Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обещал быть Серебряным…». Трагизм судеб русских писателей и поэтов  Серебряного века).



 

 

                                                     «Обещал быть Серебряным…»

                          (Трагизм судеб русских писателей и поэтов  Серебряного века).

В начале урока уточняется понятие  «серебряный век»: «Это исторически непродолжительный период на рубеже 19 – 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства». Безусловно, учащиеся уже встречались с этим словосочетанием, которое ассоциируется с определением «золотой век» и создает в воображении особый мир, настраивает на разговор о возвышенном, одухотворенном, прекрасном: «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Но «век» оказался слишком коротким. О нём сказаны горькие слова: «ОБЕЩАЛ быть Серебряным…». Почему только «ОБЕЩАЛ»? Ответ на этот вопрос отчасти даёт краткий обзор  исторической обстановки в России в конце 19 – начале 20 века. В подготовленном сообщении говорится о том, что в стране накопилось огромное количество как внутренних, так и внешних проблем. Невозможность их разрешения привела к социальным потрясениям: первой русской революции 1905 – 1907 годов, февральской и октябрьской революциям 1917 года. Россия стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, целью которых стало построение нового общественного строя – социалистического.

Оценка событий 1917 года русскими писателями и поэтами  была неоднозначной, противоречивой, от «Моя революция, пошел в Смольный» В.Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Учащимся предлагается вспомнить, как отнеслись к революции русские писатели и поэты Серебряного века, с творчеством которых они  уже знакомы. Комментарии учителя и ответы выпускников  дополняют  и углубляют уже известные сведения.

  И.А.Бунин решительно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года. В дневниках этих лет писатель  характеризует произошедшие события  как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог к неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, страну.  О непримиримости писателя к новой власти свидетельствует книга воспоминаний В.Катаева «Алмазный мой венец», отдельные фрагменты из которой могут быть прочитаны как подтверждение высказанной мысли.

Шкала ценностей для И.Бунина была незыблемой, самоочевидной. Его выступления, статьи, стихи открыто отвергали большевизм. В 1919 году в одной из ростовских газет было напечатано его стихотворение «Архангел»:


Архангел в сияющих латах

И с красным мечом из огня,

Стоял на клубах синеватых

И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,

Светился на двери косой –

И снова народу являлся

Большой, по колена босой.

Дух гнева, возмездия, кары,

Я помню тебя, Михаил,

И храм этот темный и старый,

Где ты мое сердце пленил.


 

После пояснения о том, что Михаил Архангел, согласно Библии, вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада, нет необходимости доказывать, как злободневно звучали в ту пору эти строки. По Бунину, путь России – это путь поста, прощения, духовной чистоты, строгости и покаяния – именно об этом рассказ «Чистый понедельник», хорошо знакомый выпускникам. Но Россия выбрала иную дорогу, поэтому в январе 1919 года Бунин навсегда покидает Родину.

Спустя почти десять лет, 21 октября 1928 года, в эмиграции писатель  закончит «Окаянные дни». Эта книги публицистики написана необыкновенно сильно, темпераментно, «личностно». Политические оценки писателя дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям. «Книга проклятий, расплаты и мщения, она по темпераменту, желчи и ярости не имеет ничего равного в ожесточенной «белой» публицистике. Потому что и в гневе,   почти исступлении, Бунин остается художником: это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание».

Февральскую революцию А.И.Куприн принял с восторгом, но по отношению к Октябрьской  занял противоречивую позицию. Писатель сомневался в её успехе и её подлинно народной сущности. В этом состоянии растерянности Куприн эмигрировал в 1919 году во Францию. Позднее о своей эмигрантской жизни он писал так: «Жилось ужасно круто, так круто, как никогда. Я не скажу, не смею сказать – хуже, чем в Совдепии, ибо это несравнимо. Там была моя личность уничтожена, она уничтожена и здесь, но там я признавал уничтожающих, я на них мог глядеть с ненавистью и презрением. Здесь же оно меня давит, пригибает к земле. Там я всё-таки стоял крепко двумя ногами на моей  земле (авт.). Здесь я чужой, из милости, с протянутой ручкой. Тьфу!». Все годы  жизни в Париже писатель стремился в «милое прошлое», в свою любимую Гатчину, где так пахнут весной берёзы вдоль деревянных заборов, где у него был свой особнячок с садом и огородом. Куприн вернулся на родину весной 1937 года, будучи уже тяжело больным. Через год он умер и был похоронен на Литературных Мостках Волкова кладбища.

