Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Исторический метод познания, периодизация истории



II. Исторический метод познания, периодизация истории

Исторический метод познания.

Классическое определение метода дал В.И. Ленин:

«… Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения. этого его развития, смотреть, чем данная вещь стала теперь.»

                                 /Полное собрание сочинений. т. 39,с. 67

или проще: 

è  возникновение

è развитие (этапы)

è современное положение и вектор в будущее

 

Пример:

Рассмотрите свою ситуацию в данное время:

- вы – студенты ПМГМУ им. И.М. Сеченова

1. Когда у Вас впервые возникла мысль стать медиком?

2. Какие этапы прошла эта идея?

3. Как вы все-таки попали в ПМГМУ?

4. Какое сегодня понимание Вашей роли в медицине?

Исторический метод очень важен.

Вам предстоит много работать с людьми – понимание того, зачем они пришли к Вам и, особенно, причины и их путь прихода к Вам позволит лучше их понять.

Еще Аристотель говорил: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, знает их лучше всего».

Например: семейный врач - история болезни.

 

        Периодизация истории – помогает лучше понять исторический метод.

а)Общая периодизация

- первобытное общество

- первобытнообщинный строй

- период древних цивилизаций (рабовладельческий строй)

- период средних веков (феодальный строй)

- новое время (капиталистический строй)

- XX век (новейшее время)

б) Частная периодизация

- в каждой науке, в каждом явлении своя

Например: хирургия

-донаучная (до Пирогова)

- научная с XIX в. (после Пирогова)

 

Источники (исторические)

1. Материальные

-данные археологии

- инструменты, приборы и т.д.

- музей (например, музей истории медицины в ПМГМУ им. И.М. Сеченова

2. Письменные

- книги и др.

Вы в свою очередь будете создавать эти источники – относитесь к этому серьезно – по ним будут изучать Ваш период развития медицины

3. Этнография, мифология, фольклор и т.д.

Ваша задача - изучать историю медицины на основании первоисточников – ориентироваться на лучшие книги, идеи, труды гениев и т.д. В этой связи хочется привести слова известного английского ученого Ньютона:… «Я видел дальше других, только потому, что стоял на плечах гигантов».

 

III. Медицина. Классификация медицины.

Медицинасистема научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней.

- одна из наиболее гуманных сфер общественной практики.

Классификация медицины

1. По дисциплинам (свыше 2000)

- терапия, хирургия, медицинская генетика, иммунология, радиационная терапия и т.д.

2.По направлениям:

- теоретическая

- клиническая

- профилактическая

Теоретическая медицина изучает законы и закономерности перехода от состояния здоровья к болезни и от состояния болезни к здоровью.

Основные понятия: здоровье, болезнь, этиология, принципы лечения, профилактика…

Клиническая медицина – это более практическое направление.

Основные понятия: диагноз, классификация болезней, практика, лечение, умение общаться с больными…

Профилактическая медицина: направление в медицине, ставящее своей задачей разработку и осуществление широких санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мер по предупреждению заболеваемости и инвалидности, продолжительности жизни населения.

3. Формы медицин:

- официальная и неофициальная (альтернативная)

- народная, магическая, светская, жреческая, монастырская, научная, государственная, профессиональная, страховая и т.д.

4. Системы медицины:

- аллопатическая, гомеопатическая, натуропатическая, аюрведческая, чжень-цзю и др.

5. Медицинские теории:

- гуморальная, пневматическая, нервно-гуморальная, теория Селье, теория Фрейда, психосоматика и др.

 

Примеры, относящиеся к периоду развития медицины, когда возможность лечебной помощи со стороны врача была ограниченной:

а) Наполеон I любил повторять: «Я не верю в медицину, но я верю в своего врача Корвизара».

б) Когда французского клинициста А. Труссо спросили, что требуется от врача, он ответил: «Много здравого смысла, немного такта и смелости. А знание? - Знание? Оно может иногда пригодиться».

в) Как отмечал известный терапевт XIX столетия С.П. Боткин, то, как дается лекарство, подчас важнее самого лекарства…

Все это относится к веку XIX, но лишний раз подчеркивает важность психотерапии и её связь с психосоматикой.

Многовековая история медицины донесла до XXI столетия три постулата: важность психотерапии, необходимость использования естественных сил организма и рекомендацию «не вредить».

Медицина является сплавом искусства и науки. Известный терапевт В.О. Ослер считал, что медицина – это искусство, основанное на науке и требующее для своего совершенствования любви.

Очень часто, когда говорят о медицина, обращают внимание только на лечение. Это принципиальная ошибка.

Посмотрите еще раз на современное определение медицины – там больше внимания на здоровье, увеличение продолжительности жизни, чем на борьбу с болезнями.

