Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



 

 

 

Методологический аппарат исследования

 

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

 

 
Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения исследовательской (курсовой) работы является первый этап. Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей. Научные исследования классифицируются по различным признакам: методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам. Исследование начинается с описания проблемы и на основе этого формулируется актуальность и значимость исследования. Затем формируется методологический аппарат исследования, который составляют такие компоненты, как:  проблема, тема, область исследования, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза. Все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая отражает движение от привычного к новому. Объект обозначает область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения объекта. Перечисленные характеристики составляют систему – методологический аппарат исследования, – все элементы которой должны соответствовать друг другу и взаимно друг друга дополнять. Исследовательская работа начинается с выбора объектной обла­сти исследования. Выбор объектной области определя­ется такими факторами, как ее значимость, новизна, наличие нерешенных проблем. Он начинается с выбора темы работы и заканчивается определением методов, т. е. способов проведения исследования. Основными моментами данного этапа является определение: темы и методов исследования, проблемы, объекта и предмета, цели и задач, а также гипотезы исследования. Перечисленные элементы образуют методологический аппарат исследования, который регулирует как процесс исследования, так и оформление полученных результатов. Задание:разместите карточки в соответствии с логикой проведения исследования и формирования его методологического аппарата. Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: Сформулируйте вопрос,  на который позволяет ответить проблема «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?». Научная проблема — это противоречивая си­туация, требующая разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изуче­ния практики и научной литературы, выявления противоре­чий. Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы. Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике. Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете исследования. Постановка проблемы - начало любого исследования. Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения. Можно определить следующие этапы порождения проблемы: - выявление недостаток информации в научном знании о предмете исследования; - описание проблемы на уровне обыденного языка; - формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Проблема понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Следует различать проблему «для себя» и проблему «для всех». Проблема для себя – это недостаточность знаний и опыта у самого исследователя. Но есть проблемы, не решенные пока никем.   Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными. Формулируя тему, автор размышляет над тем, как назвать научную работу. Выбор темы осуществляется исходя из интереса исследователя к проблеме, возможности получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной литературы. Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например:  «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;  «Педагогическая поддержка самопознания подростков»;  «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»;   Под актуальностьюисследованияработы понимается новизна и значимость поставленных в ней вопросов, Из перечисленных вопросов выберите те, на котрые должна ответить актуальность исследования «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?», «Что исследу­ется? Какой процесс или явление?»,«Какой интерес для науки и практики представляет выбранная тема исследования?». Исследователю необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.   С проблемой связаны объект и предмет исследования.Объект исследования в - это некий объект, процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя. В данной интерпретации объект исследования близок по своей сути объектной области исследования. Поэтому объект определяют нередко как область поиска, то, на что направлено исследование. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «Что исследу­ется? Какой процесс или явление?».   Объект исследования - это достаточно широкое изучаемое явление или область. Понятие "предмет исследования" значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.Предмет исследования — это определенный аспект изу­чения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования. Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что нахо­дится в границах объекта. Предмет исследования – это отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «как рассмат­ривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, предмет исследования в конечном итоге определяет тему выпускной работы. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы.   Приведем конкретный пример определения объекта и предмета исследования. Тема работы - "Изучение физических свойств куриного яйца". Объект исследования - Предмет исследования - .   Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть.   Следующий элемент, который необходимо сформулировать - цель исследования. Таким образом, цель исследования — это результат пред­видения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процес­сов и явлений действительности. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некото­рый образ будущего. Точно и понятно сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой ре­зультат он намерен получить, каким этот результат будет? Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска. Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь.Цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении работы.   Важным и необходимым этапом исследования является кон­кретизация общей цели в системе исследовательских задач. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует.Рекомендуется выдвигать 4 – 5 задач, решение каждой из них, в свою очередь, предполагает постановку подзадач. Они как действия при решении основной задачи помогают достижению главной цели. Описать однозначно линию целеполагания и определить порядок реализации цели невозможно, так как этот процесс зависит от специфики исследования, проблемы, которую предстоит решать, и других факторов. Приведите несколько примеров возможного формулирования первой задачи: - изучить литературу по проблеме исследования...; - провести анализ теоретических подходов по проблеме ...; - раскрыть и конкретизировать сущность понятия...; - провести диагностику...; - провести опыты ...; - изучить особенности ...; - выявить взаимосвязь между...; - выявить особенности ...; - разработать рекомендации по ...; - разработать программу...; - разработать пособие..; - сконструировать прибор...   Определив объект и предмет исследования, его цель, необходимо сформулировать идею, замысел, гипотезу. Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исход­ному факту, фиксирующему существующую, но не удов­летворяющую нас ситуацию. По мере накопления фактов, не укладывающихся в рам­ки существующих объяснений, возникает потребность в но­вой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуще­ствления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное пред­восхищение и приводит к гипотезе-предположению. Гипотеза исследования - утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте. К научной гипотезе предъявляются два основных требо­вания: она не должна содержать понятий, которые не уточнены; она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипоте­за — это временное предположение для систематизации име­ющегося фактического материала, а научная гипотеза со­здается, когда накоплен значительный фактический мате­риал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии. То, что содержится в гипотезе, должно быть доказано всем содержанием работы и отражено в выводах и заключении. Одновременно с задачами формулируется гипотеза исследования- совокупность предположений, которые должны быть проверены в ходе исследования. Истинность предположений, которые составляют гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой. По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвленный (состоит из нескольких предположений) характер. Основные требования к гипотезе: - не должна содержать понятий, еще не известных науке; - не должна противоречить ранее доказанным фактам; - не должна объяснять уже известные факты; - не должна сопровождаться исключениями; - должна быть верифицируемой (проверяемой) на данном уровне теоретического и практического знания. Приведем пример гипотезы...   Первый этап работы над работой завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.Важно определить, какими методами будет пользоваться исследователь в своей работе. Методы исследования- способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели. С помощью определенных методов исследователь получает необходимую информацию об изучаемом предмете. Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы. Все многообразие методов, по мнению В.Н. Дружинина (1997), можно разделить на три группы: теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование). Методы обработки данных чаще всего включают в себя применение математической статистики. Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач.

Результатом исследовательской деятельности, как было сказано выше, является научное знание, то есть знание описательное (описывается исследуемое явление или процесс), объяснительное (объясняются закономерные связи, свойства исследуемого явления или процесса), доказательное (доказывается истинность, достоверность полученных результатов).

После завершения работы, при осмыслении и оценке ее результатов, исследователю предстоит ответить на вопрос: в чем состоит значение его результатов для науки и практики.

Значение исследования – это не столько значение для самого исследователя, который провел работу, сколько значение полученных им результатов для науки и практики.

Теоретическая значимость отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Практическая значимость заключается в том, какие конк­ретные результаты, полученные в ходе работы, можно использовать в практике.

Таким образом, в рамках представленного материала, мы рассмотрели логическую структуру, методологический аппарат исследования на примере выполненных студенческих выпускных квалификационных работ.

Выявление области исследования
Определение проблемы исследования
Выбор темы
Определение актуальностиисследования
Определение объекта исследования
Определение предмета исследования
Формулировка цели
Выдвижение задач
Формулировка гипотезы
Выбор методов

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.