|
|||
Соблюдение МГП ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 4. Соблюдение МГП За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях. Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят устав постоянного Международного уголовного суда. Статут (устав) предусматривает четыре к а т е г о р и и в о е н н ы х п р е с т у п л е н и й: а) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.; б) другие серьезные нарушения законов и обычаев ведения войны, – преступления, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов; в) серьезные нарушения ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г.; г) другие серьезные нарушения законов и обычаев войны (применяемых к вооруженным конфликтам немеждународного характера), большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II. В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (ст. 85). С е р ь е з н ы м и н а р у ш е н и я м и являются: 1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом: – преднамеренное убийство; – пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; – преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью; – принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах державы противника; – лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство; – незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц; – взятие заложников; – произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью; 2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью: – совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц; – совершение нападения, носящего неизбирательный характер, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить; – совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить; – превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения; – совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; – вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом; 3) нижеперечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта: – перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы; – неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц; – применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации; – превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов; 4) нижеперечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица: – применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки. Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также ст. 85, ч. 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам. Задание: Ознакомиться с лекцией и ответить письменно на вопросы: 1. Какова сущность МГП? 2. В каких документах принятых ООН, отражаются права человека? 3. Назовите основные положения МГП.
Форма отчётности: Скан выполненной работы отправить на эл. почту: devederovaoksana@ gmail.com
|
|||
|