Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самостоятельная речь. V. Речевая память. ГАЛКА УСЛЫХАЛА. ЧТО ГОЛУБЕЙ ХОРОШО КОРМЯТ. ОНА ВЫКРАСИЛАСЬ В БЕЛЫЙ ЦВЕТ И ВЛЕТЕЛА В ГОЛУБЯТНЮ. ГОЛУБИ ПРИНЯЛИ ЕЕ КАК СВОЮ И НАКОРМИЛИ, НО ОНА НЕ УДЕРЖАЛАСЬ И ЗАКРИЧАЛА ПО-ГАЛОЧЬИ. ТОГДА ГОЛУБИ ЕЕ ПРОГНАЛИ. ОНА ВЕРН



Самостоятельная речь


V. Речевая память

 

1. УДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО РЯДА.

ИНСТРУКЦИЯ: Запомните несколько слов в определенном порядке (самое главное запомнить порядок слов)

 

а) НОС, ПАР, КИТ, ШУМ

Отвлекающий вопрос: "Как вы думаете, Вы запомнили эти слова?" После вопроса больной должен повторить предъявленные слова.

б) НОС, ПАР, ЧАС, КИТ, ШУМ. (Тот же отвлекающий вопрос что и в пункте (а))

 

2. ПОВТОPЕНИЕ СЛОВ В УСЛОВИЯX ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Повторите слова СЛОН, НОЧЬ, ОТЕЦ.

Теперь повторите слова: ДВЕРЬ, СОН.

Теперь повторите слова, которые были перед этим.

3. ПОВТОРЕНИЕ ФРА3 В УСЛОВИЯХ ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ.

 

ИНСТРУКЦИЯ: Повторите предложение "В САДУ ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ РОСЛИ РАЗВЕСИСТЫЕ ЯБЛОНИ".

Теперь повторите другое предложение: "НА ОПУШКЕ ЛЕСА ОХОТНИК УБИЛ ВОЛКА".

Теперь повторите снова первое предложение

Также проводиться повторение фраз: " В ТАШКЕНТЕ БЫЛО СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ" и " В ТУШИНЕ БЫЛ АВИАЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК И ПРЫЖКИ С САМОЛЕТА".

 

4. ПОВТОРЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ. (см. стр. №.  )


5. 3АУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ В РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЯХ:

 

а) Восприятие на слух – воспроизведение устное ЛЕС-ХЛЕБ-ОКНО-СТУЛ-ВОДА-БРАТ-КОНЬ-ГРИБ-ИГЛА-МЕД.

б) Восприятии на слух – воспроизведение письменно KPОT-ПОЛ-РУКА-СОН-ПИЛА-ТОРТ-КОТ-ГРУЗ-КЛЮЧ-ГЛАЗ.

в) Восприятие зрительно – чтение слов – воспроизведение письменно ЧАСЫ-ХВОСТ-ЗВОН-КРУГ-ТЕНЬ-ДЫМ-ЛОСЬ-СНЕГ-РОТ-ДЕНЬ.

ГАЛКА УСЛЫХАЛА. ЧТО ГОЛУБЕЙ ХОРОШО КОРМЯТ. ОНА ВЫКРАСИЛАСЬ В БЕЛЫЙ ЦВЕТ И ВЛЕТЕЛА В ГОЛУБЯТНЮ. ГОЛУБИ ПРИНЯЛИ ЕЕ КАК СВОЮ И НАКОРМИЛИ, НО ОНА НЕ УДЕРЖАЛАСЬ И ЗАКРИЧАЛА ПО-ГАЛОЧЬИ. ТОГДА ГОЛУБИ ЕЕ ПРОГНАЛИ. ОНА ВЕРНУЛАСЬ БЫЛО К ГАЛКАМ, НО ТЕ ЕЕ ТОЖЕ НЕ ПРИНЯЛИ.

МУРАВЕЙ СПУСТИЛСЯ К РУЧЬЮ, ЧТОБЫ НАПИТЬСЯ. ВОДА ЗАХЛЕСТНУЛА ЕГО, И ОН СТАЛ ТОНУТЬ. ЛЕТЕЛА МИМО ГОЛУБКА, БРОСИЛА ЕМУ В РУЧЕЙ ВЕТКУ. ОН ВЗОБРАЛСЯ ПО ЭТОЙ ВЕТКЕ И СПАССЯ. НАЗАВТРА ОХОТНИК РАССТАВИЛ СЕТИ И ПОЙМАЛ ГОЛУБКУ. НО КОГДА ОН ВЫНИМАЛ ЕЕ ИЗ СЕТЕЙ, МУРАВЕЙ ПОДКРАЛСЯ И УКУСИЛ ОХОТНИКА ЗА РУКУ. ОХОТНИК ВСКРИКНУЛ, ГОЛУБКА ВСПОРХНУЛА И УЛЕТЕЛА.

