|
|||||
Самостоятельная речь. V. Речевая память. ГАЛКА УСЛЫХАЛА. ЧТО ГОЛУБЕЙ ХОРОШО КОРМЯТ. ОНА ВЫКРАСИЛАСЬ В БЕЛЫЙ ЦВЕТ И ВЛЕТЕЛА В ГОЛУБЯТНЮ. ГОЛУБИ ПРИНЯЛИ ЕЕ КАК СВОЮ И НАКОРМИЛИ, НО ОНА НЕ УДЕРЖАЛАСЬ И ЗАКРИЧАЛА ПО-ГАЛОЧЬИ. ТОГДА ГОЛУБИ ЕЕ ПРОГНАЛИ. ОНА ВЕРН ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Самостоятельная речь V. Речевая память
1. УДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО РЯДА. ИНСТРУКЦИЯ: Запомните несколько слов в определенном порядке (самое главное запомнить порядок слов)
а) НОС, ПАР, КИТ, ШУМ Отвлекающий вопрос: "Как вы думаете, Вы запомнили эти слова?" После вопроса больной должен повторить предъявленные слова. б) НОС, ПАР, ЧАС, КИТ, ШУМ. (Тот же отвлекающий вопрос что и в пункте (а))
2. ПОВТОPЕНИЕ СЛОВ В УСЛОВИЯX ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Повторите слова СЛОН, НОЧЬ, ОТЕЦ. Теперь повторите слова: ДВЕРЬ, СОН. Теперь повторите слова, которые были перед этим. 3. ПОВТОРЕНИЕ ФРА3 В УСЛОВИЯХ ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Повторите предложение "В САДУ ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ РОСЛИ РАЗВЕСИСТЫЕ ЯБЛОНИ". Теперь повторите другое предложение: "НА ОПУШКЕ ЛЕСА ОХОТНИК УБИЛ ВОЛКА". Теперь повторите снова первое предложение Также проводиться повторение фраз: " В ТАШКЕНТЕ БЫЛО СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ" и " В ТУШИНЕ БЫЛ АВИАЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК И ПРЫЖКИ С САМОЛЕТА".
4. ПОВТОРЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ. (см. стр. №. ) 5. 3АУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ В РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЯХ:
а) Восприятие на слух – воспроизведение устное ЛЕС-ХЛЕБ-ОКНО-СТУЛ-ВОДА-БРАТ-КОНЬ-ГРИБ-ИГЛА-МЕД. б) Восприятии на слух – воспроизведение письменно KPОT-ПОЛ-РУКА-СОН-ПИЛА-ТОРТ-КОТ-ГРУЗ-КЛЮЧ-ГЛАЗ. в) Восприятие зрительно – чтение слов – воспроизведение письменно ЧАСЫ-ХВОСТ-ЗВОН-КРУГ-ТЕНЬ-ДЫМ-ЛОСЬ-СНЕГ-РОТ-ДЕНЬ. ГАЛКА УСЛЫХАЛА. ЧТО ГОЛУБЕЙ ХОРОШО КОРМЯТ. ОНА ВЫКРАСИЛАСЬ В БЕЛЫЙ ЦВЕТ И ВЛЕТЕЛА В ГОЛУБЯТНЮ. ГОЛУБИ ПРИНЯЛИ ЕЕ КАК СВОЮ И НАКОРМИЛИ, НО ОНА НЕ УДЕРЖАЛАСЬ И ЗАКРИЧАЛА ПО-ГАЛОЧЬИ. ТОГДА ГОЛУБИ ЕЕ ПРОГНАЛИ. ОНА ВЕРНУЛАСЬ БЫЛО К ГАЛКАМ, НО ТЕ ЕЕ ТОЖЕ НЕ ПРИНЯЛИ. МУРАВЕЙ СПУСТИЛСЯ К РУЧЬЮ, ЧТОБЫ НАПИТЬСЯ. ВОДА ЗАХЛЕСТНУЛА ЕГО, И ОН СТАЛ ТОНУТЬ. ЛЕТЕЛА МИМО ГОЛУБКА, БРОСИЛА ЕМУ В РУЧЕЙ ВЕТКУ. ОН ВЗОБРАЛСЯ ПО ЭТОЙ ВЕТКЕ И СПАССЯ. НАЗАВТРА ОХОТНИК РАССТАВИЛ СЕТИ И ПОЙМАЛ ГОЛУБКУ. НО КОГДА ОН ВЫНИМАЛ ЕЕ ИЗ СЕТЕЙ, МУРАВЕЙ ПОДКРАЛСЯ И УКУСИЛ ОХОТНИКА ЗА РУКУ. ОХОТНИК ВСКРИКНУЛ, ГОЛУБКА ВСПОРХНУЛА И УЛЕТЕЛА.
ПОВТОРЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОТРЕЗКОВ В УСЛОВИЯХ ГОМОГЕННОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
1. Лев спал, мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва. 2. Лав стал стар и не мог больше ловить зверей. И задумал лев жить хитростью. Залег в берлогу и притворился больным. Звери приходили к нему, и он их съедал. Приходит лиса, а в берлогу не входит. Лев спрашивает ее: "Почему не входишь?". Лиса отвечает:"Я вижу, все следы идут к тебе, а от тебя никаких следов нет". Письменная речь Чтение и письмо
ИНСТРУКЦИЯ: Прочтите ИНСТРУКЦИЯ 2: Напишите под диктовку (диктуется по первому предъявлению)
ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ:
СТОЛ, СЛОН, ПСКОВ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ACTРОЛЯБИЯ, ЭКЗОФТАЛЬМ, ПАРТА, ХАЛАТ, ПАРОВОЗОСТРОЕНИЕ, ДОМ - ЛОМ, ЛОГ - ДОГ, НОРА - ДЫРА, ГОРА - КОРА, КРАЙ-ИГРАЙ, ЖАРА-ШАРАДА, ДОМ-ЛЕС-ЛОМ, МОЛОТ-БОЛТ, ШАР-ЖАР, КАША, ГОРА, ГРИБЫ, ЗДОРОВЬЕ, ОГУРЕЦ, ДЯТЕЛ, КОМБАЙН, КРУГОМ, ПЛАМЯ, ДРЕЛЬ-ТРЕЛЬ, КРОМКА-ГРОМКО, КРОТ-ГРОТ, МОЛ-МОЛЬ, БИДОН-ПИТОН-БЕТОН, ПЫЛ-БЫЛ, БИЛ-БЫЛ, ХОЛСТ-ГОЛОС-ХОЛОСТ, ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, ЗАБОР-СОБОР-ЗАПОР, ЛИНОЛЕУМ, СТРАТОСТАТ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, ШАХМАТЫ, БЕСПРЕРЫВНО СТРЕКОЗЫ ГРОМКО СТРЕКОЧУТ. КРУГОМ ТРЕЩАЛИ КУЗНЕЧИКИ. ДОМ ГОРИТ, МЕТЛА МЕТЕТ, ЛУНА СВЕТИТ. У КРЫЛЬЦА ЛУЖИ. ДЕТИ ИЩУТ ШИШКИ. ЗАШЛИ В ЧАЩУ. ИСКАЛИ ШИШКИ, А НАШЛИ ЕЖИКА. ГУДИТ ГУДОК. В ПРУДУ ЖИЛИ ЩУКИ. МАРИНА СУШИЛА МАЛИНУ. ЛАРА РАЗБИЛА ТАР ЕЛКУ. РИМА МЫЛА РАМУ.
ИЗ ЛЕВОЙ КУРИНОЙ ЛАПКИ
В ИЗЫСКАННОМ ПАРИЖСКОМ РЕСТОРАНЕ БЛЮДО ИЗ ЛЕВОЙ КУРИНОЙ ЛАПКИ ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОРОЖЕ, ЧЕМ ТО ЖЕ БЛЮДО ИЗ ПРАВОЙ ЛАПКИ ТОЙ ЖЕ КУРИЦЫ. В ПРИМЕЧАНИИ К МЕНЮ ДАЕТСЯ ТАКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: КУРЫ ВО ВРЕМЯ СНА СТОЯТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НА ПРАВОЙ НОГЕ,ПОЭТОМУ МЯСО ЛЕВОЙ НОЖКИ У НИХ БОЛЕЕ
Интеллектуальная деятельность
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
ИНСТРУКЦИЯ: Решите задачу
а) У МАШИ 5 ЯБЛОК, У ПЕТИ 4 ЯБЛОКА. СКОЛЬКО ЯБЛОК У ОБОИХ?
