|
|||
II. Исторический метод познания, периодизация истории ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 II. Исторический метод познания, периодизация истории Исторический метод познания. Классическое определение метода дал В.И. Ленин: «… Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения. этого его развития, смотреть, чем данная вещь стала теперь.» /Полное собрание сочинений. т. 39,с. 67 или проще: è возникновение è развитие (этапы) è современное положение и вектор в будущее
Пример: Рассмотрите свою ситуацию в данное время: - вы – студенты ПМГМУ им. И.М. Сеченова 1. Когда у Вас впервые возникла мысль стать медиком? 2. Какие этапы прошла эта идея? 3. Как вы все-таки попали в ПМГМУ? 4. Какое сегодня понимание Вашей роли в медицине? Исторический метод очень важен. Вам предстоит много работать с людьми – понимание того, зачем они пришли к Вам и, особенно, причины и их путь прихода к Вам позволит лучше их понять. Еще Аристотель говорил: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, знает их лучше всего». Например: семейный врач - история болезни.
Периодизация истории – помогает лучше понять исторический метод. а)Общая периодизация - первобытное общество - первобытнообщинный строй - период древних цивилизаций (рабовладельческий строй) - период средних веков (феодальный строй) - новое время (капиталистический строй) - XX век (новейшее время) б) Частная периодизация - в каждой науке, в каждом явлении своя Например: хирургия -донаучная (до Пирогова) - научная с XIX в. (после Пирогова)
Источники (исторические) 1. Материальные -данные археологии - инструменты, приборы и т.д. - музей (например, музей истории медицины в ПМГМУ им. И.М. Сеченова 2. Письменные - книги и др. Вы в свою очередь будете создавать эти источники – относитесь к этому серьезно – по ним будут изучать Ваш период развития медицины 3. Этнография, мифология, фольклор и т.д. Ваша задача - изучать историю медицины на основании первоисточников – ориентироваться на лучшие книги, идеи, труды гениев и т.д. В этой связи хочется привести слова известного английского ученого Ньютона:… «Я видел дальше других, только потому, что стоял на плечах гигантов».
III. Медицина. Классификация медицины. Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней. - одна из наиболее гуманных сфер общественной практики. Классификация медицины 1. По дисциплинам (свыше 2000) - терапия, хирургия, медицинская генетика, иммунология, радиационная терапия и т.д. 2.По направлениям: - теоретическая - клиническая - профилактическая Теоретическая медицина изучает законы и закономерности перехода от состояния здоровья к болезни и от состояния болезни к здоровью. Основные понятия: здоровье, болезнь, этиология, принципы лечения, профилактика… Клиническая медицина – это более практическое направление. Основные понятия: диагноз, классификация болезней, практика, лечение, умение общаться с больными… Профилактическая медицина: направление в медицине, ставящее своей задачей разработку и осуществление широких санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мер по предупреждению заболеваемости и инвалидности, продолжительности жизни населения. 3. Формы медицин: - официальная и неофициальная (альтернативная) - народная, магическая, светская, жреческая, монастырская, научная, государственная, профессиональная, страховая и т.д. 4. Системы медицины: - аллопатическая, гомеопатическая, натуропатическая, аюрведческая, чжень-цзю и др. 5. Медицинские теории: - гуморальная, пневматическая, нервно-гуморальная, теория Селье, теория Фрейда, психосоматика и др.