 

ПОВТОРЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ В УСЛОВИЯХ ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

 

1. Лев спал, мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

2. Лав стал стар и не мог больше ловить зверей. И задумал лев жить хитростью. Залег в берлогу и притворился больным. Звери приходили к нему, и он их съедал. Приходит лиса, а в берлогу не входит. Лев спрашивает ее: "Почему не входишь?". Лиса отвечает:"Я вижу, все следы идут к тебе, а от тебя никаких следов нет".


Письменная речь


 


Чтение и письмо

 

ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите                                           ИНСТРУКЦИЯ 2: Напишите под диктовку

(диктуется по первому предъявлению)

 

ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ:

 

СТОЛ, СЛОН, ПСКОВ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ACTРОЛЯБИЯ, ЭКЗОФТАЛЬМ, ПАРТА, ХАЛАТ, ПАРОВОЗОСТРОЕНИЕ, ДОМ - ЛОМ, ЛОГ - ДОГ, НОРА - ДЫРА, ГОРА - КОРА, КРАЙ-ИГРАЙ, ЖАРА-ШАРАДА, ДОМ-ЛЕС-ЛОМ, МОЛОТ-БОЛТ, ШАР-ЖАР, КАША, ГОРА, ГРИБЫ, ЗДОРОВЬЕ, ОГУРЕЦ, ДЯТЕЛ, КОМБАЙН, КРУГОМ, ПЛАМЯ, ДРЕЛЬ-ТРЕЛЬ, КРОМКА-ГРОМКО, КРОТ-ГРОТ, МОЛ-МОЛЬ, БИДОН-ПИТОН-БЕТОН, ПЫЛ-БЫЛ, БИЛ-БЫЛ, ХОЛСТ-ГОЛОС-ХОЛОСТ, ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, ЗАБОР-СОБОР-ЗАПОР, ЛИНОЛЕУМ, СТРАТОСТАТ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, ШАХМАТЫ, БЕСПРЕРЫВНО СТРЕКОЗЫ ГРОМКО СТРЕКОЧУТ. КРУГОМ ТРЕЩАЛИ КУЗНЕЧИКИ. ДОМ ГОРИТ, МЕТЛА МЕТЕТ, ЛУНА СВЕТИТ. У КРЫЛЬЦА ЛУЖИ. ДЕТИ ИЩУТ ШИШКИ. ЗАШЛИ В ЧАЩУ. ИСКАЛИ ШИШКИ, А НАШЛИ ЕЖИКА. ГУДИТ ГУДОК. В ПРУДУ ЖИЛИ ЩУКИ. МАРИНА СУШИЛА МАЛИНУ. ЛАРА РАЗБИЛА ТАР ЕЛКУ. РИМА МЫЛА РАМУ.

 

ИЗ ЛЕВОЙ КУРИНОЙ ЛАПКИ

 

В ИЗЫСКАННОМ ПАРИЖСКОМ РЕСТОРАНЕ БЛЮДО ИЗ ЛЕВОЙ КУРИНОЙ ЛАПКИ ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОРОЖЕ, ЧЕМ ТО ЖЕ БЛЮДО ИЗ ПРАВОЙ ЛАПКИ ТОЙ ЖЕ КУРИЦЫ. В ПРИМЕЧАНИИ К МЕНЮ ДАЕТСЯ ТАКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: КУРЫ ВО ВРЕМЯ СНА СТОЯТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НА ПРАВОЙ НОГЕ,ПОЭТОМУ МЯСО ЛЕВОЙ НОЖКИ У НИХ БОЛЕЕ

 


Интеллектуальная деятельность

 


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

 

ИНСТРУКЦИЯ: Решите задачу

 

а) У МАШИ 5 ЯБЛОК, У ПЕТИ 4 ЯБЛОКА. СКОЛЬКО ЯБЛОК У ОБОИХ?

