Материалы к уроку «Времена не выбирают – в них живут…» по творчеству Л.С.Петрушевской.
05.11
Группа 2
Литература
Урок 13
Материалы к уроку «Времена не выбирают – в них живут…» по творчеству Л.С.Петрушевской.
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством Л. Петрушевской, со своеобразием освещения ею темы “маленького человека”;
- показать, что значит жизнь человека и каково ее предназначение, помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;
- продолжить организацию изучения художественного текста в процессе самостоятельной творческой деятельности школьников;
- продолжить организацию полифонического общения “писатель-учитель-ученик”, “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-писатель” в процессе изучения литературного произведения;
- побуждать учащихся к созданию речевого высказывания, формировать умение участвовать в дискуссии.
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, активизировать эмоциональную сферу учащегося, обращаясь к его чувствам, постараться вызвать личную заинтересованность в изучении проблемы.
Этапы подготовки к уроку.1. Ученикам было предложено заполнить 1 и 2 части таблицы к уроку. «Биографы» готовят материал «Портрет Л.С.Петрушевской в контексте времени».
Что я знаю о Л.С.Петрушевской
| Что я хотел бы узнать о Л.Петрушевской?
| Что узнал на уроке?
| - практически ничего; читал ее отдельные рассказы; ныне плодотворно работает, выступает на радио и телевидении; как-то связана с моим любимым мультфильмом «Сказка сказок»; слышал, что ее рассказы суровые и жестокие (примерные варианты ответов)-
| - узнать о ее жизни и творчестве подробно;
- как ее жизнь и судьба повлияли на характер литературного творчества.
| (Эта часть таблицы заполняется на уроке)
| - 2. Ученикам было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с темой урока: как вы определите время, в которое мы живем; как вам живется и почему. «Социологи» обрабатывают анкеты, чтобы проанализировать их на уроке, возможно, подобрав иллюстрации, сделать презентацию.
- 3. Познакомиться с текстами рассказов. 1группа учащихся – «Свой круг», «Бессмертная любовь», «Дочь Ксении»; 2 группа - «Приключения Веры», «История Клариссы», «Надька», «Мост Ватерлоо», 3 группа - «Невинные глаза», «Три лица», «Пчелка»; 4 группа - «Рассказчица», «Слабые кости», «Рай, рай», «Найди меня, сон», «Через поля». Перед учащимися ставятся следующие вопросы: каков мир в рассказах Петрушевской, как он устроен, что и кто им правит; каков человек в этом мире; какова роль автора по отношению к героям и читателю?
- 4. Индивидуальное задание - гл. «Вместо предисловия» из книги «Маленькая девочка из «Метрополя». Как автор объясняет особенности тематики и проблематики своих произведений? Что связывает творчество Л.Петрушевской с традициями русской гуманистической литературы? Чем объясняется жанровое многообразие творчества писательницы?
- 5. Прочитать сказки «Крапива и Малина», «Девушка Нос», «Дедушкина картина» (по выбору).
Оборудование: мультимедиа-оборудование, тексты указанных произведений; рабочие материалы к уроку (таблица).
Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой, помимо иллюстраций, размещены материалы для записи в тетрадях.
Эпиграф к уроку.( На слайде)Когда потеряют значение слова и предметы,На землю, для их обновленья, приходят поэты.Под звездами с ними не страшно: их ждешь, как покоя!Осмотрятся, спросят (так важно!): «Ну, что здесь такое?Опять непорядок на свете без нас!» Н.Матвеева.
|