|
|||
Тема 3. Закономерности психического развития аномальных детейСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 3. Закономерности психического развития аномальных детей Цель:раскрыть влияние экзогенных и эндогенных факторов на психическое развитие ребенка;познакомить студентовс общими и специфическими закономерностями психического развития аномальных детей.
Основные понятия:общие и специфические закономерности развития, биологические факторы, социальные факторы, экзогенные причины, эндогенные причины. План: 1Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. 2.Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. 3.Проявление общих закономерностей психического развития. 4.Специфические закономерности аномального развития.
Наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками. Впервые это было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. в Петрограде. Затем это неоднократно отмечал Л. С. Выготский. К таким закономерностям прежде всего относятся: - определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, - последовательность развития всех психических процессов, - роль деятельности в психическом развитии, - роль речи в формировании высших психических функций, - ведущая роль обучения в психическом развитии. Эти и другие конкретные проявления общности нормального и нарушенного развития были четко показаны в исследованиях Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьева, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся в период с 1930-х до 1970-х гг. Эти психологи и их сотрудники показали, что основные закономерности развития восприятия, представлений, памяти, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребенка, распространяются и на детей с нарушениями развития. Немаловажную роль в создании этих общих представлений сыграло и то, что крупные исследователи в области специальной психологии, начиная с Л.С.Выготского, занимались одновременно или в разные периоды времени изучением психического развития детей с разными видами недостаточности. Это давало материал для широких сопоставлений и сравнений и способствовало преодолению разобщенности отдельных направлений специальной психологии, создавало условия для их объединения. Сравнительные исследования, охватывающие несколько типов нарушенного развития, с 1960-х гг. начали проводиться и в других странах. Так, например, в США изучение психолингвистических способностей детей разных категорий проводили С.Кирк и его сотрудники. В этой же стране X. Фурт изучал развитие речи у глухих и детей других категорий. В Великобритании Н. О'Коннор проводил сравнительные исследования роли слова в восприятии предметов и реагировании на них умственно отсталых и глухих. Во всех этих исследованиях были установлены закономерности, как общие для лиц с недостатками развития и нормально развивающихся, так и свойственные только лицам с отклонениями от нормального развития.
|
|||
|