Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Философия Средних веков. Философия Средневековья. Основные черты.



Тема: Философия Средних веков

Задание:  прочитайте предложенный информационный материал, выберите тот, который более понятный ( или все). На основе  материала написать конспект  и выполнить  задания по теме.

План:

1. Характерные особенности философии средневековья. Философские идеи и принципы Средневе­ковья

Раздел Пояснение Принцип
Онтология   Теоцентризм
Гносеология   Догматизм
Философская ан­тропология   Креационизм
Социальная фи­лософия   Иерархизм
Аксиология   Психологизм

2. Этапы развития средневековой философии

3.Философы Средневековья и их идеи. Заполнить таблицу

Патристика- Августин Аврелий Схоластика- Фома Аквинский
   

 

4. В чем отличие средневековой философии от античной?

5.Значение средневековой философии

Закрепление: Почему философию в Средние века считали служанкой богословия?

 

Философия Средневековья

Основные черты.

Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Ари­стотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки от­ражены в основных характеристиках философии Средневековья

Рассмотрим философские идеи и принципы Средневе­ковья подробнее:

· бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторич­но и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет централь­ная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;

· о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограни­ченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу не­обходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;

· о человек, как и весь мир, — творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подо­бию божьему» человек превосходит остальных существ и гос­подствует над ними. Но он не способен ни на что без божест­венной воли и помощи;

· о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его пред­ставительницы на земле;

· о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна исти­не, поскольку является творением бога и хранит в себе его от­ражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологиз­мом. Ведущими духовными ценностями средневековые фило­софы объявляют веру, надежду и любовь.

Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап — патри­стика(от лат. pater — отец) охватывает II—VIII вв. и представ­ляет собой учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап — схоластика(от лат. schola — школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.