 

б) В МАСТЕРСКУЮ ПРИВЕЗЛИ 47 СОСНОВЫХ И ЛИПОВЫХ ДОСОК. ЛИПОВЫХ БЫЛО 5 ДОСОК, СКОЛЬКО ПРИВЕЗЛИ СОСНОВЫХ?

 

в) У МАЛЬЧИКА 12 ЯБЛОК, ЧАСТЬ ИЗ НИХ ОН ОТДАЛ. У НЕГО ОСТАЛОСЬ 8 ЯБЛОК. СКОЛЬКО ОН ОТДАЛ?

 

г) НА ДЕРЕВЕ СИДЕЛИ ПТИЧКИ. 3 ИЗ НИХ УЛЕТЕЛИ, ОСТАЛОСЬ 35 ПТИЧЕК. СКОЛЬКО ПТИЧЕК СИДЕЛО НА ДЕРЕВЕ?

 

д) У МАШИ 5 ЯБЛОК, А У КАТИ НА 2 ЯБЛОКА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ЯБЛОК У НИХ ОБЕИХ?

 

е) У ПЕТИ 3 ЯБЛОКА, А У ВАСИ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ЯБЛОК У НИХ ОБОИХ?

 

ж) СЫНУ 15 ЛЕТ, ОТЕЦ НА 25 ЛЕТ СТАРШЕ. МАТЬ НА 5 ЛЕТ МОЛОЖЕ ОТЦА. СКОЛЬКО ЛЕТ ИМ ВМЕСТЕ?

 

з) У КОЛХОЗНИКОВ 20 ГА ЗЕМЛИ. С КАЖДОГО ГА ОНИ СОБРАЛИ ПО 3 ТОННЫ ЗЕРНА. ТРЕТЬ ПРОДАЛИ ГОСУДАРСТВУ. СКОЛЬКО ЗЕРНА У НИХ ОСТАЛОСЬ?

 

и) СЫНУ 5 ЛЕТ. ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ ОТЕЦ БУДЕТ В 3 РАЗА СТАРШЕ СЫНА. СКОЛЬКО СЕЙЧАС ЛЕТ ОТЦУ?


к) РУЧКА И БУКВАРЬ СТОЯТ 37 коп. ДВЕ РУЧКИ И ОДИН БУКВАРЬ СТОЯТ 49 коп. СКОЛЬКО СТОИТ ОТДЕЛЬНО ОДИН БУКВАРЬ И ОДНА РУЧКА?

 

л) ТРИ МАЛЬЧИКА ПОЙМАЛИ 11 кг. РЫБЫ. УЛОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО - 7кг., ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО - 6 кг. СКОЛЬКО РЫБЫ ПОЙМАЛ КАЖДЫЙ?

 

м) РАБОЧИЙ ПОЛУЧАЛ В ПОЛУЧКУ 120 руб. И ОТДАВАЛ ЖЕНЕ 70 руб. В СЕГОДНЯШНЮЮ ПОЛУЧКУ ОН ОТДАЛ ЖЕНЕ НА 10 руб. БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ДЕНЕГ У НЕГО ОСТАЛОСЬ?

 

н) ДЛИНА КАРАНДАША 15 см., ТЕНЬ ДЛИННЕЕ КАРАНДАША НА 45 см. ВО СКОЛЬКО РАЗ ТЕНЬ ДЛИННЕЕ КАРАНДАША?

 

о) НА ДВУХ ПОЛКАХ 18 КНИГ. НА ОДНОЙ БЫЛО, КНИГ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО КНИГ БЫЛО НА КАЖДОЙ ПОЛКЕ ?

 


ОБОБЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ.

ИНСТРУКЦИЯ:

УКАЖИТЕ ДВА СЛОВА В СКОБКАХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СЛОВУ, СТОЯЩЕМУ ПЕРЕД СКОБКАМИ.

