|
|||
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ.Стр 1 из 5Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА План 1. Введение 2. Информационные системы в сфере права 3. Основные термины 4 Правовая информатизация
1. Введение Процесс глобальной информатизации всего современного общества не оставил в стороне и сферу правовой информации. Закономерным требованием времени является организация труда с документами в электронном виде на основе применения информационных компьютерных технологий. Рост объема правовой информации наблюдается ныне во всем мире. В России этот процесс идет особенно интенсивно. Это связано с реформированием всей государственной системы. Реформы продолжаются, принимаются новые нормативные правовые акты, нередко несколько раз в год вносятся поправки в действующие федеральные законы, это влечет за собой изменения в подзаконных актах и т.д. Установлено, что только на федеральном уровне принимается ежемесячно около 100 нормативных правовых актов. С учетов новых документов, принятых на региональном уровне, общее число новых документов достигает в России 10 тысяч. Единственным средством, позволяющим справиться с этой лавиной информации, является применение компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации. Процесс информатизации правовой сферы определен в России законодательно. Указом Президента РФ от 28.06.93 г. N 966 была утверждена Концепция правовой информатизации России. В этом документе были приняты основные принципы, цели и задачи, а также пути реализации этого процесса. Здесь можно выделить следующие направления: · формирование законодательства по информации и информатизации; · обеспечение информационной безопасности, права на информацию; · обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере; · развитие индустрии правовой информатизации на основе новейших информационных технологий; · обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве; · организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов; · защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В дальнейшем был принят ряд указов президента РФ, а также закон РФ от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», регулирующий правоотношения в сфере создания и использования информационных технологий и закон РФ 10.01.02 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Внедрение компьютерных технологий коснулось всех сфер правового регулирования. Здесь можно выделить следующие направления: · законодательная и правотворческая деятельность; · деятельность в области правоприменительной практики в сфере хозяйственных отношений; · обеспечение деятельности органов правопорядка; · в криминалистике и судебной экспертизе; · в социологических исследованиях; · в научных исследованиях; · в системе юридического и экономического образования
2. Информационные системы в сфере права Правовая информация –это«массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно - технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности». Это определение дано в "Концепции системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ» Источник публикации СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф .Классификатор принят Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О классификаторе правовых актов». Правовая информация включает в себя официальную правовую информацию, информацию индивидуально - правового характера и неофициальную правовую информацию. Под официальной правовой информацией понимают информацию, исходящую от полномочных государственных органов, имеющую юридическое значение и направленную на регулирование общественных отношений (нормативные правовые акты, ненормативные акты общего характера – акты однократного применения, акты официального разъяснения; правоприменительные акты). В свою очередь нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений - это правовая информация индивидуально - правового характера. Такая информация исходит от организаций или отдельных граждан в виде договоров, заявлений и т.п. Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие реализацию правовых норм – это неофициальная правовая информация. Она не влечет за собой правовых последствий. Это материалы подготовки нормативных правовых актов; материалы систематизации законодательства, данные статистики по правовым вопросам, образцы деловых документов; комментарии законодательства; - научные и учебно-методические труды по вопросам законодательства. Поскольку информация и информационные процессы являются в настоящее время областью, на которую распространяется правовое регулирование, далее будут приведены определения, содержащиеся в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ: «Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).» Когда речь идет о документе, следует учитывать что в качестве материального носителя может выступать не только лист бумаги, но и магнитные носители (диски, дискеты), оптические носители (лазерные диски). На таких носителях может храниться не только текстовая информация, но и звуковая, графическая, видео. Таким образом, документом может быть как текст на бумажном носителе, так и фотопленка, магнитная лента, магнитный или CD-диск с текстовыми, звуковыми, графическими или видео-файлами. В общем случае документ может быть и рукописным, но обработка и хранение документов с применением современных информационных технологий на базе компьютерной техники осуществляются с документами, представленными в цифровом виде. Все текстовые документы, которые используются в юридической деятельности, обычно снабжаются реквизитами (наименованием документа, подписью исполнившего лица, штампами и печатями), некоторые из них изготавливаются на официальных бланках. Для официальных правовых документов обязательными реквизитами, по которым их можно однозначно идентифицировать, являются следующие: наименование (вид) документа, название, принявший орган, дата принятия, регистрационный номер. Для нормативных правовых актов, изданных органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, принят порядок юридической экспертизы на предмет соответствия их федеральному законодательству и регистрации в Министерстве юстиции РФ. В соответствие с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», принятыми Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 юридической экспертизе и государственной регистрации Минюстом РФ «подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия». В соответствие с этими Правилами Министерство юстиции Российской Федерации ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». · Таким образом, для вышеупомянутых официальных документов ещё одним реквизитом служит дата регистрации Минюсте РФ.
|
|||
|