|
|||
Цель исследования – это обоснованное мысленное представление об общих конечных и промежуточных результатах научного поиска. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель исследования – это обоснованное мысленное представление об общих конечных и промежуточных результатах научного поиска. Задача – это конкретная проблемная ситуация, которая требует разрешения, и для этого имеются необходимые условия. Научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата называется гипотезой исследования
Некоторые авторы рекомендуют при обозначении задач исследования исходить из трех возможных групп: • историко-диагностическая, связанная с анализом истории вопроса, сопоставлением, сравнением современного состояния; определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; • теоретико-моделирующая, связанная с раскрытием сущности изучаемого, факторов преобразования, модели, структуры и функций изучаемого, способов преобразования; • практически-преобразовательная, направленная на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования; разработка практических рекомендаций. В.В. Давыдов предложил выделять пять задач исследования, связанных: • с уточнением, выявлением, углублением, методологическим обоснованием и т.п. сущности, природы, структуры изучаемого объекта; • с анализом реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития; • со способами преобразования предмета, опытно-экспериментальной проверки; • с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с прикладным аспектом работы; • с прогнозом развития исследуемого объекта или с разработкой практических рекомендаций для различных категорий работников образования. Оба подхода не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают, что логика исследования задает направление выбора задач. Чаще всего они формулируются в такой форме: • провести теоретический анализ состояния (чего-то в отечественной и зарубежной педагогике); выполнить аналитический обзор работ по проблеме…; выявить теоретические основы и предпосылки решения проблемы…; • определить содержание…, структуру…, функции…; • выявить факторы и условия, влияющие на… (что-то); • описать систему или модель формирования…, или управления…, или развития …; • выбрать и обосновать критерии и показатели оценки эффективности или модели, или педагогических условий, или системы…; • экспериментально проверить эффективность созданной модели или программы, или методические приемы, или технологию, или методику преподавания и пр. Совокупность обозначенных в исследовании задач подчинена общей цели (ее всегда надо видеть) и направлена на достижение более частных целей. Все их надо представить в виде «дерева» целей. Верхний ярус занимает основная (глобальная) цель (1-й блок), следующий ярус занимают частные цели (2-й блок), на третьем ярусе находятся конкретные цели (3-й блок). Когда такая совокупность описана, необходимо подняться по «ярусам» дерева «снизу» вверх и провести анализ, ревизию: все ли согласуется, нет ли противоречий. После построения «дерева» целей идет реализация. Лучше начинать с 1-го блока: определить исходные понятия, установить их взаимосвязь, взаимовлияние и взаимообусловленность, описать объект и предмет исследования. Далее полезно обратиться к способам реализации целей 3-го блока, потому что они предполагают разработку теоретических курсов, методических рекомендаций, выход в практику. Решение конкретных задач 3-го блока связано с построением общей модели, критериями и показателями (2-й блок), что позволяет далее обратиться ко 2-му блоку. Каждая из составляющих любого блока потребует решения определенных задач, а значит, достижения соответствующих целей. Если исследователь выявил проблему, сформулировал цель, обозначил задачи, то он высказывает предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить желаемый результат. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5323&hry=./51667/144308/144310 http://moop.ucoz.ru/publ/tema_5_problema_i_tema_issledovanija/formirovanie_metodologicheskogo_apparata_problema_i_tema_issledovanija/6-1-0-6 http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module2/2_2.html http://lib.nspu.ru/umk/87adceefe050ba4d/t2/ch3.html
|
|||
|