иностранцы (30% рабочей силы).

Четвертый период (с середины 70-х годов по настоящее время). Отличительная черта - ужесточение иммиграционного законодательства, которое после распада СССР в ряде европейских стран стало гораздо строже.

В 1994 г. страны ЕС выдали вдвое меньше разрешений для иммигрантов, нежели в 1992 г. Меры по ограничению притока неквалифицированной рабочей силы принимают сейчас и промышленно развитые страны Азии.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и обострить социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной от трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Страны — импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечениирабочей силы, основывают свою иммиграционную политику прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. 71% должны были составлять родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждалась страна, и 9% приходилось на прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но вместе с тем ужесточил требования к их качественным характеристикам.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

Еще одним качественным критерием признается национальность иммигранта. Критерий применяется дифференцированно в зависимости от национального состава принимающей страны и учитывается для обеспечения, например в США, национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

§ требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда Скандинавских стран и США);

§ дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

§ ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов отнюдь не постоянно, оно может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается еще и в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов для привлечения их в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для ее реализации государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

 

 

IV. Закрепление изученного материала:

Подведение итогов. Работа в группах, организация дискуссии:

- причины миграций;

- регуляция миграционных потоков;

- иммиграционные страны.

V. Домашнее задание:

 Сделать конспект лекции, учебник с 79-80 читать, на контурной карте отметить основные районы трудовой иммиграции.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.