|
|||
Полякова Е.С.. Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений».Стр 1 из 2Следующая ⇒ 05.11.20 – пр.з. Полякова Е.С. Тема: «Развитие связной речи. Методика подготовки и написания изложений». Погружение в проблему.Связная речь – это, с одной стороны, определенный результат коммуникации, с другой – процесс (речевая деятельность) – Т.А. Ладыженская. Связная речь предполагает наличие определенной внутренней (смысловой) и внешней (языковой), структурной связи ее частей – А. В. Текучев. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением, языковым оформлением высказываний (при выполнении специальных упражнений, при подготовке изложений и сочинений). Необходимо формирование следующих умений: · анализировать тему, уточнять ее границы; · определять основную мысль; · составлять план; · систематизировать подобранный материал; · правильно отбирать языковые средства. Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Требования к тексту: он должен быть доступным, соответствовать уровню развития учащихся, обладать познавательным и воспитательным потенциалом, удовлетворять требованиям литературного языка. Задание 1.: Пользуясь учебником (ами) по методике русского языка, представить основные виды изложений (ссылка: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева…): · по цели: обучающие и контрольные (Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева); · по месту оформления работы: классные и домашние (Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева); · по форме словесного выражения: устные и письменные (Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева); · по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые (краткие) (Т. А. Ладыженская) · по отношению к содержанию исходного текста: а) полные, б) выборочные, в) изложения с дополнительным заданием (Т. А.Ладыженская) · по восприятию исходного текста: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста (Т. А. Ладыженская) · по степени знакомства с исходным текстом: незнакомый, т.е. воспринимаемый впервые, текст и знакомый, т. е. воспринятый ранее, известный учащимся текст (Т. А. Ладыженская) · по осложненности языковым заданием: а) с лексическим; б) грамматическим (морфологическим, синтаксическим); в) стилистическим (Т. А. Ладыженская) · по характеру текста: повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики (Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева)
Погружение в проблему.Этапы работы над обучающим изложением (5-9 классы): 1.Вступительное слово об авторе и произведении (при необходимости). 2.Чтение текста учителем или прослушивание записи текста. 3.Определение темы и основной мысли текста. 4.Анализ содержания (ответы на вопросы), словарная работа, анализ языковых особенностей. 5.Повторное чтение или прослушивание. Задание 2.Назвать упражнения, которые можно использовать для подготовки учащихся к изложению (не менее 3-х, возможно использование учебника по русскому (ссылка): 1. Прочитайте текст. В чем заключается богатство русского языка? Запишите свой ответ. <текст> (Русский язык 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 2015г.)
2. Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогла и продолжает помогать людям передавать опыт. <текст> (Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 2012г.)
3. Прослушайте по радио или телевидению информационное сообщение на интересующую вас тему, перескажите его в классе. (Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 2012г.)
|
|||
|