Примеры, относящиеся к периоду развития медицины, когда возможность лечебной помощи со стороны врача была ограниченной: а) Наполеон I любил повторять: «Я не верю в медицину, но я верю в своего врача Корвизара». б) Когда французского клинициста А. Труссо спросили, что требуется от врача, он ответил: «Много здравого смысла, немного такта и смелости. А знание? - Знание? Оно может иногда пригодиться». в) Как отмечал известный терапевт XIX столетия С.П. Боткин, то, как дается лекарство, подчас важнее самого лекарства… Все это относится к веку XIX, но лишний раз подчеркивает важность психотерапии и её связь с психосоматикой. Многовековая история медицины донесла до XXI столетия три постулата: важность психотерапии, необходимость использования естественных сил организма и рекомендацию «не вредить». Медицина является сплавом искусства и науки. Известный терапевт В.О. Ослер считал, что медицина – это искусство, основанное на науке и требующее для своего совершенствования любви. Очень часто, когда говорят о медицина, обращают внимание только на лечение. Это принципиальная ошибка. Посмотрите еще раз на современное определение медицины – там больше внимания на здоровье, увеличение продолжительности жизни, чем на борьбу с болезнями. Главной фигурой в медицине должен быть не лечебник, а врач-гигиенист, организатор здравоохранения (не умаляя при этом значение врача-лечебника). Есть известное выражение: Где недорабатывает врач-гигиенист – там начинает работу врач-терапевт. Где недорабатывает терапевт – там начинают работать хирурги. Где недорабатывают хирурги – там начинает работать патологоанатом. Человек – не только биологическое существо, где нужны знания по физико-химии, биологические методы лечения, но человек существо социальное – психологически и ему нужно общество, которое его защищает, помогает, воспитывает и т.д. Здесь другие методы лечения. Человек – существо духовное. Здесь тоже лекарство из аптеки не поможет. Таким образом, общение с духовно и физически здоровыми людьми, здоровые условия жизни, самосовершенствование – вот условия здоровья человека. Медикам нужно работать с образом жизни человека, а лечение – это один из элементов . IV. История медицины История медицины делится на общую и частную. Частная история медицины - история отдельных медицинских дисциплин (хирургия, анатомия и т.д.) Общая история медицины изучает - общие закономерности развития медицины в целом -развитие узловых проблем медицины (человек, болезнь, этиология, лечение, профилактика и др.) - особенности национальных систем медицины - выдающихся деятелей медицины и открытия, оказавшие влияние на развитие медицины в целом. Здесь действует все тот же исторический метод. «Последовательное применение исторического метода в преподавании истории медицины имеет своим следствием изложение истории отечественной медицины в контексте всемирной истории. Это соответствует концепции исторического развития наук как единого всемирно-исторического процесса и позволяет наглядно продемонстрировать достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры, четко определять приоритеты научных открытий, прослеживать преемственность в передачи медицинской информации и, в конечном счете, логику развития медицинских знаний в целом» Т.С. Сорокина, 2004. История медицины как науки и предмет преподавания 1. Определение истории медицины. Есть несколько вариантов. а) Н.Д. Лебедев – «Краткая история медицины» (1827 г.) «история не биография и не библиография, состоит не простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении и оценке всех их творений, но в поучительном исследовании происхождения и перемен врачебной науки» б) П.Е. Заблудовский «История медицины – наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в связи с развитием экономических формаций, в связи с общей историй культуры» в) М.К. Кузьмин «История медицины – наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины» г) Т.С. Сорокина «История медицины изучает закономерности развития и истории врачевания и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры»
Цели истории медицины: - формирование понимания развития общества и культуры; - учёт ошибок прошлого, чтобы не повторять их вновь; - воспитание высоких моральных качеств, готовности совершить подвиг ради жизни человека; - развитие национального самосознания; - повышение общего уровня развития. Задачи истории медицины: 1. Расширить сведения по медицине (поставить прошлое на службу настоящему); 2. Овладеть историческим методом; 3. Выработать навык самостоятельного изучения и оценки трудов классиков медицины; 4. Формировать историко-медицинского мировоззрения; 5. Повышать культуры врача; 6. Прогноз развития медицинской науки. Изучение целей и задач истории медицины перерастает в вопрос «Зачем нужно изучать историю медицины»? - это позволяет в первую очередь отрешиться от «сиюминутного» и взглянуть на мир, на себя с точки зрения вечности; - учиться на великих примерах; - понимание преходящего характера современных научных знаний и непреходящего «вечных истин» (врачебной этики). Гиппократ: «Жизнь коротка, путь к искусству труден, удобный случай быстротечен, опыт обманчив, суждение трудно». Изучение истории медицины наводит на мысль об изменчивости наших знаний, представлений о медицине, человеке (здоровом, больном), диагностики, этиологии, патогенезе, лечении, профилактике болезней и т.д. История медицины говорит о постоянной сменяемости знаний – зыбкости знания. Но надо искать твердое основание, ведь нельзя строить на зыбком. Фундаментом должны быть исторические представления о направлениях развития, основных проблем медицины, логика их развития и прогноз на будущее. История медицины дает оценку совершаемому в медицине - способствует методическому подходу к оценке новых медицинских теорий, методов диагностики, лечения, профилактики и понимания болезни. Все это нужно врачу (студенту) для: «…для совершенствования разума и опытности» (Лебедев, 1827 г.) « …не любоваться памятниками, а перенимать идеи» (там же). Мы часто воспринимаем историю, как диковинку, на которую полюбовался и отложил. Надо же глубже вникать, пытаясь понять людей, стоящих за «диковинами», их идеи, благодаря которым стали возможны эти «диковины».
Закончить лекцию весьма уместно будет известным афоризмом Гиппократа: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной и окружающие и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Желаю вам руководствоваться в вашей будущей профессиональной деятельности этим афоризмом.
|
|||
|