Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции архитектора при реставрации памятника архитектуры



28. Функции архитектора при реставрации памятника архитектуры

Реставрационное производство имеет существенные отличия от обычно-го строительства и ремонта. Во время ре-ставрации продолжается исследование памятника, закладываются дополнитель-ные зондажи, разбирается поздняя клад-ка, выполняется разверстовка. Процесс реставрации — это неразрывный процесс раскрытия памятника и его восстановле-ния. Из этого прежде всего вытекают не-которые особенности его организации. Так, в ходе производства оказываются неизбежными остановки работ для фик-сации раскрытых частей памятника, а иногда и для выработки нового реставра-ционного решения, если всплывают не-известные ранее обстоятельства. Отдель-ные детали проекта получают оконча-тельное уточнение только в процессе вос-становления, которое производится с привязкой к сохранившимся в натуре сле-дам, по месту.Одна из главнейших особенностей :рганизации реставрационного производ-:тва заключается в той особой роли, ко-торая отведена в нем архитектору— ав-гору проекта реставрации. Функции ар-иггектора при реставрации, в отличие от еового строительства, не ограничивают-;я понятием авторского архитектурного надзора, но обычно рассматриваются как иаучно-техническое руководство.

Важная задача архитектора при про-сзводстве реставрации — завершение исчерпывающего натурного исследования памятника. Только на этой стадии стано-вится возможным выполнить значительные по объему разборки кладок, снять подлежащие замене поздние кровли, вскрыть полы на большой площади. Именно теперь устанавливается действи-тельный объем тех остатков, по которым должно производиться восстановление утраченных элементов памятника. Такие разборки должны выполняться с исклю-чительной осторожностью, так как при них легко могут быть уничтожены цен-нейшие следы, необходимые для правильного восстановления утраченного. Это могут быть поврежденные участки лицевой поверхности кладки, отслаивающиеся остатки покрасок, обломки мате-риалов старого кровельного покрытия, лежащие среди строительного мусора, или другие столь же хрупкие фрагменты, ценность которых может установить только исследователь-архитектор. Иног-да важные находки обнаруживаются на тех участках, где, казалось бы, их не следовало ожидать. Из этого следует, что разборка, особенно во всех наиболее от-ветственных местах, должна производиться под непосредственным руководством архитектора и в его присутствии.

Результаты раскрытия, выполняемого в процессе реставрации, как и всякого раскрытия вообще, должны быть непре-менно зафиксированы. Фиксацию следу-ет производить особенно оперативно, по-скольку она задерживает ход производства. Организация такой фиксации, преж-де всего фотографической, а в случае не-обходимости и обмерной, также входит в функции архитектора. Он должен вовре-мя приостановить работы, подготовить участок к фотографированию, вызвать необходимых исполнителей и дать им на месте нужные указания.

Все важные для истории памятника или имеющие иную ценность находки, сделанные при разборке и вообще в ходе ведения реставрации, подлежат сохранению. Для этого архитектор должен орга-низовать их осторожное изъятие и вре-менное хранение, а по окончании работ передать по описи в местный музей или иное место постоянного хранения.

Наиболее ответственная задача архи-тектора при реставрации— обеспечить, чтобы восстановление велось с макси-мальным сохранением подлинника и с точной привязкой к сохранившимся ста-рым остаткам, как принято говорить: «по маякам». Только в этом случае обеспечи-вается действительная документальная точность воссоздаваемых элементов -па-мятника и сохраняется характер его пла-стики. Это может быть достигнуто лишь при постоянном контроле со стороны ар-хитектора, а на некоторых наиболее важ-ных этапах — при его непосредственном участии. Так, например, при восстанов-лении растесанного проема в старой ка-менной постройке архитектор обычно должен в.ыполнить следующие операции: вместе с мастером-каменщиком произве-сти штрабление кирпичной кладки раз-рубленных откосов и ее разверстовку; разбить по имеющимся остаткам непос-редственно в натуре план проема; прове-рить по сохранившимся следам, были ли откосы проема и обрамление наличника строго вертикальны или нет, и при необ-ходимости установить вместо отвесов на-тянутые шнурки, по которым должна ве-стись лицевая кладка; проверить пра-вильность шаблонов для тески профилей и соответствие вытесанных профилей шаблону; выдать шаблоны кружал для выкладки арок или криволинейных эле-ментов декоративного завершения, для чего обычно на месте устанавливается лист фанеры или картона либо наклады-вается калька и на них наносятся остатки кривых или же опорные точки, по кото-рым затем вычерчивается абрис всей кри-вой; проверить по натуре соответствие изготовленного и установленного кружа-ла имеющимся следам и окончательно от-корректировать его; принять работу после завершения кладки и снятия кружал Только при соблюдении всех этих услс-вий может быть гарантировано действи-тельно точное соответствие восстанов-ленного проема имеющимся остаткам (рис. 67). Частный случай восстановле-ния «по маякам» представляет использо-вание старых центров построения кри-вых, оставшихся от времени строитель-ства в виде заложенных в стену деревян-ных штырей или отверстий от ню.

