|
||||||||||||||||||||||||
Тема: Философия Средних веков. Философия Средневековья. Основные черты.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: Философия Средних веков Задание: прочитайте предложенный информационный материал, выберите тот, который более понятный ( или все). На основе материала написать конспект и выполнить задания по теме. План: 1. Характерные особенности философии средневековья. Философские идеи и принципы Средневековья
2. Этапы развития средневековой философии 3.Философы Средневековья и их идеи. Заполнить таблицу
4. В чем отличие средневековой философии от античной? 5.Значение средневековой философии Закрепление: Почему философию в Средние века считали служанкой богословия?
Философия Средневековья Основные черты. Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки отражены в основных характеристиках философии Средневековья Рассмотрим философские идеи и принципы Средневековья подробнее: · бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом; · о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм; · о человек, как и весь мир, — творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подобию божьему» человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи; · о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле; · о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологизмом. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь. Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап — патристика(от лат. pater — отец) охватывает II—VIII вв. и представляет собой учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап — схоластика(от лат. schola — школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.
|
||||||||||||||||||||||||
|