Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здравствуйте дети!



Здравствуйте дети!

С вами я, Агапий Владимир Захарович - руководитель вокальной студии народного вокально-хореографического ансамбля «Сувенир».

Сегодня у нас четвертое занятие и мы посвятим его дикции.

 

Вся  активная работа органов артикуляционного аппарата направлена на то, чтобы слова текста, наша речь была четкой, ясной, разборчивой – это мы будем называть дикцией.     

Итак, Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

 

Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных.

В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки.

Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Согласные делятся на глухие и звонкие.

Глухие: К, П, С, Т, Ф, Х, Ч ,Ц, Ч, Ш,Щ

Звонкие: В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р

Безголосые - не вокальные согласные С Ф Х К П Т Ц Ч Ш Щ образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха, состоят из одних шумов.

Голосовые – В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р образуются из ротовых шумов и голоса.

  Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым.

Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо постоянно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику

  Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

 

Интонационно-фонетические упражнения.

      Упр.№1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюстивперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

      Упр. №2.  Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

Вспомним, что буквы А, Э, И – это гласные улыбки, а О, У – удивления.

      Упр. №3.  Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса. У~у, у~о, о~а.

Постараемся повторить, как воет волк: «У-У-У». Как мычит корова: «Му–у–у»

  Упр.№4.  «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных:

Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

 

   Упр.№5 Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию пере укрупненной.

   Упр№.6 Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт или напряжение. Движение (лучше сказать - усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата

  Упр.№7 Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. Вы должны найти в этой работе комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом. Перед разучиванием музыкального произведения надо обязательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом.

  Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. (В шутку представьте себя кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. Такую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношения текстов, звуков). С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.

    Упр.№8 Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:

     1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не "причмокивать".

     2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его "съедание" и звучит "М" на конце фразы.

     Упр.№9 Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхания. Убеждена, что вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха (основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего контроля над выдохом, концентрации, активности. Тихую речь тоже должны услышать ваши будущие слушатели

      Упр.№10 Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается - активность остается. Утрированное произношение в классе - в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата.

   Упр.№11 Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных: «белеет парус одинокий» - «е-ее - а-у -о-и-о-ии». Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток "вставьте" быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену

Упр.№12 Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-И-О-У, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.