Особое внимание и личное участие требуются от архитектора в тех случаях. когда по тем или иным причинам (чаще всего для укрепления) оказываётся необ-ходимЫм разобрать и сложить заново ка-куЮтлибо часть сооружения. Он должен обеспечить безукоризненную точность установки каждой детали на ее изначаль-ное место, для чего заблаговременно, еще до разборки изготовляются соответству-ющие рабочие шаблоны. Наиболее зна-чительные объемы такого временного де-монтажа, как правило, имеют место при реставрации памятников деревянного зодчества и особенно при перевозке де-ревянных сооружений на территорию му-зеев. До начала разборки архитектор дол-жен собственноручно произвести марки-ровку всех элементов или проверить пра-вильность такой маркировки и составить исчерпывающие маркировочные черте-жи. В ходе разборки он наблюдает за пра-вильностью транспортировки и склады-вания разобранных бревен или деталей, а также окончательно определяет, какие из них должны быть сохранены, а какие на-столько повреждены, что их надлежит за-

менить новой копией. При этом обычно отбираются нужные образцы для де-ндрохронологических исследований. За-тем ему надлежит проследить, чтобы бы-ли проведены необходимые работы по антисептированию, а при сборке удосто-вериться в правильности разбивки плана и в том, что каждая деталь точно уста-новлена на своем место в соответствии с проведенной маркировкой. Параллельно с этим, если что-то в памятнике подле-жит изменению в соответствии с разра-ботанным проектом реставрации, прове-ряется правилыюсть и соответствие про-екту вновь устанавливаемых деталей. До снятия маркировочных знаков архитек-тор организует проведение фотофикса-ции, призванной подтвердить точность выполненной сборки.

Очень ответственна роль архитекто-ра при выполнении отделочных работ. Он должен добиваться не только их вы-сокого технического качества, но и руко-водить подбором колеров, утверждая пробные выкраски. На этой стадии окончательно формируется цветовая гамма памятника, от которой в очень болыпой степени зависит создаваемое им художе-ственное впечатление.

Осуществляя научно-техническое ру-ководство, архитектор фиксирует свои указания в специальном журнале, кото-рый хранится на объекте и в котором про-изводитель работ должен делать отметки об исполнении. Записи носят различный характер: в них отмечаются допущенные строителями отступления от проекта или нарушения технологии реставрации, ука-зывается на необходимость тех или иных исправлений и переделок, устанавлива-ются для этого сроки. В них заносятся дополнительные пояснения к проекту и зарисовываются схематические чертежи, что позволяет оперативно разрешать воз-ника^ощие в ходе реставрации вопросы. Такой журнал служит отражением всего хода реставрации, поэтому он ни в коем случае не должен уничтожаться, а после завершения работ его следует передать в архив своей организации либо в архив го-сударственных органов охраны памятни-ков как один из наиболее важных отчет-ных документов.

Помимо непосредственного научно-технического руководства реставрацион-ным производством архитектор обязан по чере надобности привлекать к решению лдельных возникающих вопросов специ-алистов смежных областей. Так, если в хо-де раскрытия выявляются не зафиксиро-занные ранее признаки плохого состояния конструкций памятника, он должен вы-звать на объект инженера-конструктора; гсли обнаружатся остатки росписей — :пециалиста в области реставрации живо-писи; в случае необходимости производ-ства земляных работ— организовать ар-хеологический надзор. В экстренных слу-чаях он может приостановить работы до обследования памятника специалистами соответствующего профиля.

Иногда полученная в ходе реставра-ционного раскрытия новая информация

оказывается столь существеннои, что это требует частичного пересмотра проекта реставрации. В этом случае архитектор должен поставить перед своей организа-цией и перед государственными органа-ми охраны памятников вопрос о созда-нии специальной комиссии, которая либо сама санкционирует необходимые изме-нения, либо решит приостановить произ-водство до разработки нового варианта проекта, его повторного рассмотрения и утверждения.