б) В МАСТЕРСКУЮ ПРИВЕЗЛИ 47 СОСНОВЫХ И ЛИПОВЫХ ДОСОК. ЛИПОВЫХ БЫЛО 5 ДОСОК, СКОЛЬКО ПРИВЕЗЛИ СОСНОВЫХ?
в) У МАЛЬЧИКА 12 ЯБЛОК, ЧАСТЬ ИЗ НИХ ОН ОТДАЛ. У НЕГО ОСТАЛОСЬ 8 ЯБЛОК. СКОЛЬКО ОН ОТДАЛ?
г) НА ДЕРЕВЕ СИДЕЛИ ПТИЧКИ. 3 ИЗ НИХ УЛЕТЕЛИ, ОСТАЛОСЬ 35 ПТИЧЕК. СКОЛЬКО ПТИЧЕК СИДЕЛО НА ДЕРЕВЕ?
д) У МАШИ 5 ЯБЛОК, А У КАТИ НА 2 ЯБЛОКА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ЯБЛОК У НИХ ОБЕИХ?
е) У ПЕТИ 3 ЯБЛОКА, А У ВАСИ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ЯБЛОК У НИХ ОБОИХ?
ж) СЫНУ 15 ЛЕТ, ОТЕЦ НА 25 ЛЕТ СТАРШЕ. МАТЬ НА 5 ЛЕТ МОЛОЖЕ ОТЦА. СКОЛЬКО ЛЕТ ИМ ВМЕСТЕ?
з) У КОЛХОЗНИКОВ 20 ГА ЗЕМЛИ. С КАЖДОГО ГА ОНИ СОБРАЛИ ПО 3 ТОННЫ ЗЕРНА. ТРЕТЬ ПРОДАЛИ ГОСУДАРСТВУ. СКОЛЬКО ЗЕРНА У НИХ ОСТАЛОСЬ?
и) СЫНУ 5 ЛЕТ. ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ ОТЕЦ БУДЕТ В 3 РАЗА СТАРШЕ СЫНА. СКОЛЬКО СЕЙЧАС ЛЕТ ОТЦУ? к) РУЧКА И БУКВАРЬ СТОЯТ 37 коп. ДВЕ РУЧКИ И ОДИН БУКВАРЬ СТОЯТ 49 коп. СКОЛЬКО СТОИТ ОТДЕЛЬНО ОДИН БУКВАРЬ И ОДНА РУЧКА?
л) ТРИ МАЛЬЧИКА ПОЙМАЛИ 11 кг. РЫБЫ. УЛОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО - 7кг., ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО - 6 кг. СКОЛЬКО РЫБЫ ПОЙМАЛ КАЖДЫЙ?
м) РАБОЧИЙ ПОЛУЧАЛ В ПОЛУЧКУ 120 руб. И ОТДАВАЛ ЖЕНЕ 70 руб. В СЕГОДНЯШНЮЮ ПОЛУЧКУ ОН ОТДАЛ ЖЕНЕ НА 10 руб. БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО ДЕНЕГ У НЕГО ОСТАЛОСЬ?
н) ДЛИНА КАРАНДАША 15 см., ТЕНЬ ДЛИННЕЕ КАРАНДАША НА 45 см. ВО СКОЛЬКО РАЗ ТЕНЬ ДЛИННЕЕ КАРАНДАША?
о) НА ДВУХ ПОЛКАХ 18 КНИГ. НА ОДНОЙ БЫЛО, КНИГ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ. СКОЛЬКО КНИГ БЫЛО НА КАЖДОЙ ПОЛКЕ ?
ОБОБЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. ИНСТРУКЦИЯ: УКАЖИТЕ ДВА СЛОВА В СКОБКАХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СЛОВУ, СТОЯЩЕМУ ПЕРЕД СКОБКАМИ.