Отношение к революцииМ.Горького было неоднозначным.  Искренне веря в её необходимость,  он опасался искажения её идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство по сути своей не может быть революционно. Эти сомнения были выражены в цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в 1917-1918 гг. в газете «Новая жизнь».

Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства.

     В середине 1918 года газета «Новая жизнь» была закрыта большевиками, и отношения Горького с новой властью обострились еще более. «Революция повергла его в полное смятение, - писал об этом периоде жизни Горького французский писатель Ромен Роллан, - первое время он ее не воспринимал. Его потрясла её неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы... создалось впечатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал в Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую ненужную...».

Учащимся ещё предстоит изучение творчества  А.Блока, но не сказать о том, что поэт  воспринял революцию как стихию, как очищающую силу, которая сметет ненавистный ему «страшный мир», где нет места красоте, гармонии, творчеству, на данном уроке невозможно.

 В поэме «Двенадцать» революционную Россию Блок изобразил как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Россия старая ассоциировалась в сознании Блока с черным; он записал в дневнике: «В России все опять черно и будет чернее прежнего», но запись 3 июля 1917 свидетельствует о другом настроении поэта: «Это ведь только сначала – кровь, насилие, зверство, а потом – клевер, розовая кашка». Поэт верил в исход из кровавого настоящего к гармоническому будущему, которое олицетворено в поэме в образе Христа. Блоку хотелось увидеть «октябрьское величие за октябрьскими гримасами», но его надежды не сбылись, поэтому в лирике появились трагические мотивы, которые передали душевные страдания поэта, его неудовлетворённость «гнетущим» ходом событий, осознание обманутости. В последнем стихотворении поэта «Пушкинскому Дому» (1921 год) эти мотивы звучат с необычайной силой:


 


Что за пламенные дали   

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века.

 

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

 

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!



От «Двенадцати» до «Пушкинскому Дому» Блок прошёл путь разочарований; 18 апреля 1921 года, незадолго до смерти, он констатировал: «…вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело…».

Определить отношение к революции Осипа Мандельштама помогут строчки из стихотворения «Сумерки свободы»:


Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенёт.

Восходишь ты в глухие годы,

О солнце, судия, народ! –

 

 

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Её  невыносимый гнёт.

В ком сердце есть – тот должен

Слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет


Загадочны и «тяжелодумны» стихи поэта, написанные в 1917 – 1918 годах. Скорее всего,  настроение его было близко к принятию событий такими, какие они есть. Поэт смиряется с неизбежностью. Раз это случилось, то – да будет так! Учащимся предлагается найти в стихотворении перефразы, с помощью которых Мандельштам характеризует октябрьские события 1917 года.   «Сумерки свободы», «глухие годы», «невыносимый гнёт власти» - вот мироощущение поэта. Но свершающееся его не страшит:

                                      Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

                                      Скрипучий поворот руля.

                                      Земля плывёт. Мужайтесь, мужи.

Революция нарушила привычный уклад жизни Мандельштама. Отныне поэт обречён на бесприютность, на кочевье, на опалу.

Гражданская война, еще более расколовшая народ России на «красных» и «белых», на «своих» и «чужих», нанесла серьезный удар по интеллигенции; как кровавое «красное колесо», она перемешивала и ломала судьбы людей. Перед каждым встала проблема жесткого выбора: с кем я? за кого я? Многие из творцов Серебряного века не сочувствовали революционным переменам, не приняли новой действительности, они покинули страну, не пожелав иметь ничего общего с Советской Россией

В 1920 году уезжает из России известная  поэтесса  Зинаида Гиппиус. Она привнесла в эмиграцию петербургскую атмосферу, воздух Серебряного века. Перед ней, как и перед  Буниным, не стояло вопроса, уезжать или остаться. Еще в 1904 году она написала «электрические стихи», в которых выразила свое яростное неприятие российской действительности.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.