По окончании реставрации архитек-тор обязательно участвует в приемке вы-полненных работ государственной ко-миссией, которую, как правило, возглав-ляет представитель государственных ор-ганов охраны памятников. При этом ар-хитектор выступает как лицо, ответствен-ное за правильность выполненных работ. Он может при необходимости воспользо-ваться своим правом научного руководи-теля и потребовать выполнения нужных доделок и исправлений, если в ходе реставрации это почему-либо не удалось сделать.

  1. Научная отчетность в реставрации

Требование обязательной науч-7ной отчетности о проведенной реставра- \ ции было сформулировано еще в конце \ прошлого века теоретиками «археологи-ческой» реставрации. Полный научный отчет необходим, прежде всего, для то- / го, чтобы впоследствии было совершен- / но ясно, что в реставрированном памят- ' нике является подлинным, а что и на ос-новании каких данных внесено рестав-, ратором./ Какими бы исчерпывающими ни казались на определенной стадии зна-ний исследовательские материалы и ка-кой бы однозначной ни представлялась их трактовка, возможно последующее их переосмысление, и те, кто заинтересует-ся памятником в будущем, должны иметь возможность проникнуть в самую кухню реставрационного процесса.

 Отчет о реставрации должен, прежде всего, содержать краткую характери-стику памятника. Это требование обус-ловлено тем, что иногда более или ме-нее точная характеристика памятника оказывается возможной только как ре-зультат всего комплекса реставрацион-ных исследований. В отчете дается из-ложение выполненной исследователь-| ской работы с особым акцентированием | тех новых данных, которые были полу-I чены в ходе реставрации памятника и не I получили достаточного отражения в I проекте. С максимальной полнотой опи-I сываются выполненные на памятнике / работы по удалению поздних искажаю-щих наслоений, по дополнению утрачен-ных элементов, по вычинке поврежден-ных участков. Описание дополнений должно сопровождаться характеристи-кой данных, послуживших для их обос-"нования. В отчете обязательно отмеча-

ются изменения, внесенные в предвари-тельно разработанный проект реставра-ции. Подробно характеризуются все спе-циальные меры по укреплению основа-ний и фундаментов, усилению конструк-ций, антисептированию, излагается тех-нология выполненных защитных покры-тий, подмазок и т.п. с приведением ре-цептуры примененных составов.

При значительных по объему рестав-рациях, которые привели к существенно-му изменению облика памятника, бывает необходимо составление исполнитель-ных чертежей. Назначение таких черте-жей двоякое. Прежде всего, они призва-ны представить основные проекции па-мятника в том виде, который он получил в результате проведения комплекса ре-ставрационных работ и который обычно не соответствует не только исходному со-стоянию, зафиксированному в обмерных чертежах, но и чертежам предварительно разработанного проекта, поскольку в хо-де работ в него бывают внесены те или иные изменения. Чаще всего эт^змене-ния сводятся к корректировке по месту размеров и детальной прорисовке восста-навливаемых частей, но иногда они но-сят и более принципиальный характер. Таким образом, исполнительные чертежи призваны в дальнейшем служить тем же целям, что и обмеры памятника, переда-вая его в новой редакции— результате проведенной реставрации. Другое важное назначение исполнительных чертежей — дать по возможности исчерпывающее на-глядное представление о содержании проведенных реставрационных работ. Для того чтобы чертежи могли выпол-нять такую роль, на них должны быть обозначены все внесенные изменения: разборки, дополнения, перелицовки и т.п. — в соответствии с реально выпол-ненными работами. Таким образом, ис-полнительные чертежи выглядят не толь-ко как изображение здания, но и как кар-тограммы приведенных работ (рис. 69). Выполнение отчетных чертежей-картограмм тем более обязательно, чем ценнее и древнее рес±аврированный памятник и чем в большей степени проведенные ра-боты коснулись художественно ценных элементов его декорации.

Помимо исполнительных чертежей к отчету обычно прикладываются прото-колы всех заседаний и комиссий, на ко-торых обсуждался проект реставрации и ее последующие стадии. Научный отчет должен быть передан на хранение в ар-хив реставрационной организации и го-сударственным органам охраны памят-ников.

Помимо основного текста отчета для всех сколько-нибудь значительных ре-ставраций памятников архитектуры же-лательна публикация в научных издани-ях его основного содержания с главными исследовательскими материалами и ха-рактеристикой существа выполненных работ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.