Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





необщительность,. отсутствие бескорыстного интереса к другому человеку.



необщительность,

- медлительность,

- равнодушие к окружающим людям,

- отсутствие бескорыстного интереса к другому человеку.

Кроме этих общих требований, профессия педагога предъявляет к ее субъекту еще ряд специфических требований. Все они могут быть классифицированы по двум основаниям.

Во-первых, среди них выделяются главные требования, без удовлетворения которых в принципе невозможно стать квалифицированным учителем и (или) воспитателем, и дополнительные, соответствие каждому из которых не является для педагога обязательным, но повышает его обучающий и воспитательный потенциал, расширяет его возможности воздействия на учащихся.

Во-вторых, среди требований к педагогу различают постоянные, присущие педагогу любого исторического периода в любом обществе, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа развития общества, в котором живет и работает педагог.

Главными постоянными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются:

+любовь к детям,

+любовь к педагогической деятельности,

+наличие глубоких специальных знаний по преподаваемому предмету, + широкая общая эрудиция,

+педагогическая интуиция,

+высокоразвитый интеллект,

+высокий уровень общей культуры и нравственности,

+профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Без любого из этих качеств успешная педагогическая работа невозможна.

Как отмечал еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев, любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии:

«Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к педагогической деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против педагогической деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству».

Педагогу необходимы гораздо большие знания в области своего предмета, чем предусмотрено образовательной  программой, дети сразу чувствуют, что педагог обладает такими знаниями. Одним из основных недостатков педагога они считают то, что он преподает «слово в слово по учебнику» и затрудняется ответить на возникающие у них вопросы. Наряду со специальными знаниями педагогу необходимы и общие высокие показатели интеллектуального развития, чтобы быть для воспитанников интересным собеседником: одним из главных достоинств педагога в их глазах оказывается то, что «с ним есть о чем поговорить, кроме предмета». Без собственной высокой нравственной планки педагог не может быть примером для детей, не имеет морального права предъявлять им требования, касающиеся их воспитанности, он не может требовать от детей соблюдения нравственных норм, если не придерживается их сам. Наконец разнообразие применяемых методов также поднимает авторитет педагога в глазах воспитанников, укрепляет уважение к нему как к профессионалу и повышает интерес воспитанников к предмету.

Дополнительными, но относительно стабильными качествами, ожидаемыми от педагога, являются

общительность,

артистичность,

чувство юмора,

 хороший вкус и др.

Эти качества тоже важны, но без каждого из них в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись, если способны компенсировать это за счет других своих качеств. Например, учитель-предметник может быть по натуре не очень общительным человеком, но его дидактические и речевые способности могут быть развиты настолько, что при отсутствии этого в общем-то полезного качества он может оставаться хорошим учителем. Однако несоответствие какому-либо из главных требований не может быть компенсировано никакими дополнительными важными качествами.

Вопрос об изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент развития общества, несколько сложнее. Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т. е. требует новых психологических особенностей от членов общества, способствующих его дальнейшему прогрессивному развитию. Существующая система образования перестраивается вслед за обществом, но происходит это не сразу, а с некоторым отставанием.

Чтобы формировать у воспитанников нужные сегодня качества, педагоги сами должны обладать этими качествами, для чего многим из них необходимо приложить немалые усилия к собственному самовоспитанию и самообразованию.

Одним педагогам «старой закалки» трудно адаптироваться к новым особенностям общества, другие же, давно осознавая ограниченность прежних рамок, напротив, способны в гораздо большей степени реализовать свой педагогический потенциал в новой ситуации, которая более соответствует их качествам. Новые цели обучения и воспитания задают новые требования к личности учителя и воспитателя. Чтобы вовремя и точно установить эти требования, важно правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества и понять, каких качеств оно теперь требует от человека.

Главные тенденции современного российского общества – демократизация жизни,

передача рядовому гражданину ответственности за обустройство собственной жизни,

расширение возможностей и одновременное усиление необходимости самостоятельного принятия ответственных решений.

Нынешнее поколение школьников и студентов уже не представляет свою жизнь иначе как в условиях демократии и плюрализма, когда каждый имеет право на свою точку зрения и готов ее отстаивать.

 Это предполагает, с одной стороны,

способность признавать, принимать как должное существование многих разных точек зрения, культурно вести дискуссии и разрешать возникающие разногласия

, а с другой – отказ от диктата и давления на личность, уважение к ней, признание ее значимости. Свобода мнений требует умения логично и убедительно излагать свои мысли, доказывать, внимательно слушать других.

Новая политическая ситуация предполагает возможность любого гражданина оказаться в сфере власти, что предъявляет повышенные требования к способности руководить людьми и принимать управленческие решения.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, предприимчивости и многих других качеств, которые в прежние времена не считались необходимыми и сознательно у детей не воспитывались.

Все эти качества насущно необходимы современным молодым людям к моменту окончания школы и начала самостоятельной жизни.

Отвечающий за их формирование и развитие педагог САМ ДОЛЖЕН обладать НЕЗАВИСИМОСТЬЮ, ГРАМОТНОСТЬЮ, ИНИЦИАТИВНОСТЬЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ и многими другими качествами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.