|
||||||||
Толкатели ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Толкатели Усилия от кулачков распределительного вала к клапану или штанге передают толкатели. Они же воспринимают и боковые усилия, возникающие при вращении кулачков распределительного вала. Толкатели подвергаются действию переменных нагрузок, имеющих динамический характер, следовательно, должны иметь износостойкие рабочие поверхности и малую массу. Для уменьшения массы толкатели выполняют пустотелыми. В двигателях с нижним расположением клапанов применяются тарельчатые толкатели со сферической опорной поверхностью. Кулачок 10(см. рис. 4.1, о) распределительного вала касается опорной части толкателя сбоку от оси стержня и имеет небольшую конусность. Благодаря такому устройству толкателя и кулачка толкатель вращается во время вращения распределительного вала, что обеспечивает равномерный износ опорной поверхности. Для регулировки тепловых зазоров в стержень толкателя 9 ввернут регулировочный болт 7с контргайкой 8. У двигателей с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительных валов (см. рис. 4.1, б) толкатели выполнены в виде пустотелого поршня, внутрь которого входит штанга. Нижний конец штанги смазывается маслом, стекающим по штанге. В толкателе имеется отверстие, через которое вытекающее масло смазывает направляющие втулки и кулачки распределительного вала. Таких отверстий может быть два. Торец толкателя, контактирующий с кулачком, наплавлен отбелен- ным чугуном, сами толкатели стальные. Для равномерного износа опорная часть толкателя делается сферической, а кулачок имеет конусность, что приводит к вращению толкателя во время работы двигателя. Рычажные подвесные толкатели применяют на двигателях дизелей. В приливах толкателя установлена ось ролика, на которой в игольчатом подшипнике вращается ролик 2. Ролик при работе двигателя катится по поверхности кулачка распределительного вала. У этих толкателей трение скольжения заменено на трение качения, что способствует уменьшению износа толкателя и поверхности кулачка вала (рис. 4.4.)
При верхнем расположении клапанов и распределительного вала (двигатели автомобилей ВАЗ-2110, -2111, - 111 1 и -11113) толкатели 3 имеют форму стакана, в перевернутом виде надетого на клапан 2 (рис. 4.5). В наружном днище толкателя выполнено кольцевое углубление для укладки регулировочных шайб 6, подбором толщины которых регулируется тепловой зазор А между толкателем и кулачком распределительно- го вала 5. На двигателях ЗМЗ-4061 и -4063 автомобилей «ГАЗель* и на двигателях автомобилей ВАЗ-2112 применены гидротолкатели. Эти двигатели имеют распределительные валы для впускных и выпускных клапанов. Каждый цилиндр имеет по два впускных и два вы- пускных клапана. Над каждым клапаном располагаются гидротолкатсли. Гидротолкатели стальные, выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и шариковым обратным клапаном. На наружной поверхности стакана имеются кольцевая канавка и отверстие для подвода масла внутрь толкателя из магистрали головки блока цилиндров. Наружная поверхность и торец толкателя нитроцементированы. Толкатели устанавливаются в отверстиях головки блока цилиндров. Гидравлические толкатели ис- ключают необходимость регулировки зазора между толкателями и клапанами.
Клапаны
Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные кана- Конструкция. Клапан состоит из головки и стержня, на кон-
Материалы. Клапаны изготовляют, из жаропрочных сталей: Фаски клапанов выполняют под углом 30 и 45* Клапан с фас- У некоторых двигателей, например ЗИЛ-508.10, для лучшего
Направляющие втулки 12 обеспечивают перпендикулярное относительно седла 13 перемещение клапана. На двигателях удерживают масло, благодаря чему уменьшается износ стержней клапанов и втулок. Между стержнем клапана и втулкой имеется зазор, необходи- мый для скольжения клапана. При такте впуска создастся разность давлений: в цилиндре — разрежение, а под крышкой головки блока — давление атмосферное. За счет этого масло продавливается внутрь цилиндра. Для уменьшения продавливания масла на на- правляющую втулку клапана надевается маслоотражательный кол- пачок 7 (см. рис. 4.5), изготовленный из маслобснзостойкой рези- ны. а сам зазор делается минимальным (0,05...0,08 мм).
|
||||||||
|