 

1. САД - (РАСТЕНИЯ, САДОВНИК, СОБАКА, ЗАБОР, ЗЕМЛЯ)

 

2. САРАЙ - (СЕНОВАЛ, ЛОШАЛИ, КРЫША, СКОТ, СТЕНЫ)

 

3. ДЕЛЕНИЕ - (КЛАСС, ДЕЛИМОЕ, КАРАНДАШ, ДЕЛИТЕЛЬ, БУМАГА)

 

4. КОЛЬЦО - (ДИАМЕТР, АЛМАЗ, ПРОБА, ОКРУГЛОСТЬ, ПЕЧАТЬ)

 

5. ИГРА - (КАРТЫ, ИГРОКИ, ШТРАФЫ, НАКАЗАНИЯ, ПРАВИЛА)

 

6. КУБ - (УГЛЫ, ЧЕРТЕЖ, СТОРОНА, КАМЕНЬ, ДЕРЕВО)


Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Например, в паре слов нож/сталь указано, из чего сделаннож. Справа сверху тоже написано одно слово, а внизу пять слов. Нужно выбрать из этих пяти слов одно так, чтобы отношениямежду верхним и нижними словами было аналогично отношению двух слов слева. (Если исследуемый не может решить задание, следует помочь ему, указав, что к слову " стол " необходимо внизу выбрать слово "дерево", так как стол сделан из дерева.)

1. НОЖ__                                                  _________________СТОЛ__________________

СТАЛЬ                                                       ВИЛКА, ДЕРЕВО, СТУЛ, ПИЩА, СКАТЕРТЬ

2. ШКОЛА___                                           _________________БОЛЬНИЦА_________________________

ОБУЧЕНИЕ                                                ДОКТОР, УЧЕНИК, УЧРЕЖДЕНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ, БОЛЬНОЙ

5. ПЕСНЯ__                                              _________________КАРТИНА_________________________

ГЛУХОЙ                                                    ХРОМОЙ, СЛЕПОЙ, ХУДОЖНИК, РИСУНОК, БОЛЬНОЙ

4. ПТИЦА_                                                         _________________ЧЕЛОВЕК_____________

ГНЕЗДО                                                     ЛЮДИ, ПТЕНЕЦ, РАБОЧИЙ, ЗВЕРЬ, ДОМ

5. ХЛЕБ___                                                         _________________ДОМ_______________________

ПЕКАРЬ                                                     ВАГОН, ГОРОД, ЖИЛИЩЕ, СТРОИТЕЛЬ, ДВЕРЬ

6. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО                              _________________ПАР_____________________

ПРОВОЛОКА                                            ЛАМПОЧКА, ТОК, ВОДА, ТРУБЫ, КИПЕНИЕ

7. ЛОШАДЬ___                                        _________________КОРОВА__________________

ЖЕРЕБЕНОК                                        ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК

8. ЛОЖКА                                                 _________________ВИЛКА________________

КАША                                                        МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА

9. КОНЬКИ                                                         _________________ЛОДКА________

ЗИМА                                                         ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА

10. УХО_____                                           _________________ЗУБЫ________________

СЛЫШАТЬ                                                ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ


ПЕРЕНОСНЫЕ СМЫСЛЫ.

 

1. ИНСТРУКЦИЯ: Подобрать к пословицам фразы или другие пословицы сходные по смыслу. Объяснить переносный смысл пословиц.

 

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО.                                    ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НЕ ВИДНО ЛЕСА.

КОГДА ДРОВА ГОРЯТ,ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.                                              БОЛЬШОЕ ДЕЛО НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ПОТЕРЬ.

ДЕЛАЙ ВСЕ ВОВРЕМЯ.

ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.                                      РЖАВОЕ ЖЕЛЕЗО НЕ БЛЕСТИТ.

ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ.

НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ.                                         ТРУДНО И ДЕРЕВУ ОДИНОКОМУ РАСТИ.

ТЕПЕРЬ ОБУВЬ ШЬЮТ И БЕЗ ШИЛА.

ОДНА ПЧЕЛА НЕ МНОГО МЕДУ НАНОСИТ.

О КНИГЕ НЕ СУДИ ПО ПЕРЕПЛЕТУ.

ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.                                   ЧИСТОЕ ЗОЛОТО ЦЕНИТСЯ ДОРОГО.

ЛОЖЬ НЕ СКРОЕШЬ.

ИЗ УГОЛЬНОГО МЕШКА НЕ ВЫХОДИТ БЕЛОЙ ПЫЛИ.

НЕ ПО ВИДУ СУДИ, А ПО ДЕЛАМ ГЛЯДИ.

 

2. ИНСТРУКЦИЯ: Объясните, в каком смысле употребляются эти выражения

 

СВЕТЛАЯ ГОЛОВА                  ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА                    ГЛУХАЯ НОЧЬ

ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ                      ПЛАМЕННАЯ РЕЧЬ             СВИНЦОВАЯ ТУЧА


II. Исключение четвертого лишнего:

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.