Распределительные валы
Распределительные валы
Распределительный вал предназначен для своевременного от- крытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Плотное зак- рытие клапанов обеспечивается пружинами, установленными на стержнях клапанов.
Изготавливают валы методом штамповки из стали (двигатели автомобилей ЗИЛ-433100 и КамАЗ) или отливают из чугуна (дви- гатели автомобилей «Волга» ГАЗ-31029, ВАЗ-2110, -2111, -2112, -1111, -11113, «ГАЗель»).
Распределительный вал, показанный на рис. 4.3 имеет пять опорных шеек 7. Валы автомобилей ВАЗ-11II и -11113 трехопор- ные, а двигатель ЯМЗ-741 имеет шесть опорных шеек. Для откры- тия и закрытия клапанов имеются кулачки толкателей выпускных 9 и впускных /0 клапанов. Для привода топливного насоса на рас- пределительном валу установлен эксцентрик 8, а для привода мас- ляного насоса и прерывателя-распределителя — шестерня 24. На переднем конце вала на шпонке установлена шестерня привода распределительного вала. Опорные шейки распределительных ва- лов вращаются во втулках /7, выполняющих роль подшипников.
Втулки у различных моделей двигателей отличаются друг от Друга. У автомобилей ЗИЛ-5301 они сталеалюминиевые, на двига- телях ЯМЗ-740 и -741 ~ бронзовые. Распределительные валы дви- гателей автомобилей «ГАЗель» своими опорными шейками опира- ются непосредственно на поверхность расточек в алюминиевом блоке цилиндров. У ЗИЛ-5301 первая втулка из алюминиевого сплава, остальные — чугунные.От осевого перемещения распределительные валы двигателей автомобилей КамАЗ, ЗИЛ-433100, IA3-3307, «Волга» ГАЗ-31029,«ГАЗель» удерживаются упорным фланцем 5 и распорной втулкой 6. Наружный диаметр распорной втулки меньше, чем внутренний диаметр отверстия упорного фланца, поэтому фланец надевается поверх распорной втулки и двумя болтами крепится к блоку цилиндров. Распорная втулка на 0,1... 0,2 мм шире фланца. Благодаря такому устройству аспределительный вал может перемешаться на 0,1...0,2 мм.
Распределительные валы двигателей автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112, -1111 и -11113 удерживаются от осевого перемеще- ния фланцем, устанавливаемым между головкой цилиндров (с кор- пусом подшипников) и корпусом вспомогательных агрегатов.
У двигателя автомобиля ЗИЛ-5301 и его модификаций распре- делительный вал удерживается от осевого перемещения передней втулкой опорной шейки (со стороны вентилятора), имеющей спе- циальный упорный бурт. Эта втулка изготовлена из алюминиевого сплава. Для повышения износостойкости рабочая поверхность ку- лачков и эксцентрика привода бензинового насоса чугунных валов отбелена до высокой твердости. Зубья шестерни привода масляно- го насоса закалены.
У стальных распределительных валов поверхности кулачков и опорных шеек упрочнены закалкой токами высокой частоты.
Опорные шейки валов могут иметь одинаковые диаметры (дви- гатель автомобиля ГАЗ-3307) или разные (двигатели автомобилей «Волга» ГАЗ-31029 и «ГАЗель» всех модификаций).
|