1. САД - (РАСТЕНИЯ, САДОВНИК, СОБАКА, ЗАБОР, ЗЕМЛЯ)
2. САРАЙ - (СЕНОВАЛ, ЛОШАЛИ, КРЫША, СКОТ, СТЕНЫ)
3. ДЕЛЕНИЕ - (КЛАСС, ДЕЛИМОЕ, КАРАНДАШ, ДЕЛИТЕЛЬ, БУМАГА)
4. КОЛЬЦО - (ДИАМЕТР, АЛМАЗ, ПРОБА, ОКРУГЛОСТЬ, ПЕЧАТЬ)
5. ИГРА - (КАРТЫ, ИГРОКИ, ШТРАФЫ, НАКАЗАНИЯ, ПРАВИЛА)
6. КУБ - (УГЛЫ, ЧЕРТЕЖ, СТОРОНА, КАМЕНЬ, ДЕРЕВО) Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Например, в паре слов нож/сталь указано, из чего сделаннож. Справа сверху тоже написано одно слово, а внизу пять слов. Нужно выбрать из этих пяти слов одно так, чтобы отношениямежду верхним и нижними словами было аналогично отношению двух слов слева. (Если исследуемый не может решить задание, следует помочь ему, указав, что к слову " стол " необходимо внизу выбрать слово "дерево", так как стол сделан из дерева.) 1. НОЖ__ _________________СТОЛ__________________ СТАЛЬ ВИЛКА, ДЕРЕВО, СТУЛ, ПИЩА, СКАТЕРТЬ 2. ШКОЛА___ _________________БОЛЬНИЦА_________________________ ОБУЧЕНИЕ ДОКТОР, УЧЕНИК, УЧРЕЖДЕНИЕ, ЛЕЧЕНИЕ, БОЛЬНОЙ 5. ПЕСНЯ__ _________________КАРТИНА_________________________ ГЛУХОЙ ХРОМОЙ, СЛЕПОЙ, ХУДОЖНИК, РИСУНОК, БОЛЬНОЙ 4. ПТИЦА_ _________________ЧЕЛОВЕК_____________ ГНЕЗДО ЛЮДИ, ПТЕНЕЦ, РАБОЧИЙ, ЗВЕРЬ, ДОМ 5. ХЛЕБ___ _________________ДОМ_______________________ ПЕКАРЬ ВАГОН, ГОРОД, ЖИЛИЩЕ, СТРОИТЕЛЬ, ДВЕРЬ 6. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО _________________ПАР_____________________ ПРОВОЛОКА ЛАМПОЧКА, ТОК, ВОДА, ТРУБЫ, КИПЕНИЕ 7. ЛОШАДЬ___ _________________КОРОВА__________________ ЖЕРЕБЕНОК ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК 8. ЛОЖКА _________________ВИЛКА________________ КАША МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА 9. КОНЬКИ _________________ЛОДКА________ ЗИМА ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА 10. УХО_____ _________________ЗУБЫ________________ СЛЫШАТЬ ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ ПЕРЕНОСНЫЕ СМЫСЛЫ.
1. ИНСТРУКЦИЯ: Подобрать к пословицам фразы или другие пословицы сходные по смыслу. Объяснить переносный смысл пословиц.
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НЕ ВИДНО ЛЕСА. КОГДА ДРОВА ГОРЯТ,ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ. ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН. БОЛЬШОЕ ДЕЛО НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ПОТЕРЬ. ДЕЛАЙ ВСЕ ВОВРЕМЯ. ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ. РЖАВОЕ ЖЕЛЕЗО НЕ БЛЕСТИТ. ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ. НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ. ТРУДНО И ДЕРЕВУ ОДИНОКОМУ РАСТИ. ТЕПЕРЬ ОБУВЬ ШЬЮТ И БЕЗ ШИЛА. ОДНА ПЧЕЛА НЕ МНОГО МЕДУ НАНОСИТ. О КНИГЕ НЕ СУДИ ПО ПЕРЕПЛЕТУ. ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ. ЧИСТОЕ ЗОЛОТО ЦЕНИТСЯ ДОРОГО. ЛОЖЬ НЕ СКРОЕШЬ. ИЗ УГОЛЬНОГО МЕШКА НЕ ВЫХОДИТ БЕЛОЙ ПЫЛИ. НЕ ПО ВИДУ СУДИ, А ПО ДЕЛАМ ГЛЯДИ.
2. ИНСТРУКЦИЯ: Объясните, в каком смысле употребляются эти выражения
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА ГЛУХАЯ НОЧЬ ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ ПЛАМЕННАЯ РЕЧЬ СВИНЦОВАЯ ТУЧА II. Исключение четвертого лишнего:
|
|||||
|