Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3. Закономерности психического развития аномальных детей



Тема 3. Закономерности психического развития аномальных детей

Цель:раскрыть влияние экзогенных и эндогенных факторов на психическое развитие ребенка;познакомить студентовс общими и специфическими закономерностями психического развития аномальных детей.

 

Основные понятия:общие и специфические закономерности развития,

биологические факторы, социальные факторы, экзогенные причины, эндогенные причины.

План:

1Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями.

2.Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

3.Проявление общих закономерностей психического развития. 4.Специфические закономерности аномального развития.

 

Наиболее об­щие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.

Впервые это было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Срав­нительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. в Петрограде. Затем это неоднократно отмечал Л. С. Выготский.

К таким закономерностям прежде всего относятся:

- определен­ная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций,

- последова­тельность развития всех психических процессов,

- роль деятельно­сти в психическом развитии,

- роль речи в формировании высших психических функций,

- ведущая роль обучения в психическом раз­витии.

Эти и другие конкретные проявления общности нормального и нарушенного развития были четко показаны в исследованиях Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьева, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся в период с 1930-х до 1970-х гг. Эти психологи и их сотрудники показали, что основные законо­мерности развития восприятия, представлений, памяти, мышле­ния, деятельности, установленные при изучении нормально раз­вивающегося ребенка, распространяются и на детей с нарушениями развития.

Немаловажную роль в создании этих общих представлений сыг­рало и то, что крупные исследователи в области специальной пси­хологии, начиная с Л.С.Выготского, занимались одновременно или в разные периоды времени изучением психического развития детей с разными видами недостаточности. Это давало материал для широких сопоставлений и сравнений и способствовало пре­одолению разобщенности отдельных направлений специальной психологии, создавало условия для их объединения.

Сравнительные исследования, охватывающие несколько типов нарушенного развития, с 1960-х гг. начали проводиться и в других странах. Так, например, в США изучение психолингвистических способностей детей разных категорий проводили С.Кирк и его сотрудники. В этой же стране X. Фурт изучал развитие речи у глу­хих и детей других категорий. В Великобритании Н. О'Коннор про­водил сравнительные исследования роли слова в восприятии пред­метов и реагировании на них умственно отсталых и глухих. Во всех этих исследованиях были установлены закономерности, как об­щие для лиц с недостатками развития и нормально развивающих­ся, так и свойственные только лицам с отклонениями от нор­мального развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.