|
|||
Лукашук, Тослтых( у Шо нет такой главы). Воздушное правоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лукашук, Тослтых( у Шо нет такой главы). Воздушное право Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
--Римское право рассматривало воздух как естественную среду, абсолютно необходимую для жизни и доступную всем — общее достояние (res communis). Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, государства единодушно заявили право на суверенитет над воздушным пространством, стали включать его в состав своей территории. Это положение было закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией о регулировании международных воздушных сообщений 1919 г
--основная масса международных полетов осуществляется через территорию государств, возникло немало сложных проблем как правового, так экономического и политического характера. Иллюстрацией может служить следующий случай. С 1 апреля 2002 г. решением ЕС запрещен полет в Европу самолетов, не соответствующих европейским стандартам по уровню шума. Под этот запрет подпали две трети самолетов авиакомпании «Пулково», совершавшие полеты между Петербургом и Берлином. За год они выполняли 672 рейса. Их отмена означала для компании многомиллионные потери, не говоря уже об утрате рынка. Российское министерство транспорта в феврале 2002 г. попросило сделать для компании «Пулково» временное исключение, предупредив, что в противном случае будут запрещены полеты компании «Люфтганза» в воздушном пространстве России. Эта мера означала бы катастрофу для компании, которая совершала 72 полета в неделю в Россию и страны СНГ. Кроме того, через Россию проходили многие рейсы самолетов этой компании в страны Азии.
Было дело в ЕСПЧ по поводу нарушения ст. 8 Конвенции( уважение личной, семейно тайны, его жилища и корреспонденции). Иск был подан британцами несколькими против аэропорта Хитроу. Полагали, что ночные полеты умаляют их права. Суд ответил, что Конвенция прямо не закрепляет право на чистую и спокойную окр. Среду, однако если лицо серьезно постарадало от шума, то вопрос решается в рамках ст. 8. Суд счел, что власти Великобритании действовали в рамках ст.8
Ст. 6 Чикагской конвенции: « регулярные м/н полеты только с разрешения гос-ва. Ст.5 – не нужно разрешение для нерегулярного полета. На практике, гос-ва все равно требуют запрос для таких полетов разрешения. Черниченко пишет, что сложился обычай, отменивший специальную договорную норму( мп под ред. Черниченко/ Ковалева с.85). получается, что таким образом обычная норма стала специальной по отношению к договорной норме. Инциденты с воздушными судами: --После того как в 1983 СССР подбила корейский гр. Самолет, в результате чего погибли все лица на борту. Самолет летел из Америки, но отклонился от маршрута, чем пересек границу с СССР. После этого инцидента был принят Протокол 1984 к Чикагской конвенции: «каждое государство должно воздержаться от применения оружия к гр. Судам в полете, а в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь лиц на борту. Одновременно сохраняется право гос-ва требовать от самолета-нарушителя посадки. -- 4 октября 2004 г. Украина подбила ошибочно, как она утверждает, рос. Гр. Судно, следовавшее из Израиля в Новосибирск. Украина выплатила компенсацию . --в 1988 был взорван самолет из Лондона в Америка, принадлежавший Американской компании. Подозреваемые –ливийцы. Ливия отказалась выдать своих граждан суду либо Англии, либо Америке. Резолюция СБ 731 (1992 г.): отказ ливийских властей продемонстрировать , что Ливия отвергает терроризм, является угроза международному миру и безопасности. Были введен ряд санкций. --взрыв самолета «UTA» (Франция) ливийцами в 1988 г. Резолюция СБ ООН: « если обвиняемые предстанут перед судом, то приостановление санкций». В итоге в шотландском суде, заседающем в Нидерландах, прошел суд, где одному- пожизненный срок, а другого оправдали. --захват 4 самолетов 11 сентября 2001 г.( 2врезались в 2 башни, 1 в Пентагон, а другой неподалеку от Шанксвиля(Пенсильвания). В результате погибло 2974 человека. США обвинила Аль-Каиду под рук. Усамой бин Ладеном (впоследствии он подтвердил свою причастность к ним).
Источники воздушного права:
|
|||
|