Главной фигурой в медицине должен быть не лечебник, а врач-гигиенист, организатор здравоохранения (не умаляя при этом значение врача-лечебника).

Есть известное выражение:

Где недорабатывает врач-гигиенист – там начинает работу врач-терапевт.

Где недорабатывает терапевт – там начинают работать хирурги.

Где недорабатывают хирурги – там начинает работать патологоанатом.

Человек – не только биологическое существо, где нужны знания по физико-химии, биологические методы лечения, но человек существо социальное – психологически и ему нужно общество, которое его защищает, помогает, воспитывает и т.д. Здесь другие методы лечения. Человек – существо духовное. Здесь тоже лекарство из аптеки не поможет.

Таким образом, общение с духовно и физически здоровыми людьми, здоровые условия жизни, самосовершенствование – вот условия здоровья человека.

Медикам нужно работать с образом жизни человека, а лечение – это один из элементов

.

IV. История медицины

История медицины делится на общую и частную.

Частная история медицины

- история отдельных медицинских дисциплин (хирургия, анатомия и т.д.)

Общая история медицины изучает

- общие закономерности развития медицины в целом

-развитие узловых проблем медицины (человек, болезнь, этиология, лечение, профилактика и др.)

- особенности национальных систем медицины

- выдающихся деятелей медицины и открытия, оказавшие влияние на развитие медицины в целом.

Здесь действует все тот же исторический метод. «Последовательное применение исторического метода в преподавании истории медицины имеет своим следствием изложение истории отечественной медицины в контексте всемирной истории. Это соответствует концепции исторического развития наук как единого всемирно-исторического процесса и позволяет наглядно продемонстрировать достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры, четко определять приоритеты научных открытий, прослеживать преемственность в передачи медицинской информации и, в конечном счете, логику развития медицинских знаний в целом» Т.С. Сорокина, 2004.

История медицины как науки и предмет преподавания

1. Определение истории медицины. Есть несколько вариантов.

а) Н.Д. Лебедев – «Краткая история медицины» (1827 г.)

«история не биография и не библиография, состоит не простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении и оценке всех их творений, но в поучительном исследовании происхождения и перемен врачебной науки»

б) П.Е. Заблудовский

«История медицины – наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в связи с развитием экономических формаций, в связи с общей историй культуры»

в) М.К. Кузьмин

«История медицины – наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины»

г) Т.С. Сорокина

«История медицины изучает закономерности развития и истории врачевания и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры» 

 

Цели истории медицины:

- формирование понимания развития общества и культуры;

- учёт ошибок прошлого, чтобы не повторять их вновь;

- воспитание высоких моральных качеств, готовности совершить подвиг ради жизни человека;

- развитие национального самосознания;

- повышение общего уровня развития.

Задачи истории медицины:

1. Расширить сведения по медицине (поставить прошлое на службу настоящему);

2. Овладеть историческим методом;

3. Выработать навык самостоятельного изучения и оценки трудов классиков медицины;

4. Формировать историко-медицинского мировоззрения;

5. Повышать культуры врача;

6. Прогноз развития медицинской науки.

Изучение целей и задач истории медицины перерастает в вопрос «Зачем нужно изучать историю медицины»?

- это позволяет в первую очередь отрешиться от «сиюминутного» и взглянуть на мир, на себя с точки зрения вечности;

- учиться на великих примерах;

- понимание преходящего характера современных научных знаний и непреходящего «вечных истин» (врачебной этики).

Гиппократ: «Жизнь коротка, путь к искусству труден, удобный случай быстротечен, опыт обманчив, суждение трудно».

Изучение истории медицины наводит на мысль об изменчивости наших знаний, представлений о медицине, человеке (здоровом, больном), диагностики, этиологии, патогенезе, лечении, профилактике болезней и т.д. История медицины говорит о постоянной сменяемости знаний – зыбкости знания.

Но надо искать твердое основание, ведь нельзя строить на зыбком. Фундаментом должны быть исторические представления о направлениях развития, основных проблем медицины, логика их развития и прогноз на будущее.

История медицины дает оценку совершаемому в медицине - способствует методическому подходу к оценке новых медицинских теорий, методов диагностики, лечения, профилактики и понимания болезни.

Все это нужно врачу (студенту) для:

«…для совершенствования разума и опытности» (Лебедев, 1827 г.)

« …не любоваться памятниками, а перенимать идеи» (там же).

Мы часто воспринимаем историю, как диковинку, на которую полюбовался и отложил. Надо же глубже вникать, пытаясь понять людей, стоящих за «диковинами», их идеи, благодаря которым стали возможны эти «диковины».

 

Закончить лекцию весьма уместно будет известным афоризмом Гиппократа:

 «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной и окружающие и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

Желаю вам руководствоваться в вашей будущей профессиональной деятельности этим афоризмом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.